Черновецкий подавился шаурмой! «Равшан и Джамшут рэжут мясо и пилиют на мэра»!

Больше месяца назад столичные власти наложили запрет на продажу мясных продуктов неизвестного происхождения. Подтолкнули на этот шаг многочисленные отравления киевлян и гостей столицы шаурмой, чебуреками, лавашами с мясом. Но торговцы и не думают сворачивать свой бизнес. Им все нипочем. 

Шаурма страшнее тараканов

Мы обошли не так много районов города, но и этого оказалось достаточно, чтобы найти не одну торговую точку с восточными блюдами. Взять, к примеру, Ленинградскую площадь, давно пропахшую пирожками, маслом и копотью. Здесь нет ни одного закрытого ларька. Даже наоборот — торговля шла полным ходом.

«Нас никто и не думает закрывать, — признается продавщица кур гриль, хот-догов и чебуреков. — Да и с чего бы вдруг? Наша точка работает уже шесть лет, все документы в порядке, и едой у нас никто не травился. Да и вообще, плевать нам на проверки, мы свое дело не собираемся бросать только потому, что у кого-то там несварение желудка».

На Контрактовой площади дела обстоят еще лучше. Один ларек а-ля фаст-фуд здесь работает уже давно. Все документы вывешены прямо в витрине — видимо, на случай проверки. Да и покупатели хвалят это место: «Я работаю на Контрактовой площади уже три года и всегда приобретаю еду в этом киоске, — говорит одна из покупательниц». А еще в двух ларьках девушки загадочно улыбаются на просьбу показать документы: «Все у хозяина спрашивайте, — говорит голубоглазая продавщица.

— Проверок у нас еще не было, и надеемся, что не будет. Наш бизнес приносит солидный доход. И сворачивать его из-за того, что кто-то там на крыше власти так захотел, — вот еще!»

Кстати говоря, еда здесь несколько отличается. Хотя бы даже своим лавашом ярко-канареечного цвета, как будто его фломастером специально раскрашивали. «Это сырный лаваш, — неуверенно объясняет продавщица — Ну, нам так сказали, когда привезли. Может, поэтому он такой желтый. Но это не наша головная боль».

В районе станции метро «Нивки» на одном только пятачке вокруг подземного перехода находятся четыре киоска. Запах жареного мяса витает в воздухе. Пара горячих парней с Востока заигрывают с покупательницами. «У нас постоянно устраивают проверки, некоторые точки закрывают, — говорит один из продавцов. — Но хозяин сразу открывает другие, так что мы все время при деле. Тем более, сами знаете, какие сейчас условия в стране. Разве мы дадим так сразу себя ликвидировать? Пусть докажут сначала, что у нас что-то некачественное. Когда надо — мы и мясо свежее подсунем, и грязь приберем, чтобы в глаза не бросалась».

Метро «Лесная». Несколько месяцев назад здесь отравились 16 человек, откушав чебуреки с шаурмой. Около метро мы насчитали шесть закрытых передвижных тележек. А вот чебуреки продолжают жарить, и рядом топчутся покупатели. «Отравиться не боюсь. Меня в этой жизни уже ничем не напугаешь», — признается нам парень в неформальном прикиде. Но есть и более здравомыслящие люди. «Видел однажды, как за ларьком продавец шаурмы гладил бродячую собаку, а потом, не помыв руки, встал на рабочее место, — рассказывает Сергей Анисимов.

— Но больше всего меня интересовало, куда эти продавцы по нужде ходят. Наконец-то увидел. За ларьком под деревом. А после этого он вернулся за стойку, надел белый халат и начал заворачивать шаурму… И все тип-топ! Никаких санстанций! Депутаты тоже ничего не видят. Зато собрать документы только для реконструкции нежилого помещения — года не хватит, если все честно делать. И проверяющие будут сушить мозги, пока либо взятку не дашь, либо не плюнешь на это дело».

По мнению киевлян, такой бизнес неискореним. Мало того, что «малые архитектурные формы» не украшают вид столицы, а из-за их скопления в оживленных местах пройти невозможно, так еще и никого не интересует, что в них продают. «В одном из районов города была популярна шаурма от Мамеда, потом ее закрыли, ибо кто-то отравился, — рассказывает киевлянин Антон. — Зато на ее месте уже стоит другая тележка, вся обклеенная фотками типа «Равшан и Джамшут рэжут мясо на вертеле». Готовят то же самое и те же люди, но покупать у них что-то я зарекся.

Игра в кошки-мышки

Возникает естественный вопрос, куда же смотрят компетентные органы. Неужели борьба с шаурмой, так активно начавшаяся совсем недавно, сошла на нет?

— Мы начали проверку киосков гриль еще летом, — рассказывает начальник отдела ветеринарного контроля ГУМВД Киева Леонид Кошмак. — В течение 2—3 недель наши сотрудники обходили город с проверками каждой торговой точки. Большую часть удалось закрыть. Потом решили сделать небольшой перерыв, ведь торговцы — как мухи, спугнешь с одного места — они слетятся в другое. И действительно, уже через неделю все были на новых местах.

Мы еще раз обошли город, и улов получился солидный — у 80% проверенных киосков не было документов на продукцию, разрешения на продажу и медицинского заключения продуктов. Это позволило нам закрыть некоторое количество ларьков. Однако, после того как вышло распоряжение о разгоне всех торговцев уличной едой, нам приходится работать с двойной силой. Закрыть все точки сразу невозможно, ведь половина киосков по продаже фаст-фуда в Киеве даже не зарегистрирована официально, поэтому нам каждый день приходится искать, куда они спрятались на этот раз.

Кроме отсутствия необходимых документов сотрудники ветеринарной милиции выявили и другие нарушения. В 90% случаев еда готовится в ужасной антисанитарии. Не соблюдаются пожарные нормы, в некоторых ларьках все еще используются газовые горелки. Последнее, кстати, становится серьезной опасностью для окружающих. Яркий тому пример — взрыв киоска гриль на Святошино.

По словам Леонида Кошмака, за последнее время в Киеве было проверено около 75 точек. 56 граждан привлекли к ответственности, 45 объектов закрыли и изъяли больше тонны продукции, на которую не было ни документов, ни санитарного разрешения. И все это по тактике «шаг за шагом».

— Полномасштабных акций мы не проводили, потому как киосков с шаурмой в нашем городе, к сожалению, больше, чем времени у наших работников, — говорит г-н Кошмак.

Санэпидемстанция и вовсе открещивается от ответственности за «шаурминое» золотое дно:

— С недавнего времени санитарная служба, увы, не имеет никакого отношения к несанкционированной торговле, — говорит помощник санврача отделения питания, пожелавшая не называть свое имя. — Мы просто бессильны что-либо сделать, даже акт составить не можем. Согласно закону, мы теперь имеем право только входить в состав комиссии при проверках, и то в присутствии милиции.

Предприниматели уже очень хорошо разобрались в этой технике и успешно игнорируют сотрудников СЭС. В обычных ситуациях мы проверяем документы, удостоверение о качестве, медзаключение о продуктах, делаем выводы о санитарных условиях и т.д. Но одно могу сказать точно — в городе нет ни одной узаконенной шаурмы, на которую мы бы дали разрешение. А если тот или иной продукт не имеет заключения о качестве, он уже не может быть пригоден к употреблению.

Как правильно заметил один из киевлян, если власти не в состоянии победить шаурму с чебуреками, им должны помочь жители и гости столицы — ничего не покупать в киосках фаст-фуда. Но будет ли желание?

Лилия Катушонок, Вечерние вести

You may also like...