Секреты «справедливой» цены

По стандартам FLO, «справедливая» цена кофе — 1,26 доллара за 450 граммов, из которых 4% — социальный платеж для местной общины. Но в украинских супермаркетах такого товара пока нет… Как не только купить дешевле, но еще и помочь при этом экономически отсталым регионам… 

Период кризиса, а особенно гриппозной эпидемии, дает нам прекрасные примеры чрезмерного злоупотребления торговли своим исключительным положением. Как только спрос растет импульсивно, или формируется незначительный дефицит — торговля бесстыдно предлагает более высокие цены. Антимонопольный комитет несмело называет их экономически необоснованными. Но что такое «экономически обоснованные» цены в условиях рынка? Оказывается, современная хозяйственная жизнь дает несколько неожиданные способы формирования цены. Все это происходит не только благодаря проникновению установившихся моральных основ в экономике, но и учитывая ее характерную «социализацию».

В чем только не обвиняют глобализацию. Но одним из ее очевидно позитивных последствий, еще недостаточно изученным, является формирование и утверждение достаточно интересного феномена коммерции — справедливой торговли. В этом словосочетании нет ничего странного, поскольку немало более странных и неожиданных явлений в этом мире имеют право называться «справедливыми», даже — войны, так почему бы не быть справедливой торговле?

Торговые соглашения — это наша ежедневная реальность. Покупаем ли мы яхту, или дешевый пирожок — все это на языке законодателей — коммерческое соглашение. Но в процессе покупки есть еще что-то важное — выбор. Каждая наша покупка — это своеобразные выборы, хотя с отдаленными результатами. Расходуя деньги, мы словно отдаем частицу экономического потенциала той или иной компании, а в ее лице — той или иной хозяйственной концепции. А нельзя ли сделать так, чтобы, покупая определенные товары, мы поддерживали экономически отсталые регионы и их население, а не транснациональные корпорации с безграничными и безжалостными амбициями?

С развитием международной торговли немало специалистов от коммерции, особенно из стран с колониальным прошлым, обнаружили интересный феномен: торговля развитых стран со странами третьего мира не приносит последним очевидной пользы. Выход мало развитых стран на европейские и даже мировые рынки мало изменил социальное и экономическое положение их населения. Теория бизнеса в поисках объяснения попробовала соединить «предпринимательских дух» Запада с идеями скрытой поддержки и толерантности, которые свойственны Юго-восточному региону. Появились концепции социальной экономики и социального предпринимательства…

Первые попытки наладить тогда еще альтернативную торговлю с наиболее бедными общинами мира наблюдались еще в 40 годах XX века. Американская неприбыльная организация «10 000 сил» попробовала торговать с наиболее бедными странами Африки, Азии и Латинской Америки. Это начинание поддержала британская благотворительная организация Оксфам.

Все началось с простого. Ремесленные изделия, производство которых предложила эта благотворительная организация, благодаря умелой рекламе на Западе, стали предметом моды. Западные потребители начали осознавать, что, покупая их, они реально помогают бедным. Бедные увидели возможность жить и зарабатывать. Вышитые блузки, рубашки, салфетки, шали, пончо, сувениры и маски сразу стали более популярными в западном мире. Вскоре наступила очередь продовольственных товаров, таких как чай, кофе, бананы, какао, перец и другие приправы. Продавцы этих товаров, руководствуясь высокоморальными основами, стремились создать систему, которая помогала бы не корпорациям, а бедным. Началось движение за справедливую торговлю.

Но настоящее начало справедливой торговли уже на основе Fair Trade (такое лого получила справедливая торговля) организовали голландские фирмы, которые торговали со странами Латинской Америки кофе и какао. В основе Fair Trade голландские сторонники справедливой торговли заложили своеобразный Декалог: не дискриминировать производителей; транспарентность (прозрачность всех соглашений и цен); содействие формированию местного потенциала; честная закупочная цена; повышенная сознательность и осведомленность покупателей; тендерное равенство; достойные условия труда; регламентированный и ограниченный детский труд; сохранение окружающей среды и торговое партнерство. В 1997 году была создана мировая организация FLO (Fair Trade Labeling Organization International), которая является координатором справедливой торговли в мире. Именно эта организация выдает сертификаты участника Fair Trade и разрешение на использование специального торгового знака.

