Киевские лифты-убийцы

Лифты-убийцы
В многоэтажках Киева эксплуатируется почти 23 тысячи лифтов, из них более 10 000 отработали сверхнормативный срок 25 лет и являются потенциально опасными, они срочно нуждаются в замене или модернизации

Чтобы отремонтировать все столичные лифты, городской власти понадобится более 40 лет, об этом говорится в материале журналиста программы «Шустров LIVE» Дины Зеленской.

Смерть младенца

Лифт-убийца унес жизни двухмесячного мальчика. Трагедия произошла в начале января в Сумах на глазах мамы младенца и его дедушки. Вернувшись с прогулки, семья как раз выходила из кабины, когда она самовольно начала двигаться вниз, зажав ребенка между дверей . Спасти маленького не удалось. Следствие выяснило: год назад лифт, в котором произошла трагедия, капитально отремонтировали с гарантийным сроком эксплуатации — 2 года.

Однако, уже через полгода жители подъезда начали жаловаться на работу подъемника. Поэтому в канун Нового года мастер приехал на объект и заменил программу автоматизированной системы, именно это, по мнению правоохранительных, органов и стало причиной трагедии. «Электромонтер в неустановленный способ путем присоединения проволоки до 2 клемм по сути позволил двигаться лифтовой кабине между этажами при незакрытых дверях», — рассказывает руководитель прокуратуры. Сумы Валерий Могильный.

Монтеру и руководителю лифтовой организации, которых подозревают в причастности к падению лифта, уже избрали меру пресечения — домашний арест. Им грозит до восьми лет лишения свободы. В последние годы такие страшные и трагические ситуации нередки: люди все чаще становятся заложниками железных кабин.

Дорогое удовольствие

Из почти 23-х тысяч лифтов в жилых домах столицы половина отработала срок эксплуатации, указанный производителем — 25 лет, и требует полной замены или капитального ремонта. По информации КП «Киевстройреконструкция», ориентировочная стоимость реновации одного лифта грузоподъемностью 320 кг на 9 этажей составляет 1 млн 300 тыс. грн. Такой же дротоход на 16 этажей — обходится уже в 1 млн 600 тыс. грн. Тогда как лифт до 500-ти килограммов на 16 этажей — 1 млн 850 тыс. грн.

В КГГА признаются, что денег на восстановление подъемников нет. Мол бюджетные расходы для области жилищного хозяйства в городском бюджете значительно ограничены, что не позволяет выполнить необходимый комплекс работ капитального характера в жилом фонде, старение жилого фонда опережает темпы его обновления.

На грани срыва …

Люди ежедневно рискуют своей жизнью, старые, потрепанные кабины, а иногда и абсолютно пустые, открытые шахты. Все это — реалии столичных многоэтажек. Подъемники при отсутствии надлежащего ремонта в любой момент могут вызвать трагедию. Об опасности, которая подстерегает в лифтовой кабине, Татьяна знает по опыту своей семьи. Полгода назад ее мать стала заложницей лифта, который самовольно с бешеной скоростью начал падать вниз. Женщина летела с 14 до 3 этажа, там подъемник, к счастью, сам остановился и заблокировал ее, рассказывает дочь пострадавшей и добавляет: страх пользоваться лифтом до сих пор не исчез, ведь в тот день вместе с матерью должна была спускаться и она вместе с полуторагодовалым сыном.

Соседи говорят: в тот день скрежет лифтовой кабины слышали не только в доме, но и за его пределами. Женщину, которая в конце застряла на третьем этаже, доставали работники ГСЧС, полиции, скорой и сами жильцы дома. Люди с ужасом вспоминают эту историю и добавляют: несмотря на то, что лифт в этом доме часто выходил из строя, падение никто не ожидал. После чрезвычайного происшествия большинство жителей несколько месяцев ходили пешком.

После этой жуткой истории механики моментально починили кабину, заменив все неисправные детали. Тем не менее, проблему с подъемником это не решило, он дальше ломается, а люди на свой страх и риск продолжают им пользоваться, ведь другого выхода не видят. Большинство семей, проживающих в нем, имеют маленьких детей с которыми ежедневно нужно выходить на улицу, а спускаться с ребенком, коляской и санками по лестнице — нет сил.

Необоснованная паника

Впрочем, на такие жалобы в обслуживающей компании уверяют, что работы по обслуживанию и ремонту лифтов проводятся постоянно, просто они не всегда заметны. В случае выявления неисправностей лифт блокируют, поэтому людям бояться нечего и если лифт работает, это означает, что он безопасен, уверяет главный инженер КП «Управляющая компания по обслуживанию жилищного фонда Деснянского р-на. Киева» Геннадий Синельник.

