Справятся ли с Украиной марсиане?

После первого тура выборов президента шведская газета «Сконскан» опубликовала статью с убийственным заголовком «Справятся ли с Украиной марсиане?» Ее автор не без сарказма называл фантастическими надежды на то, что украинские политики хотя бы когда-нибудь, засучив рукава, начнут работать и решать проблемы, накопившиеся перед страной, уверяя, что гораздо реальнее выглядит вариант, в котором ситуацию исправят прибывшие на берега Днепра инопланетяне. Диагноз, конечно, звучит обидно. По меньшей мере, для отечественных политиков.

Но чтобы доказать обратное, им придется – как минимум – засучить рукава. И все-таки заняться разгребанием навороченных самими же политиками «завалов». «Прямым своим делом» – как говаривал известный булгаковский персонаж. Причем независимо от того, кто именно станет президентом. И какую команду своих «пришельцев» приведет в кабинеты на Банковой

Виктор Янукович уверяет, что начнет с борьбы с бедностью. Юлия Тимошенко обещает окончательно победить кризис. Даже сроки установила. До 1 марта. Да кризис, похоже, об этом еще не знает… Но для страны большей проблемой оказался даже не спад в экономике, а то, как с этим спадом в течение последнего года боролась украинская власть. Финансовый пожар тушили деньгами. Занимая где можно и где нельзя, не слишком обращая внимание на условия и прикрывая глаза на проценты, которые придется за эти кредиты возвращать.

Теперь даже оптимистические прогнозы МВФ, предполагающего в следующем году рост украинского ВВП на 2,7%, не слишком радуют. Поскольку долговой пузырь может лопнуть еще до того, как начавшийся подъем (если он, к тому же, начнется) принесет первые плоды. А если Киев хотя бы намекнет, что вернет не все, – инвесторов-оптимистов, готовых рисковать в Украине, может как ветром сдуть.

Чтобы пройти по лезвию бритвы – между необходимостью рассчитываться по обязательствам и желанием привлечь капиталы – нужно быть предельно осторожным. И очень экономным. Но бережливый политик рискует популярностью среди избирателей и репутацией у спонсоров.

Ведь и тем, и другим обещания во время предвыборной кампании раздавались с такой щедростью и с таким энтузиазмом, что выполнения их ждут чуть ли не на следующий день после инаугурации. А денег на это, по самым приблизительным подсчетам, не хватит даже в нескольких годовых бюджетах Украины. К тому же это вам не 2004 год, когда у победителя был заоблачный рейтинг доверия. Когда каждый процент на счету, а местные выборы – уже 30 мая (и вполне возможны парламентские выборы), махнуть рукой, мол, «кому я должен, всем прощаю», не рискнет даже самый смелый политик.

Есть, конечно, традиционный украинский рецепт. Который сводится к мантре «я хотел (хотела), а мне не дали». Ведь по действующей Конституции полномочия президента не столь обширны, как можно было бы предположить, изучая предвыборные обещания. За текущую экономическую политику в любом случае отвечает премьер, которого утверждает парламентское большинство. А глава государства может умыть руки…

Правда, избиратель все равно оценивает деятельность президента «не по Конституции». 5%-й результат Виктора Ющенко – самое наглядное тому подтверждение. Как бы уходящий гарант ни жаловался на обрезавшую его возможности «политическую реформу Кучмы–Медведчука». Поверить в оправдания нового президента могут разве что в том случае, если президентом станет Янукович, а премьером останется Тимошенко. Но сознательно на это Виктор Федорович не пойдет (ну, разве что обстоятельства заставят). Юлия же Владимировна уже успела пообещать, что в случае ее победы украинцы не будут знать имени премьера, а значит, вину перекладывать будет не на кого.

Правда, с присущей нынешней руководительнице правительства последовательностью после первого тура фамилию «Тигипко» в сочетании со словом «премьер» она произносила так часто, что забыть ее украинцам будет очень непросто. Даже тем, кто за него не голосовал. Но, как резонно заметил сам Сергей Леонидович, в обещания портфелей до второго тура могут верить только наивные люди. К которым он себя не относит. А после – никто не помешает Тимошенко вернуться к идее «премьера-анонима». Если она, конечно, еще будет влиять на процедуру назначения руководителя правительства.

Янукович, кстати, публично «бронзовому призеру» ничего не обещал. Зато в случае победы Тигипко ему очень даже может пригодиться. И не обязательно для поисков виноватого. Во-первых, у «регионалов» в парламенте нет большинства. И переманить на свою сторону НУ-НС будет не так просто, как кажется некоторым в ПР. Сергей Леонидович, который уже ведет переговоры с «нашеукраинцами», потерявшими веру в старого лидера, может выступить в качестве «ледокола».