Ключевой вопрос Fair Trade — справедливая, честная цена. FLO установила определенные стандарты ценообразования на большинство продуктов, которые являются предметом Fair Trade торговли. Но и эти стандарты не являются догмой, а только канвой при определении конкретных условий. «Справедливая цена», для примера, кофе, базируется на взвешенных региональных расходах, которые составляют 32% закупочной цены. А далее «всем сестрам по сережке»: торговля — до 24%, импортные процедуры — 10%, страхование и гарантии платежей — 10%, переработка и транспортировка — 20%, социальный платеж для местной общины — 4%. Поэтому, для кофе арабика минимальная «справедливая цена» прошлого года составляла 1,26 американского доллара за либр (453 гр.), а за это же количество кофе социальная премия общине составляла 10 центов, а в случае экологической продукции — специальная премия производителю — 20 центов. Теперь присмотритесь к ценам в супермаркетах!

Особая тема справедливой торговли — социальная премия. Эта социальная премия — платеж, который поступает от продавца к общине, но судьбу которого решает производитель. Он может направить его местной школе или кооперативу, церковному сообществу или же общественной столовой. В различных регионах она имеет различное, но однозначно полезное использование. Часто это обучение новым методам работы, обустройство дорог и инфраструктуры, развитие образования или медицинского обслуживания. Известные Fair Trade организации часто устанавливают собственные премии и надбавки, направленные на социальное развитие.

Традиционно Fair Trade торговля охватывает очень специфическую, «колониальную» группу товаров. Сегодня в мире функционируют 632 сертифицированных организации Fair Trade, которые сотрудничают с 1,5 миллиона фермеров и частными производителями из 58 стран мира. В позапрошлом году по принципам «справедливой торговли» было продано 230 тысяч тонн бананов, 62 тысячи тонн кофе, 7 тысяч тонн какао, 5 тысяч тонн чая и 4 тысячи тонн риса. Ощутимым и все более растущим является количество проданного сахара, пряностей, ремесленных изделий и даже спортивного инвентаря. Общая выручка от «справедливой торговли» превышает 2,3 миллиарда евро.

Участие в сети «справедливой торговли» способствует социальному развитию сельских территорий. Важное значение имеет особая поддержка FLO принципов экологического земледелия, ведь экологически ориентированные технологии обеспечивают повышение цен. Наличие социальных доплат и премий способствует развитию кооперативного движения среди наиболее бедных крестьян. Во многих регионах отдельные продукты тропического или субтропического земледелия (кофе, шафран, пряности), при поддержке FLO и специальных международных программ адаптации, могут способствовать вытеснению выращивания наркотического сырья.

В европейских супермаркетах, даже у наших ближайших соседей — в Польше, Чехии, Словакии можно встретить продукты, охваченные принципами Fair Trade. Все они имеют специфический логотип и текстовое указание — Product Fair Trade. И хотя упаковка и рекламное сопровождение продуктов «справедливой торговли» значительно отстает по яркости, зрелищности и агрессивности (это также своеобразный ход экономии на рекламе), покупатели уже знают их хорошие потребительские качества. Всего в Европе этой продукцией торгует более 55 тысяч супермаркетов и 2,8 тысячи специализированных пунктов торговли.

Распространению принципов «справедливой торговли» помогают более 100 тысяч волонтеров. Наиболее распространено новое направление торговли в Германии, Швейцарии, Великобритании и «у себя дома» в Нидерландах.

Наверное, нашей торговле с ее своеобразным неугомонным аппетитом к высокой торговой марже и стремлением обманывать потребителей еще далеко до принципов и практики «справедливой торговли». Но и о бананах, и о наличии у них скользкой шкурки еще два десятка лет тому назад мы знали только из кинофильма «Бриллиантовая рука»! По прогнозам экспертов FLO, Fair Trade скоро найдет место и в наших супермаркетах. Особенно, когда к нам на принципах конкуренции, а не договоренностей, придут западные торговые сети.

Однако, возможно, и нашим бизнесменам следует присмотреться к принципам Fair Trade. Ведь если адаптировать их к нашей относительно динамичной пищевой промышленности и достаточно небогатому потребителю — можно выстроить такую продовольственную сеть, которой можно будет только позавидовать, или же помечтать…

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ

Юрий ГУБЕНИ, доктор экономических наук, «День»

You may also like...