Легкий заработок

Окончание срока службы — далеко не единственная проблема столичных лифтов. Нередки случаи мародерства. Преступники нагло врываются в дома, выламывают двери в машинное помещение, а там уже берут все что хотят: тросы и катушки, кабели и двигатели, которые сбывают в пунктах приема металла. Такие прецеденты являются довольно распространенными.

Киевлянка Надежда Ивановна рассказывает, что в их доме за последний год грабеж лифтовых деталей осуществляли более 6 раз. Последний раз это произошло за несколько дней до Нового года, тогда воры-вандалы разворовали оборудования и остановили работу подъемника более чем на 3 недели. Дом, по словам его жителей, на 80 процентов заселен пенсионерами. Так люди пожилого возраста были вынуждены почти месяц сидеть по домам не имея возможности ни сходить в магазин, ни вынести мусор из квартиры, потому что не могли самостоятельно преодолеть 14 сложнейших этажей.

Недобросовестные застройщики

В одной из столичных многоэтажек, которая насчитывает аж 32 этажа и более тысячи жителей, одна из лифтовых шахт — вообще пустая. Небоскреб свела фирма одного из самых скандальных застройщиков Киева — Анатолия Войцеховского. Инвесторы, рады хотя бы потому, что дом достроили, большой проблемы в отсутствии одного из лифтов не увидели.

Сейчас же заместитель председателя ОСМД Дмитрий Шаповалов жалуется: ситуация критическая, ведь другие два установлены лифты являются экспериментальными, то есть собранные из различных деталей нескольких фирм и из-за большой нагрузки требуют замены. Мало того, один из них вообще не соответствует техническим нормам дома, ведь рассчитан на 9 этажей, а застройщик поставил его на 32-х этажный дом.

Из-за обилия нагрузки два установленных лифты постоянно ломаются, часто люди месяцами ходят пешком на 32 этаж. ОСМД намерена установить лифт, которого не хватает, а со временем заменить и существующие, единственная проблема — деньги, которые должны собрать все жители дома, а это далеко не всем по карману.

Стоимость маленького лифта грузоподъемностью 400 кг будет стоить от 1 до 2 млн., все зависит от комплектации. Грузопассажирский это уже от 1,5 до 2,5 млн. грн., тоже все зависит от того, какой именно  сам лифт, а еще есть монтажные работы, еще пусконаладочные работы — рассказывает Дмитрий Шаповалов.

Кто ответит?

Проблем, связанных с лифтовым хозяйством в домах, где есть ОСМД, значительно меньше. Люди сами контролируют работу, берегут имущество и своевременно устраняют неисправности. Однако, даже при таких условиях следует помнить: в случае непредвиденных обстоятельств ответственность будет возложена именно на владельцев дома. По сути председатель ОСМД является владельцем указанного здания и, исходя из нормативно-правовых актов, именно собственник несет ответственность, говорит юрист Денис Писаный и добавляет, если компания или здание принадлежит как раньше кооперативам, то отвечает кооператив.

Правила безопасности

Пока проблема существует, а должного финансирования нечего и ждать, спасатели советуют пассажирам, по меньшей мере, знать о технике безопасности, если дротоход мчится в пропасть. В частности, нужно присесть на колени, на носочки. Спиной прислониться к стенке лифта. Также руками упереться в стенки лифта.

Теплые вещи — надо  снять с себя и сделать как подушку, положить перед собой. Таким образом фиксируем свое тело и при резкой остановке предоставляем минимум повреждений своему организму, — говорит сотрудник ГУ ГСЧС Эдуард Билозир. Впрочем иногда для того, чтобы воспользоваться простыми правилами безопасности просто нет времени. Лифтовая кабина за считанные секунды может упасть вниз. Поэтому имея сомнения в исправности подъемника лучше лишний раз воспользоваться лестницей.

Улучшение через 40 лет

В бюджете столицы на капитальный ремонт и замену лифтов предусмотрено 250 млн. грн. Если замена одной кабины стоит минимум 1 млн., получается, что за год будет отремонтировано 250 лифтов. Впрочем, только в Киеве замены требуют более 10 тыс подъемников, поэтому на их модернизацию такими темпами понадобится как минимум 40 лет.

Источник:  ESPRESO.TV

Читайте также: