Опыты современной Украины: как добить бухгалтера

Перед выборами у ведущих парламентских партий появилась тенденция особо опекать отдельные «слои» трудящихся — с целью, конечно же, поиметь (во всех смыслах) свой «электорат». Так, заметно имитируют «проявление тепла и заботы» Блок Литвина – об учителях, а БЮТ – о шахтерах и сельхозработниках, Партия регионов вообще «услышит каждого»; в общем, каждый «обещает наобещать» больше других. В то же время в нашей стране имеется огромная категория работников, которым никто хорошего не обещал и явно обещать не будет. Имя несчастным — бухгалтеры. 

Вопрос: «Что может быть страшнее дурака?»
Ответ: «Дурак с инициативой!»

Над украинским бухгалтером власти буквально издеваются, не переставая, и с каждым годом всё больше и больше. И буквально ни один политик или чиновник даже слова в защиту украинского бухгалтера ни разу не сказал. Ни одна партия! А бухгалтеров в стране, по подсчетам автора – не менее миллиона (плюс члены семей). Это же сколько электората!

Именно бухгалтеры претерпевают, так сказать, постоянно действующий (и усиливающийся) комплекс изощреннейших издевательств от всех, кому не лень. Их еще разве что «дустом не пробовали»! Они уже потеряли всякую надежду на то, что их кто-то может защитить от безобразий и произвола, и, как утомленная скотина, тащат безгласно все более нагружаемый свой профессиональный «воз»!

Власть имущим – не до них: выборы-перевыборы, распределение портфелей, дерибан всего недодерибаненного – вот их основные, приятные и полезные (для них же), занятия! А-у-у! Паны-ы! Депутаты, министры, Премьеры и Гаранты-ы! Может, хоть накануне выборов, хотя бы в целях борьбы за электорат, вы оторвётесь ненадолго от набивания собственных карманов, и уделите немного своего драгоценного времени и внимания для устранения накопившихся в бухгалтерской сфере безобразий!?

Кроме ставших рядовыми явлениями примеров глупости и идиотизма, являющихся следствием «мудрого руководства» властей всех цветов и мастей, в бухгалтерской сфере имеются вещи, которые иначе, чем проявлением откровенного маразма, не назовёшь! Ниже мы приводим лишь малую толику примеров вопиющих безобразий, позволяющих судить о состоянии дел в этой области. А также предлагаем методы их устранения.

Автор — программист в области бухгалтерских задач — обсуждал эту статью в бухгалтериях многих организаций и получил стопроцентное горячее одобрение бухгалтеров при безнадежном послесловии типа «Ваши бы слова да Богу в уши, но кто же Вас услышит, ведь там, наверху, бухгалтеров или не замечают, или на них – плюют!»

ЧАСТЬ 1. РАСЧЁТНЫЕ НЮАНСЫ ИЛИ «МАРАЗМ КРЕПЧАЛ!»

Спросите любого бухгалтера на любом среднем предприятии, и он скажет, что бухгалтерские расчеты (и связанные с ними операции), которые когда-то были нормальной, хорошо отлаженной стабильной процедурой, сейчас, усилиями сидящих наверху «мудрейших из мудрых» превратились в такого 100 раз на год меняющегося монстра, что практически у всех бухгалтеров есть два основных желания: первое – убежать с этой работы при первой же возможности.

Уже стало практически стандартом вводить очередную «новацию» без всякого предварительного оповещения и обсуждения, без выпуска подробных методик, «с момента опубликования», а часто и вообще задним числом. И так — по множеству новаций в год! Кто хоть раз посчитал и опубликовал, во что обходится бухгалтерам по трудозатратам, нервам и здоровью, а предприятиям – по расходам на оплату доработки компьютерных программ и перерасчеты задним числом в масштабах Украины только то, что кто-то «наверху» вовремя не проголосовал или не опубликовал, или не продумал!?

Иногда приходилось (не бесплатно для заказчиков!) «нарезать» три круга по всем заказчикам, дорабатывая программы и проводя перерасчеты! Во что это обходится в масштабе Украины? Думаем — в миллионы! А кто-нибудь «наверху» ответил за непродуманность? Думаем – никто, а если и ответил, то «очень строго, аж вплоть до замечания!» И эта практика продолжается и ширится.

