В галереях Киева торгуют подделками. Как арт-мошенники «разводят» богатых иностранцев (фото)

Скандал в арт-кругах Киева: владелец художественной галереи «Фортуна» Руслан Фартушный пытался продать поддельные работы известного мастера Ольги Акаси. Чтоб обвести вокруг пальца потенциального покупателя-японца, на «аукцион» подделок была «приглашена» мошенница, выдававшая себя за художницу! Аферизм, ставший «малым гербом» Украины, пронизал и украинское искусство! 

Откровенно наглый мошеннический акт всегда обескураживает, в какой бы сфере деятельности он не происходил. Субъекты подобных манипуляций теряют не только собственную деловую репутацию, но и волей-неволей бросают тень и на своих добропорядочных коллег.

Рожденье фальши из духа авантюры

Украинский художественный мир – как система фестивалей, сколь-нибудь значительных конкурсов, грантов и т.п., увы, не блещет своими достижениями. Арт-бизнес, как часть этот системы, также находится в зачаточном состоянии. Возможно, как раз именно в силу собственной необустроенности и могут возникнуть инциденты, подобные нижеизложенному. Поражающие своей безответственностью и более – уголовным характером даже тех, кто давно работает в подобных сферах деятельности, и многое видел.

Руслан Фартушный, хозяин арт-салона «Фортуна», известный, вероятно, более как человек, промышляющий тем, что, кроме прочего, перепродает в своем салоне картины, скупленные им по «оптовым ценам» там же, на Андреевском спуске у бедных и довольно жалких наших киевских разночинцев и маргиналов от живописи. В этом, конечно, салон «Фортуна» упрекать не стоит. В конце концов, это хоть и жалкое и далекое от нормы спекулятивное занятие не несет в себе какого-либо подвоха. Да и «Фортуна», впрочем, далеко не Биеннале, и далека от респектабельных галерей Киева. Разве что служит примером непрофессионализма и поиска легких путей. Но есть разница в продаже картин и, к примеру, овощей.

Но, когда устраивается в буквальном смысле этого слова подпольная выставка – то есть нигде не анонсировавшаяся – поддельных работ художника, проведенная в центре столице и среди бела дня (как стало известно от непосредственных зрителей этой так называемой выставки, которые еще и оказались обманутыми покупателями картин), то впору задуматься о вещах глобальных. Конечно же, сама художница – в данном случае Ольга Акаси – не могла и догадываться об этом. Действительно, кто же будет спрашивать разрешения у художника на подпольную выставку ее фальшивых работ! Иначе как дикостью все свершившееся не назовешь. А случай мог бы и не иметь место, не работай к своему несчастью в свое время художница Ольга Акаси с г-ном Фартушным.

Устроенный перфоманс от Фартушного, кажется, войдет в анналы арт-афер Киева. Стало известно о нем только совсем недавно. Когда представилась возможность напрямую связаться и непосредственно пообщаться с интересующимися живописью художницы людьми из Токио и Украины, диверсию против которых и устроил упомянутый владелец «Фортуны» и его подручные. Имеется фотодокументация данного события, по всем, так сказать, правилам устроения презентаций.

О том, что эти фотографии – не фальсификация, свидетельствуют слова и непосредственное участие на закрытой выставке Т.Н. Лиферовой, Н.Н. Лиферова, представителя одного японского коллекционера, а также и самого последнего – господина Шимизу, пожелавшего пополнить в Украине свое собрание современной живописи. Подлинность фотографий (бумажных и цифровых) подтвердили также фотографы газеты «Украина Молода».

Усугубляется данный случай – и здесь я уже не вижу аналогов, по-крайней мере, в в отечестве – тем, что, оказывается, в столице существует две художницы с одним и тем же именем! То есть диагностируется шизофрения. Первая – настоящая художница, пребывающая до последнего момента в блаженном неведении о своем двойнике. И вторая – ее «копия», мало напоминающая по внешним признакам подлинного автора.

Подлинная Ольга Акаси

«Ольга Акаси» (копия) в день презентации поддельных работ, выдаваемых за аутентичные

Мотив подобного представления подставного лица объясняется желанием Р.Фартушного сбыть оптом некачественный товар, то бишь подделки, выдаваемые за работы Акаси. Впрочем, сам салон «Фортуна» называть их подделками не склонен. Мол, эти работы принес ему некий Г. Давиденко, 43 лет, в свою очередь купивший их на пространствах Андреевского по 3000 долларов каждую (по материалам журналистского расследования, проведенного «Газетой по-Украински» и журналистами «ТРК Киев» (передача «Потребитель»).

Однако уже в следующий раз и уже другим журналистам (газета «Крещатик», например) Фартушный заявляет о неких студентах, принесших две работы, но уже по 1000 у.е., на реализацию. Какая честь! – и для никому неизвестных студентов, и для Андреевского спуска… Заявленные цены просто реально не могут соответствовать контексту ни студенчества, ни Андреевского спуска в 2004-2005 году. И при этом невольно спрашиваешь: почему же каждый раз из уст Руслана Фартушного льются все новые и новые отличные друг от друга версии?

