Взрыв в Днепропетровске: крест ставить рано

Наша с вами беда состоит в том, что хозяева, виртуозно оседлавшие газовую трубу, хотят переложить груз проблем на потребителей услуг, которых рассматривают, как слуг. А точнее, как обслуживающий персонал тотальной газовой корпорации, где миллионы людей работают на единицы олигархов.

Даже когда храм, заложенный на месте газовой аварии (ул. Мандрыковской, 127, г. Днепропетровск) поднимет к небу свой купол, на этой трагической истории вряд ли будет поставлен крест. Уж слишком она неординарная, и стала фактически символом, что, впрочем, и не удивляет, если учесть ее масштаб и резонанс.

Явившись, как незваная гостья, прямо в квартиры людей, эта масштабная техногенная катастрофа, окончательно взорвала спокойствие в стране, вынудив нас задуматься над реальной опасностью, казалось бы, совершенно обычного процесса – эксплуатации газовых сетей.

Когда-то мы начали свое движение к высотам бытового прогресса с крылатых строчек «А у нас в квартире газ», и даже ввели их, как образцовые, в учебники. Трагедия, случившаяся на ул. Мандрыковской, опустила поэзию до прозы, а на пьедестал возвела двух ангелов, которые держат на вознесенных руках тело погибшего мальчика – образ коллективной жертвы.

Именно такая скульптурная композиция из бронзы, сооруженная в честь 23 погибших горожан, была торжественно открыта в Днепропетровске на годовщину со дня трагедии, рядом с разрушенной взрывом десятиэтажкой. На гранитной плите мемориала указаны имена, фамилии и возраст жертв резонансной техногенной катастрофы.

Увековечивание памяти – это моральная составляющая, которая залечит, возможно, хотя бы в какой-то степени раны… А что сделано на сегодняшний день для практического недопущения подобных трагедий? В Днепропетровске авария оказалась настолько громкой, что заставляет переосмыслить наше отношение к преуспевающей, казалось, газовой отрасли. Именно здесь крутятся самые большие деньги – символ этого благополучия – и как раз отсюда родом самые богатые люди. Только вот олигархов в Украине не сажают, а к тому же, отечественную газовую отрасль прибирает все больше к рукам российский капитал.

Одним из практических отзвуков на резонансную аварию можно признать открытие в Днепропетровске первого в Украине регионального учебного центра по безопасности эксплуатации газового оборудования. Это организация, где все работники газового хозяйства Украины должны пройти переаттестацию для допуска на очередной срок работы.

Обучение должны проходить все без исключения работники газовых хозяйств страны – от гендиректоров и ведущих инженеров, до низового персонала – слесарей и ремонтников. Учебная программа рассчитана на неделю: половина занятий посвящены анализу причин самых крупных аварий, а также обучению эффективным способам их ликвидации, и методам их предотвращения.

Здесь специалисты впервые могут ознакомиться с современным импортным оборудованием, которому, если честно, уже давно место в региональных газовых службах, если их хозяева, действительно, радеют за безопасную работу.

 

По словам начальника регионального отделения Госпромохрантруда Анатолия Кожушко, 60% газовых аварий в Украине имеют в качестве причины «человеческий фактор», и только 10% происходят из-за неисправности оборудования. Слушатели курса должны сдавать после обучения экзамен с получением сертификата о разрешении на дальнейшую работу. Тот, кто не пройдет через этот строгий порог, будет отстранен от работы до повторной аттестации. Такие обнадеживающие контуры имеет данная новация, по крайней мере, на бумаге.

 

Полезный, но далеко не исчерпывающий шаг, если учесть, что газовая безопасность держится не на одних эксплуатационниках. Газовая отрасль – это целая страна, которую обслуживает большая армия специалистов и контролеров. А вот о последних общество частенько забывает, поскольку они должны находиться как бы в тени, по своему статусу.

В «тоталитарные советские времена» этот подход, действительно, оправдывался, а неожиданные проверки газовых служб давали неплохой эффект. Но также хорошо известно, что «проверяющий» – это один из самых приспосабливаемых видов чиновника, с отлично развитым нюхом, увы, отнюдь, не на запах газа.

 

Еще по свежим следам мандрыковской трагедии на Интернет-форуме было опубликовано письмо специалиста, который долгое время работал в днепропетровской газовой сети. Автор обращается к читателям и говорит, в частности, о том, что вину за случившуюся в Днепропетровске трагедию должны разделить вместе с газовщиками и те службы, которые должны по своему статусу контролировать их работу.

 

«Для того, чтобы влияние неспециалистов в нашу с вами безопасность свести к минимуму, государство создало систему государственного надзора. Это и пожнажзор, и санитарный, и надзор за работами с повышенной опасностью, и дорожный надзор. Люди, которые работают в этих структурах и охраняют интересы государства, являются госслужащими какого-то-там ранга, получают достойные зарплаты, надбавки и пенсии.

Они призваны следить за вексельбергами и прочими нерадивыми хозяевами, которые от недопонимания и жадности могут нанести ущерб людям и государству. Именно для этого работники государственной инспекции проводят непрерывный надзор за деятельностью газовых структур, участвуют в обучении и аттестации специалистов, ежегодно проводят плановые проверки работы газовых хозяйств – по полной программе, с составлением актов, выпиской предписаний. Инспекции имеют полномочия отстранить от работы любого работника, запретить эксплуатацию любого газопровода или ГРП.

 

 

Если в системе газоснабжения роль последней надежды играет сбросной клапан, то в госсистеме последняя надежда – инспектор, который призван выгнать нерадивого исполнителя, отключить неисправный аппарат, обезопасить людей. К сожалению, этот последний рубеж тоже не сработал. Инспектора – квалифицированные специалисты. Они умело находят недостатки и берут взятки за то, чтобы их не замечать. Чего греха таить, я и сам, в своё время, при проведении проверок вручал инспектору пачку денег и перечень замечаний, который он у меня должен обнаружить….

 

Кстати, у газовиков самым гадким считается инспектор, который находит нарушения, берёт бабки, но требует устранения замечаний.

 

Итоги и причины аварий:

  • Преступное бездействие органов государственного надзора, которые за наш с вами счет выполняют государственную задачу обеспечения нашей с вами безопасности…
  • Преступные действия газовых хозяйств, кладущих с прибором на элементарные требования безопасности из-за некомпетентности исполнителей и жадности хозяев».

 

Взрыв на улице Мандрыковской, 127 может стать, учитывая его масштабность и резонансность, моментом истины для всего общества. Тем моментом, который мог бы его, наконец, отрезвить. Ведь мы увидели реальный уровень «загазованности» жизни, когда энергетическая удавка олигархов не позволяет рядовому гражданину нормально дышать.

Либо мы смиримся с тем, что капитал воспринимает граждан как технологический придаток к газовой трубе – без имени, фамилии, национальности – безымянный «потребитель». Либо сделаем из этой поучительной трагедии выводы, чтобы она уже никогда не повторилась.

В один миг исчезло пламя с мемориалов «Вечный огонь» – это был не столько идеологический, сколько экономический симптом грядущего кризиса. Мертвых списали как балласт, а фитилек над мраморной плитой затушили в целях экономии. Мол, не до «вечного огня», тут бы хоть сохранить банальную горелку на кухне. Ведь и та может погаснуть от ветра бедствия, как уже случалось, а все, что останется – свечка над могилой.

На такие грустные размышления навела меня годовщина со дня масштабной газовой аварии в Днепропетровске на ул. Мандрыковской, 127. Тем более, что здесь, действительно, были зажжены свечи в память о 23 погибших. О них сегодня невольно вспоминаешь, глядя на уже возведенный мемориал, а в ближайшее время вспыхнет и огонек лампадки в строящемся храме. Смерть и жизнь ходят рядом, как утопия и отопительный сезон. Хорошая новость – то, что он уже начался, а плохая – то, что он может закончиться новой газовой аварией.