Есть вещи, о которых депутаты, видимо, давно забыли, и, возможно, если напомнить, то они скажут, что такого абсурда и маразма не может быть! Приведу хотя бы один пример. Знают ли, помнят ли депутаты, что работающим пенсионерам в 4-й Чернобыльской зоне выплачивают (аж!) 1 грн. 35 коп., если они отработают полный месяц? Напомню им историю этой «суперпомощи». Сначала было решено выплачивать работающим пенсионерам в 4-й зоне 25% от зарплаты (в меню программного обеспечения этот расчет до сих пор называется «25% работающим пенсионерам»). Начали насчитывать. Потом «наверху» подумали и «поправились»: 25% не от зарплаты, а от оклада или тарифа. Стали насчитывать так. Потом «наверху» ещё подумали и решили: «25% от оклада или тарифа, но не более 135000 купонокарбованцев» (чувствуете, когда это было?). Стали насчитывать согласно «унов утверждённому плану» практически всем по 135000. Но «наверху» ещё подумали (ну — нет предела фантазии!) и решили: «25% от оклада или тарифа, не более 135000 купонокарбованцев, но пропорционально отработанному времени», то есть если пенсионер отработал полмесяца, то – получай аж 67 копеек, «веселись, мужичина!»

При этом строго указали, что налоги и в фонды с них брать отдельно, выплачивать их надо по отдельной ведомости, не дай бог перекрыть этими копейками долг по зарплате, строго отчитываться, а поскольку они входят в среднедневную при расчете отпускных, то и оттуда их выделять и показывать отдельно и подавать на возмещение в Чернобыльский фонд! Всё это регулярно строго проверяется соответствующими органами и комиссиями, а за нарушения налагаются немалые штрафы! В результате расходы только на бумагу для ведомостей и ведения отчетности, видимо, превышают эти жалкие копейки. А уж если добавить оплату рабочего времени бухгалтеров предприятий, которые это ведут!.. А если добавить зарплату работников соответствующих фондов и всех проверяющих?!

Причем величина эта, 1 грн. 35 коп, уже много-много лет никак не меняется, несмотря на инфляцию и множество подорожаний! (По-моему, эти выплаты в народе назывались «хлебными», но теперь за них и одну хлебину не купишь).

Кстати, то же касается и 5 грн. 20 коп. всем проживающим в 4-й зоне (называемых в народе «гробовыми»!).

Что это – свидетельство полного маразма власть имущих или утончённое издевательство?!

Мы просто уверены, что если найти «там, наверху» деятеля, который разрабатывал все приведенные выше решения, и приложить к нему все эти решения, то его в любой дурдом примут без всяких дополнительных анализов! А между тем мы также уверены, что он либо все ещё «керует», либо на почетной немалой пенсии со множеством льгот, оставив после себя достойных себя преемников!

«Панове народные», возьмите самый мощный микроскоп (или телескоп) и попробуйте с высоты своих астрономических зарплат и пенсий (которые вы практически сами себе назначили, «не заметив» в этом склизком мероприятии признаков коррупции) увидеть эти жалкие копейки! Что, не видите? Я думаю, такие суммы лежат за пределами аккомодации вашего зрения, и если вы их уроните, то вряд ли наклонитесь, чтобы поднять!

Надо либо увеличить эти выплаты хотя бы раз в 10-20, либо отменить и навек забыть об этом копеечном позорище. Но ведь тогда скольких проверяющих придётся сократить, а сколько руководителей фондов!

Или взять такую вещь, как начислення и отчисления с зарплаты в различные фонды. Кому вообще нужно отчислять и с общего фонда зарплаты, и с каждого работающего отдельно в 4 (четыре) фонда: пенсионный, соцстрах, безработицы, несчастных случаев (а на подходе ещё и медицинское страхование), и кормить на каждом предприятии 4 (четыре) орды проверяющих!? Почему о едином социальном налоге начинают говорить только перед выборами, а по их окончании тут же «забывают»?

Неужели не ясно, что надо брать единый сбор, и не с каждого работающего, а с общего фонда зарплаты (скажем, 40 процентов)? Ипусть на предприятие ходит по этому поводу только один проверяющий, а делят эти суммы пусть «наверху». Всего-то надо откорректировать оклады и тарифы, уменьшив их на суммы удержаний (до «чистой» выплаты), а удержания брать с общего фонда. Почему буквально всем бухгалтерам это понятно, а «там, наверху», ну — никак не доходит?

А если бы ещё всевозможные льготы по налогам и сборам заменить доплатами (с которых бы, как и с любых сумм, брались налоги), то расчет зарплаты вообще превратился бы в «лялечку», а уж как бухгалтера-то были бы рады!

Почему проекты новых законов не даются на предварительную экспертизу разработчикам программного обеспечения в этой сфере (такое у нас сложилось впечатление)? Многих ошибок и недоработок можно было бы избежать!

По закону об индексации доходов, если человек получал минимальную зарплату, и минимальная повысилась, то индексация ему перестает начисляться , а рядом сидит получающий 10000 гривен, которому зарплата не повысилась, и ему индексация продолжает начисляться! Кстати, по статистике оказывается, что за 6 лет (с 2003 по 2009 год) цены у нас повысились менее чем на 150 процентов! (Недаром говорят: «Есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика!») Привожу рост только за последний год-полтора на одни и те же товары, которые я покупаю постоянно в одном и том же месте: сардельки с 30 до 67 гривен, майонез «Европейский» с 1 грн 75 коп до 3 грн 50 коп, сыр «Гауда» с 24 до 42 гривен! «Панове», с какого потолка вы берете эти индексы? Учитываете цену «Криворожстали» по-Чечетовски и «Лугансктепловоза» по-Семенюк?

«Панове», в какой части тела у вас находится орган, обеспечивающий логическое мышление? И это вы называете хорошим законом? А вы возьмите-ка рост цен по потребительской корзине в расчете на прожиточный минимум, который вы индексируете, где большая часть – продукты питания и коммунальные платежи, и окажется, что индекс-то за 6 лет не 150 процентов, а где-то 300-500, если не больше!

В некоторых организациях, чтобы соблюсти букву закона, уменьшают премии на сумму индексации, общая сумма – та же, но – показана индексация, то есть признак «проявления заботы о трудящихся!» Естественно, что еще надо (особенно перед выборами) «тем, кто там, наверху»? Им не важен результат, им нужна имитация «проявления заботы о трудящихся».

А различные формы отчетности (например, «Формы 8ДР и 1ДФ»), которые порой на протяжении года могут дважды изменяться? Сколько денег идет на доработку программ в масштабах Украины!? А кого это вообще «там, наверху» интересует (я уж не говорю – «волнует»!)? Мы убеждены, что «там» нет аналитической группы, которая проводила бы такие оценки! Если не могут найти в своей среде таких специалистов, пусть обратятся хотя бы к нам, специалистам по бухгалтерскому программному обеспечению!

Мы бы предложили, чтобы любые новации проводились не чаще 2-х раз в год, например, с первого января и с первого июля. Но при условии, что все продуманные разъяснения и методики публикуются не менее, чем за 3 месяца до введения, чтобы можно было подготовить соответствующее программное обеспечение для компьютеров, и подготовиться бухгалтерам. А если кто «не успел» — получи по шапке и жди ещё полгода! Тогда работа бы шла плавно и без нервотрёпки! Но ведь тогда «там, наверху» должны перестроиться в том плане, что не народ – их слуга и «быдло», удел которого беспрекословно и в любые сроки выполнять любые их «вказивки», а они – слуги народа, и должны обеспечить народу нормальные условия работы, немного оторвавшись от набивания собственных карманов и слегка пошевелив мозгами!

Кстати, с 2010 года (опять же, с суматошным «галопом» и непродуманностью) вводится ежемесячная отчетность по персонификации, добавляющих массу трудозатрат и расходов предприятиям,а в «АНАЛІЗІ РЕГУЛЯТОРНОГО ВПЛИВУ» делается вывод: «суб’єкти господарювання….витрати-немає»! Какой безмозглый это писал!? Да там по Украине – десятки миллионов гривен сразу при внедрении, не считая последующих многомиллионных ежемесячных затрат (в том числе и по бюджетным предприятиям, видимо, у нас в бюджете – лишние деньги)!