Выбивать ответы у хозяина «Фортуны» приходится с огромным трудом. Очевидно, чувствуя и сам за собой вину, он под всяческими предлогами уходит от ответов на вопросы по существу дела, срывает уже назначенные встречи с представителями СМИ, откровенно выказывая им свое пренебрежение, отключает телефон. Так было с журналистами «ТРК Киев», «Газеты по-украински», «Киевский Регион», «Крещатик», изданиями «2000», «Зеркало Недели», «Киевские Ведомости» и другими.

Итак, подделки были. Видели собственными глазами в лице Артура Грелля и художника Ольги Акаси во время посещения салона «Фортуна». Видели и другие люди, знающие творчество художника Ольги Акаси. Которые и выразили недоумение и позвонили. За что и спасибо. Кто эти подделки там нарисовал и принес в «Фортуну» – не важно. Важно то, что эти работы выдавались самим Фартушным и его «Фортуной» за живопись О.Акаси. То есть заведомая ложь. Ведь именно для приобретения работ Акаси приехал в Киев японский бизнесмен. Но поставил условие: куплю работы в салоне, но только если увижу саму художницу, полотнами которой он уже обладал. Требование клиента – закон.

Слева направо: Н. Н. Лиферов (представитель японского бизнесмена в Украине, очевидец встречи), Р. Фартушный (владелец арт-салона «Фортуна», инициатор обмана), фальшивая Ольга Акаси.

Фальшивая Акаси и японский коллекционер на фоне двух подделок, выдаваемых за аутентичные работы художника Ольги Акаси

Вот только кто и как этот закон написал? Написал его все тот же Р. Фартушный. Он привел на встречу в ресторане и далее – в свою галерею женщину, выдав ее за Ольгу Акаси.

Иначе говоря, откровенно подставное лицо. Кто эта женщина нам пока не известно. Однако есть ее фотографии, сделанные японской стороной. И как раз именно с этой упомянутой нами подпольной выставки. Установить ее личность – дело техники, и, вероятно, соответствующих органов. Почему была представлена не настоящая Ольга Акаси – понятно. Ведь «Фортуна» пыталась продать поддельные работы.

Видимо у салона «Фортуна» есть своя точка зрения о том, как делать бизнес. Так сказать, альтернативная торговля альтернативными методами с помощью подставного альтернативного же лица. В эдаком анархистском духе времен перестройки и полного раздрая. Факты вскрывались долго и понемногу.

Прорыв информации произошел, когда настоящий художник в конце 2005 года ездила по приглашению японского коллекционера в Токио, где также видела подделку своей работы, таки проданной Р.Фартушным. Причем, с последним художница прекратила какое-либо сотрудничество по профессиональным причинам, как и многие другие художники. Как говорят некоторые из художников, слишком жалкой казалась деятельность заведения без эксперта, искусствоведа и т.п. Но это уже отдельная история.

Если без смеха, то своими действиями Р.Фартушный просто дискредитирует отечественный арт-бизнес, и без того находящийся в жалком состоянии. Такими действиями салон Фортуна и далее останется пыльным салоном живописи не выше Андреевского спуска. И ниже опускаться уже просто некуда, если дело доходит до подставных лиц.

Но все тайное становится явным. Может быть и продолжал бы оставаться этот случай неизвестным, если бы не влиятельное положение господина из Токио, гражданина другой страны, которого обманули в Киеве.

Хороша реклама Отечеству: приезжайте, гости дорогие, в Киев. Вас здесь накормят и… «разуют»! Где смело ответят на вопрос посетителей арт-салона «Чьи это работы?» или «А есть ли у вас работы Акаси?» откровенной ложью, указывая хоть и не подписанные фальшивки, но продающиеся под именем художницы Акаси. В частности, об этом нам рассказывали представители дирекции одной арт-компании, следящие за тенденциями рынка, и владелец одной из настоящих картин художника, видевшие и слышавшие это собственными глазами и ушами. Они также выступали очевидцами происшедшего.

Подлинная работа О. Акаси «Инфанта» (2001 г.), не имеющая авторских повторов и находящаяся с 2002 в Санкт-Петербурге

Подделка под работу О. Акаси (2005 г.), выдаваемая арт-салоном «Фортуна» за подлинную. Настоящее полотно «Инфанта»  вообще никогда не находилось в салоне Фортуна. Неказистая подделка сделана с репродукции.

Так сказать, виновница торжества – псевдо-Акаси на подпольной выставке фальшивых работ. 2004 год. Фотография сделана г. Ш-зу в арт-салоне «Фортуна» в 2004 году. А запретить фотографировать пану Фартушному, видимо, не удалось…

Подобные арт-диверсии ставят под сомнение цивилизованность галерейно-салонной жизни Киева. И ответственность за это, в том числе и за имидж страны, несут и те, кто этот имидж подрывает – в какой бы сфере это не происходило. Репутация создается не только дипломатами и вождями партий, но и учеными, галеристами, искусствоведами, коллекционерами, музейными работниками – профессионалами и патриотами своего дела. И с этой точки зрения описанный случай – откровенный арт-теракт против имиджа страны.

Или подрывать уже нечего – учитывая тот прискорбный факт, что г-н Фартушный безнаказанно продолжает свою «галерейную» деятельность?
___________

Все фотографии предоставлены г. Ш-зу из Японии во время пребывания Ольги Акаси (настоящей) в Японии, 29 сентября -30 октября 2005 года.

Артур Грелль, специально для «УК»

You may also like...