О реальной угрозе, которую несет эксплуатация устаревших коммуникаций, можно судить по опубликованному на днях пресс-релизу компании «КЭС-холдинг», которая управляет четырьмя ключевыми областными газовыми хозяйствами Украины, в т.ч. «Днепрогазом». Сделанный по ее заказу анализ состояния украинских газораспределительных сетей (ГРС), показал, что трагедия, аналогичная днепропетровской, может случиться в любом месте.

Причина в одряхлевшем газовом хозяйстве страны, где 30% ГРС было построено 30-50 лет назад, 45% – от 20 до 30 лет, и лишь 25% – в последние 20 лет. Это информация -предисловие, а вывод оказался созвучным грянувшему ныне кризису: для реконструкции устаревших коммуникаций Украины нужна кругленькая сумма инвестиций размером свыше 10 млрд. долл.

То есть газовой трубе пришла труба, а новый сезон отопления – это, образно говоря, мина с часовым механизмом. Для того, чтобы доказать, что речь идет не о виртуальной опасности, еще накануне отопительного сезона в Украине была развернута целая информационно-политическая кампания.

Например, профсоюз работников газовых хозяйств пригрозил вывести всю отрасль на забастовку, а экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко обрушился с критикой на правительство, которое не видит «двукратный рост травматизма при использовании бытового газа, изношенность сетей, социальные протесты со стороны газовщиков, очевидный инфраструктурный коллапс сетей». А вывод снова оказался, как и в прошлом случае, откровенно финансовым и кризисным: газовую отрасль нужно срочно модернизировать, причем, за счет населения, т.е. повышения тарифов.

Словом, давайте отберем соломинку у рядового потребителя для того, чтобы увеличить размер газовой трубы для ее хозяев, олигархов. Хотя еще знаменитая детская присказка, которая может стать пророческой, извещала о возможных последствиях для владельцев инициалов «А» и «Б», что сидели на трубе.

Правда, история затем внесла поправку, когда расширила когорту владельцев на газовой ниве. Счастливым обладателем третьей буквы алфавита стал российский миллиардер Виктор Вексельберг, хозяин вышеназванного «КЭС-холдинга». Эйфория продолжалась до тех пор, пока на купленном им в числе других энергетических предприятий «Днепрогазе» не случилась авария, на которую и намекало пророчество из букваря. Затем «упала и пропала», точно как было в присказке, целая аббревиатура РОСУКРЭНЕРГО, обладатели которой виртуозно обкрадывали два многомиллионных народа.

Беда состоит как раз в том, что хозяева, виртуозно оседлавшие газовую трубу, хотят переложить груз проблем на потребителей услуг, которых рассматривают, как слуг. А точнее, как обслуживающий персонал тотальной газовой корпорации, где миллионы людей работают на единицы олигархов.

Странно, честное слово, выглядит маневр, когда миллиардеры стремятся выехать на бедняках и переложить на них, финансовое бремя по модернизации газораспределительных сетей. Да, еще и повернуть картину состояния отрасли так, чтобы можно было выкачать с нищих последнюю копейку за счет повышения газовых тарифов. Однако с опубликованным «КЭС-холдингом» исследованием не согласился НАК «Нафтогаз Украины». По оценке его специалистов, в Украине работают на сегодняшний день только 4,6% ГРС старше 30 лет. В национальной компании также назвали безосновательной оценку необходимых капиталовложений ($10 млрд.), сославшись на то, что реальная сумма для всей страны еще не подсчитана.

Но кризис, безусловно, есть, и он включает целый клубок проблем, которые не разрубишь, как Гордиев узел. Хотя именно днепропетровская авария стала, в некотором смысле, катализатором перемен в газовой отрасли, да только, увы, слишком дорогой ценой. По следам взрыва на ул. Мандрыковской, 127 Госпромнадзор Украины осуществил проверку около 90 предприятий, обеспечивающих потребителей природным газом, и обнаружил…1900 нарушений! Наибольшее количество нарушений было зафиксировано тогда в областных предприятиях: «Донецкгоргаз», «Харьковгоргаз», «Днепрогаз», «Киевгаз», «Черкассыгаз», «Одессагаз», «Луганскоблгаз» и «Закарпатьегаз». Причем, надо отметить, что большинство из них принадлежат крупному частному капиталу.

Самые эффективные меры для борьбы с ЧП в газовом хозяйстве приняли в столице, где уже выделены земельные участки под строительство опорных пунктов аварийных бригад «Киевгаза» для создания разветвленной системы оперативного реагирования сразу в пяти районах города. Это даст возможность «аварийной машине» добраться на вызов в любую точку города не за 40 минут, как это делается сегодня, а, максимум, за 10. Но еще более актуальной является сегодня профилактика аварий, для чего главное внимание нужно обратить на техническое перевооружение отрасли. В годовщину катастрофы Днепропетровск отрапортовал о первых результатах модернизации газового хозяйства.

В официальном информационном сообщении, которое было опубликовано на сайте города, «Днепрогаз» фактически впервые дал не только техническую, а моральную оценку произошедшей аварии на ул. Мандрыковской, 127.

«Трагедия по ул. Мандрыковской, 127, в которой пострадали целые семьи, жильцы, был нанесен серьезный материальный урон, явилась проявлением тенденции успокоения и безответственности пользователей природным газом, владельцев и эксплуатационников газовых сетей и оборудования, снижение внимания и контроля со стороны органов местного самоуправления, ДК «Газ Украины», НАК «Нефтегаз Украины», Минтопэнерго и др.

Может быть, это и кощунственно, но неужели необходимо было положить 23 жизни для того, чтобы на проблему газовых сетей и оборудования, их эксплуатацию, было обращено особое внимание? В целом вся система коммуникации сетей на Украине на сегодня прогнила и оказалась в запустении до основания. Неоднократно жителям Украины приходилось видеть реки и фонтаны холодной и горячей воды в местах порывов коммуникационных сетей, озера и ставки, образовавшиеся от разрывов канализации. Потухшие районы по причине обрыва электрических кабелей и воздушных сетей.

Но порывы и утечки на этих сетях не несут в себе такой угрозы, как природный газ, который транспортируется по газовым сетям. Любая утечка или порыв в газовых сетях – это практически потенциальная угроза жизни и здоровью жителей, угроза жизнедеятельности населения. Об этом на долгое время все почему-то забыли. Пока не случилась грандиозная трагедия. Трагедия, которая и по настоящее время проявляется, но только с менее значительными потерями. Вспомните Луганскую, Дрогобыческую трагедию».

Далее разговор приобретает техническую, в основном, окраску, в частности, сообщается о том, что уже сделано «Днепрогазом» для недопущения техногенных катастроф. «Руководством предприятия были предприняты действия по устранению выявленных замечаний. Более 90 процентов от общего их количества уже устранено.

Так, например, выполнена замена существовавшего диспетчерского пункта на более современный и расширена втрое техническая возможность диспетчерской связи по тел. 0-4 Разработаны режимные карты, выполнена наладка оборудования ГРП в соответствии с проектной документацией… оснащены все ГРП…

Приобретено, заменено и проверено 90 процентов манометров на ГРП….. профинансировано приобретение дополнительного метрологического оборудования на сумму более 10,0 тыс. грн. Приобретено и установлено на ГРП современного оборудования на сумму 580 тыс. грн.».

Список технических мероприятий довольно обширный, но, как честно указано, далеко не исчерпывающий. Потому что и на сегодняшний день проблем у газовой отрасли гораздо больше, чем достижений. Информацией о трудностях нынче охотно делится как «Днепрогаз», так и его российский владелец, миллиардер Виктор Вексельберг. Но открытость заканчивается в тот момент, когда речь заходит о сверхдоходах, которые, вероятно, и теперь приносит эксплуатация газораспределительных сетей, иначе бы их просто не покупали.

Маленький фитилек в доме одного потребителя – это, разумеется, копейки. Но с тысяч квартир можно собрать (как с миру по нитке) миллиарды. А этих денег, наверняка, хватит для того, чтобы превратить рискованную на сегодняшний день газовую отрасль в безопасную.

А.Одинцов, А.Коротченко, Justus

 

You may also like...