То же касается и всевозможных «проверяющих»: когда бы и на какое бы предприятие ни пришел – как правило – сидит какая-нибудь «компания»! Работает принцип – «предприятия для проверяющих», а должно быть наоборот! Например, для всех комиссий на данном предприятии отводится по одной неделе один, ну, максимум – два раза в год. И пусть все они, сколько их ни есть комиссий и «органов», будут добры все сразу прийти именно в эту неделю и проверить сразу всё, а в другое время – чтобы и к воротам близко не подходили; не мешали работать! Такое вот должно быть решение, причем, как говорил профессор Преображенский, «окончательное, броня!» И всего-то для этого надо собраться всем комиссиям раз в год и согласовать общий график проверки по предприятиям города или района, чтобы все проверяющие на каждое предприятие приходили один раз, и все — одновременно!

А штрафы по проверкам!? Ведь прямо говорят: мы у вас должны набрать штрафов не менее, чем на столько-то гривен! И это — из года в год! И при Кучме, и при Ющенке. «Панове», давайте тогда давать премии милиции за количество убийств! Нет убийств – нет премий! Ведь всё же поставлено с ног на голову! По-нашему, надо за каждым проверяющим закрепить конкретное предприятие, и премию проверяющему давать не за наличие, а за отсутствие нарушений на «его» предприятии, чтобы он был напрямую заинтересован не в суммах штрафов, а в уменьшении количества нарушений! Например, в Чехии вроде бы проверяющим всё показывают и рассказывают, потому что там цель проверок – не штрафы, а ликвидация ошибок, и по результатам надо лишь доплатить недоплаченное и вернуть переплаченное. Естественно, если многократно повторяются уже замеченные ранее ошибки, то только в таком случае какие-то меры принимаются.

А кто оценивал, во сколько раз выросли нагрузки на бухгалтеров в связи со всякими новациями? Ведь зарплату им существенно не поднимают, и поднимать не думают, как, например, повышали зарплаты работникам властных структур «в связи с особыми условиями работы» (раза в 4 — 5) – «чтобы меньше брали взяток» (ха-ха-ха!). А нагрузки выросли раза в 2-3! В связи с ростом цен иногда крохи с барского стола кинут, а в связи с увеличением объемов работ – и не чешутся! Если бы токарю предложили за те же деньги точить втрое больше деталей, он бы, наверное, послал предложившего по всем известному адресу! Но в бухгалтериях – в основном женский, «забитый» «контингент», и этим беззастенчиво пользуются. Эй, «там, наверху», вам не стыдно?! Или ждёте, когда вас «пошлют»? «Независимые» профсоюзы, а вы куда смотрите и о чём думаете? Только о том, как раздерибанить и прихватизировать созданное трудом народа профсоюзное имущество?

Вообще, важнейшим критерием при введении любой новации должен быть рост прибыли в масштабах государства, с обязательной оценкой расходов по введению новации. Нет прибыли от новации – нет новации! А все недоработки и просчеты в новациях в масштабах страны должны также оцениваться в денежном выражении и наказываться в соответствующих же масштабах.

А то у нас – чем больше власть, тем меньше ответственность (поэтому-то все «там, наверху», особенно перед выборами, оттопырив губу, бубнят: «мы готовы взять на себя ответственность!»), а должно быть совсем наоборот! Не можешь принимать масштабные грамотные решения – не лезь к большим зарплатам и привилегиям! А если скудоумный благодаря связям или «закрытому партийному списку» (кот в мешке) «взял на себя ответственность» и крупномасштабно наломал дров, то он должен так «получить», чтобы другому такому же больше в голову не пришла даже тень мысли соваться на ответственную работу!

И «получить» отнюдь не морально, а с обязательной отсидкой и конфискацией (и у него, и у всей родни), то есть реально ответить, а не фиктивно, типа «ай-ай-ай!»! Получить такой же мерой должны и все рекомендовавшие, и назначившие его! Думаем, за это даже при тайном голосовании проголосовали бы более 90% (нет, не «тех, наверху», а граждан).

По военной специальности я отвечал за наведение на цель ракеты, в «голове» которой помещалось до 20 «Хиросим». Во время обучения мы спросили преподавателя, что нам будет, если вместо «супостата» мы наведём на советскую деревню? Ответ был – «Расстрел!» Тогда мы спросили, а если просто промахнёмся? Ответ был – «Расстрел!» «Почему-у?!» «Потому что вам доверено слишком дорогое и серьёзное оружие, вы не имеете права на ошибку!» И мы согласились со справедливостью такого положения. Управление и принятие решений в масштабах государства не менее ответственное дело, чем наведение ядерных ракет. Разрушительные последствия управленческих «ошибок наведения» порой по масштабам гораздо более «Хиросимы», и все мы ощущаем их на себе. Но что-то не слыхали, чтобы кто-то «там, наверху» понес адекватное масштабам «промахов» наказание! Наказывают, опять же, «очень строго, аж вплоть до замечания!»