Одно дело договариваться о «широкой коалиции» под премьера-«регионала», и совсем другое – с условием, что Кабмин возглавит Тигипко, которому этот портфель обещала и Тимошенко. Во-вторых, на досрочных парламентских выборах – ими в последнее время стращает пугливых нардепов Виктор Федорович – «регионалам» вряд ли удастся взять большинство. А «сильноукраинцам» вполне под силу преодолеть 3%-й барьер (с сегодняшними 13%) и «воссоединиться» с «бело-синими» уже в новом составе Рады.

Правда, делиться – не в привычках ПР. Но ради возвращения во власть они способны творить с собой чудеса – доказано неоднократно. Конечно, есть среди «бело-синих» люди, способные нашептать Януковичу, что Тигипко может стать для него тем, чем стал Ющенко для Кучмы после 1999-го. Вот только в этом сравнении Виктор Федорович может увидеть и нечто позитивное. Просто не нужно быть таким ревнивым, как Леонид Данилович.

Премьерство «днепропетровца» Тигипко – при правильном позиционировании – может снять страхи доброй половины Украины, опасающейся «пришествия донецких». А при определенных условиях – даже принести Януковичу репутацию если не реформатора, то «покровителя реформаторов». Причем Тигипко уже сейчас готов взять на себя ответственность именно за «непопулярные меры». Он-то, конечно, надеется, что через некоторое время риск окупится еще большей популярностью. Но лидеру ПР в случае победы на президентских выборах чего опасаться? Стоит Януковичу въехать в резиденцию на Банковой – его будущее уже не будет так крепко связано с будущим партии. Он уже сейчас обещает быть «президентом всех украинцев». И в том, чтобы это обязательство было выполнено, заинтересован по-настоящему.

В общем-то, стать «президентом для всех» будет стремиться любой из тех, кто победит 7 февраля. Слишком уж очевиден провал Ющенко, который пытался «выкроить нацию» по своим лекалам, не слишком считаясь с мнением тех, из кого намеревался кроить. Раскол страны из предвыборной технологии 2004 года превратился в печальную реальность. И теперь успех любого президента будет в решающей степени зависеть от того, удастся ли ему Украину «сшить». В этом смысле последние движения Тимошенко, то записывающей себя в «сечевые стрелки», то обещающей похоронить Степана Бандеру в еще не построенном пантеоне героев, объяснимые как способ мобилизации «западного» электората, могут только навредить в случае ее победы в масштабах всей страны.

Зато Януковича сейчас – хоть к ране прикладывай. Никакого тебе «второго государственного», двойного гражданства и прочих «фокусов» из 2004-го. Остался разве что латентный федерализм – но и тот в обещании «не учить жить» из Киева жителей регионов – и на Востоке, и на Западе. И даже вместо долгих и язвительных инвектив в адрес Ющенко за «героизацию» лидера ОУН(б) – сухое сожаление о том, что чествуют не тех, кто мог бы объединить Украину. Осталось только надеяться, что понимание того, «что можно, чего нельзя», из сугубо технологического превратится в привычку – в случае победы Януковича на выборах.

С чем будущему президенту определиться будет легче всего, так это с внешнеполитическими ориентирами. Но не в силу выдающихся дипломатических способностей Виктора Федоровича или Юлии Владимировны. С западными лидерами, скажем, у них у обоих коммуникационные проблемы. Даже Тимошенко, позиционирующая себя для избирателей в качестве «своего человека в круге европейских политиков», общается с ними через переводчиков. С восточными партнерами они говорят, конечно, на одном языке. Но сказать, что на равных, пока язык не поворачивается.

Отношения Киева с Брюсселем будут ровными и при Януковиче, и при Тимошенко, но только потому, что в Евросоюзе «устали от Украины». Видеть Юлию Владимировну еврочиновникам наверное приятнее, но не более того. «Усталость» будет определять и линию поведения Вашингтона. Но диалог с ним будет. И будет достаточно спокойным. «Антиамериканизм» Виктора Федоровича закончился с приходом в команду его советников Пола Манафорта.

Пусть даже внешне это стало заметно не сразу. С Москвой ожидается потепление – но опять же, независимо от того, кто станет президентом и какую политику он будет проводить. Теоретически, конечно, можно сделать поправку на какие-то неожиданные эскапады, но, судя по всему, ни Юлия Владимировна, ни Виктор Федорович на них не решится, при всем различии в темпераментах. Впрочем, и прорывов в отношениях с Россией ожидать вряд ли стоит – даже в Москве, похоже, начинают понимать, что подыгрывать им украинские политики могут, но играть четко по партитуре Белокаменной – за пределами их возможностей.

В общем-то, даже если на Земле высадятся марсиане – официальный Киев, скорее всего, будет стремиться наладить с ними ровные и спокойные отношения. Во-первых, они сильнее и технологичнее (раз смогли до нас долететь в таком количестве). А во-вторых… такой уж стиль в ближайшее время будет господствовать в украинской политике. Стиль интермеццо. Ожидания чего-то другого. Но еще не наступившего.

Алексей Мустафин, ЛЕВЫЙ БЕРЕГ

You may also like...