Очень комфортная мера ответственности у «тех, кто там, наверху!» Что ж поделаешь, они сами себе назначают и эту удобную меру, и бессовестно большие зарплаты и пенсии (таких бессовестных очей, как у них, ни у одного «Сирка» в мире не найдешь…).

ЧАСТЬ 2. «ФОРМЕННЫЙ» БЕСПРЕДЕЛ, И СКОЛЬКО СТОИТ ФРАЗА «С МОМЕНТА ОПУБЛИКОВАНИЯ»

А формы различных документов, списков, справок, которые могут меняться каждый год по воле любого клерка! Мы в свое время трижды переделывали программу для выдачи списков на компенсацию средней стоимости не предоставленной путевки проживающим в 4-й чернобыльской зоне (опять же не бесплатно), потому что трижды на протяжении месяца добавлялись всё новые реквизиты (только что не потребовали сведений о наличии родственников за границей). Причем в других городах списки могли быть гораздо проще!

Кстати, где наша «правящая элита» покупает путевки средней стоимостью в десятки гривен?

Пусть назовёт адрес, многие очень интересуются! А то получается, что реальные путёвки получают каждый год примерно одни и те же «категории», причем, как правило, не бедные (в том числе и депутаты – 17 тысяч зарплаты, 45 дней отпуск, 2 зарплаты к отпуску «на оздоровление» и бесплатные путевки при нулевых показателях стыда и совести), а остальным после долгих хлопот «суют» десятки гривен! Может, лучше никому не давать путевок, а все деньги распределить поровну? Уверены, что тогда суммы были бы не в десятки гривен, а, по крайней мере, в сотни! Большинство проголосовало бы за этот вариант!

Причем «форменный» беспредел лавинообразно нарастает, появляются всё новые и новые формы отчетности, в старые формы добавляются всё новые и новые графы.

Свежий пример: в бланке платежек добавился еще один квадратик! Так вот, по нашим прикидкам, самым скромным, в масштабах Украины введение этого квадратика обойдется предприятиям (в числе которых – и бюджетные) не менее, чем в 10 миллионов гривен! А прибыль от него какая!? А не скачать ли хотя бы тысячную часть расходов с того, кто этот квадратик добавил?

Видимо, каждый орган, фонд, фондик, которому дано право требовать отчетность, полагает, что бухгалтер работает только и исключительно на него, и ничем другим не занят! (Спросите любого бухгалтера, и он, вероятно, не припомнит за последние 18 лет ни одного решения, упрощающего или облегчающего работу бухгалтера!) Кроме того, считается, что, «спуская» новые формы и новые графы, они «там, наверху», как бы играют в бирюльки, не предполагающие никаких расходов и трудозатрат.

А процесс, по нашему мнению, должен быть таким.

1. Если какой-то орган предлагает новую форму или изменяет старую, то он должен представить обоснование её экономической целесообразности, то есть эта новация должна обеспечить увеличение прибыли в масштабах государства, а если даже она и увеличивает доходы какого-нибудь фонда или органа на миллион, но требует на предприятиях расходов на 2 миллиона, то такому деятелю надо сказать: «Пошёл ты, пошёл!… И не просто пошёл, а на …!» (Естественно, если в стране есть хозяин или хотя бы хозяйский подход к экономике!)

2. Если доказано, что новация приносит прибыль, надо определить, сколько средств пойдёт на доработку программного обеспечения, насколько увеличатся трудозатраты бухгалтеров и на сколько в связи с этими трудозатратами должна вырасти (непременно, если у нас есть профсоюзы или хотя бы намёк на справедливость!) их зарплата. Только, бога ради, не надо врать, что трудозатраты не возрастут, и что бухгалтеры в едином порыве проголосуют за то, чтобы делать дополнительную работу бесплатно!

3. Определить механизм финансирования (или компенсации) из получающейся от внедрения новации прибыли расходов предприятий на доработку программного обеспечения и на повышение зарплаты бухгалтерам.

4. Утвердить перечисленные обоснования в правительстве, предварительно согласовав с профсоюзами.

5. Подписать пакет документов: о введение новации, о компенсации расходов предприятий и о повышении зарплат бухгалтерам, и внедрить всё это одновременно.

«Панове», когда вы плодите изменённые формы отчётности в масштабе огромной страны, вы не в бирюльки играете, а инициируете серьёзнейшие финансовые и трудовые затраты!

Например, если появились дополнительные графы в форме отчетности по любому фонду, и если разработчики программ будут под неё дорабатывать программное обеспечение, то будьте уверены, 100-200 гривен за доработку и внедрение с каждого предприятия они возьмут. Умножьте это хотя бы (грубо) на 100 тысяч предприятий и учтите, что это не самые высокие тарифы!

Теперь прикиньте, сколько потратит каждый месяц бухгалтер с компьютером на формирование, проверку и распечатку, и сколько на это уйдет времени у бухгалтера без компьютера, статистически усредните по стране, и уверяю вас, что в среднем часа два уйдет дополнительно на дополнительные графы, как минимум, по самым-самым скромным оценкам. Значит, фонд зарплаты бухгалтеров надо увеличить на 1-2%. А сколько появилось таких новаций хотя бы за последнее время? И на сколько процентов надо бы зарплаты увеличивать? Сколько получается миллионов в масштабе Украины?

А ведь прибыли-то от введения новых граф, скорее всего – ни-ка-кой! Значит – одни убытки!

Интересно, если бы инициатор новации был не начальник, а хозяин, все убытки и прибыли влияли бы напрямую на его карман, как бы он поступал и как всё просчитывал? Но он, к великому сожалению, начальник, поэтому думает лишь о себе, любимом, и плодит формы и графы в них с лёгкостью необыкновенной, почти в состоянии эйфории, как «поддавший» Хлестаков! «Ха, не из моего ж кармана, значит – мо-ожно! Не мне же работать, значит – мо-ожно!» И, к ещё большему сожалению, нет в стране хозяина, который бы всё просчитал и сказал бы ему: «Нельзя!»

То, что сейчас творится в этой сфере, можно назвать дикостью, форменным нормативно-административным бандитизмом! Кто и когда хотя бы попытается его остановить!? Или хотя бы жестко регламентировать по периодичности и порядку?

«Панове», не за горами выборы (они у нас идут практически непрерывно), набирайте очки! Вы знаете, сколько в стране бухгалтеров и членов их семей? Под миллион! А с членами семей – и все 3 миллиона «электората»! Смекнули? То-то и оно!

Ведь (даже при условии целесообразности) периодичность ввода новых форм должна быть регламентирована. Например – с 1 июля и 1 января при условии опубликования не менее, чем за 3 месяца. «Панове», во всём должен быть по-ря-док, даже для тех, кто «там, наверху!» Ляпнуть «с момента опубликования!» может любой дурак (что постоянно «там, наверху», безмозглыми и делается), но пусть-ка он попробует просчитать на серьёзном предприятии «до 13 числа – по старому, а с 13-го по новому!» и прикинет, сколько дополнительных трудовых и денежных затрат возникает из-за этого невинного на непрофессиональный взгляд нюанса, сколько дополнительного времени и денег будет выброшено на ветер, ведь – миллионы и миллионы! (А мы полюбуемся и выступим в роли проверяющих.) Вводить любые законы, влияющие на проведение расчетов, а также тарифы и новации надо только с 1-го числа, причем отнюдь не прошлого месяца!

ЧАСТЬ 3. ОБ ИДИОТСКИХ СРОКАХ ОТЧЕТНОСТИ

А сроки сдачи различных форм отчетности в различные органы, когда по окончании месяца, квартала, а особенно – года все бухгалтеры вынуждены «стоять на ушах» и работать ночами только потому, что руководители этих «органов» (видимо, выпендриваясь один перед другим и все – перед вышестоящими) назначают для подачи отчетов все более сжатые сроки! Что, если сдать на 2 недели позже – мир рухнет, или будут убытки государству? Нет, чиновник, получивший малейшую власть, заботится лишь о собственном удобстве, дополнительной возможности получать взятки и способе «потрафить» вышестоящему начальству, при этом на нижестоящих ему – плевать!

Привожу ярчайший пример идиотизма! Сейчас, из-за того, что какому-то … (извините, у меня, как у большинства бухгалтеров, нет для этого «деятеля» цензурного наименования) приспичило получать данные по начислениям и отчислениям от зарплаты (в частности, в казначейство и в чернобыльский фонд) к 25-му числу, а то и к 21-му, (а сейчас вот, за декабрь 2009 года, вообще к 17-му), большинство бюджетных предприятий вынуждены делать расчет зарплаты кто до 21-го, кто до 25-го числа и подавать «наверх» соответствующие данные.

А потом, после окончания месяца, задним числом, перерасчитывать зарплаты и вносить корректировки (бухгалтера представляют, сколько изменений может быть за это время: больничные, отпуска, увольнения, переводы и т.д., и каких трудов всё это стоит!). Кто подсчитал, во сколько десятков (если не сотен) миллионов обходится этот дополнительный труд в масштабах страны?! А какая от этого «прибыль»? Скачать бы эту сумму хотя бы за месяц с этого «долбодеятеля»!

Ведь мордует бухгалтеров всей страны на ровном месте, и никто этого … уже сколько времени не останавливает! Ну, не до того, видать, нашей так называемой «элите», карманы ж набивают да портфели делят, что им какие-то там бухгалтера, мелочь пузатая, «быдло»! Кто, какой «Гарант» или Премьер осмелится, наконец, издать распоряжение: «не сметь требовать никакой отчетности и досрочных расчетов, по крайней мере, до 5-го числа?!»

Ау, Гарант и Премьер Министр, где вы!? Ведь по крайней мере один из вас был бухгалтером!

Почему же вы помалкиваете? Слышите ли вы многострадальных бухгалтеров!? (Вот написал и подумал: прямо Тарас Бульба на костре! Но ведь действительно – допекло!)

Найдется ли в стране руководитель или руководящий орган, способный издать приказ: «Сдвинуть все сроки сдачи бухгалтерской отчетности на 1-2 недели и впредь не сокращать ни на час под угрозой увольнения всей соответствующей вертикали!» Все взяточники будут против такого решения, все бухгалтера – двумя руками – за! Чьё мнение властям дороже, как говорится, покажет время, следите за решениями! Хотя – чем меньше сроки, тем больше взяток, а если учесть, что ручейки взяток внизу превращаются в полноводные реки для тех, кто «там, наверху», то не надо ходить ни к какой бабке, чтобы предсказать развитие событий.

Сейчас, например, при сдаче различных отчетов за допущенные ошибки бухгалтер должен подвергаться денежному штрафу! «Эй, вы там, наверху!» Вы сначала «наруководите» так, чтобы зарплата этих бухгалтеров позволяла вам штрафовать их, не теряя при этом совести! Иначе создаётся впечатление, что авторы подобных «санкций» либо ориентируются на зарплаты Верховной Рады и на очень демократические цены в тамошней столовой, либо о совести имеют весьма смутные понятия!

Кстати, об атмосфере «там, наверху». Мы не могли сообразить, почему пенсии по закону о госслужащих назначаются порой при условии, чтобы на момент выхода на пенсию человек работал госслужащим. Вроде бы нет тут никакой логики. Но потом – «дошло»: да чтобы он до конца службы лизал задницу начальству и пикнуть не смел, а то — уволят и пойдёт он на обычную, гораздо меньшую пенсию! Но когда поняли, почему-то стало так противно и омерзительно, словно нечаянно наступил на дерьмо!

«Господа» и «панове», «элита» (всплывшая наверх в нашей проруби)! Неужели вы не чувствуете, что такие «нюансы» дурно пахнут? Или в своём окружении уже внюхались и не замечаете?

К большому сожалению, в стране очень много начальников, но нет среди них ни одного настоящего хозяина! А подход к управлению и финансированию у хозяина и начальника, как показывает жизнь – о-очень разный, и пока у власти будут деятели с психологией начальников при полнейшей безответственности ввиду полной безнаказанности (а некоторые – так и вообще при «недоторканости»!) – как говорится – «нам удачи не видать»! Грустно, «панове»!..

В. Савелюшкин, программист, ветеран труда; читатель «УК»; г. Белая Церковь

Читайте также: