Кто и почему стрелял в начальника ГУВД г. Киева?

30 марта исполнится 132 года с вынесения оправдательного приговора Вере Засулич. Актуальность этой темы сохраняется и в наши дни. По нашему мнению – эта статья даст возможность взглянуть по иному на проблему самосуда, о котором все чаще и чаще говорят в обществе… Статья была написана два года назад, но ничего не изменилось.

Что сейчас происходит в Украине с правоохранительной системой? Мы смотрим телевизор, читаем прессу, узнаем от родственников и знакомых, познаем на собственном опыте… Коррупция, пытки, заказные дела, хамство и вседозволенность – об этом знают практически все. Но что мы с Вами делаем, пока беда не приходит на порог нашего дома?

24 января 1878 года. Царская Россия, как изучали в советской школе – «самодержавие», «царизм» и «тирания». До «революционной ситуации» еще далеко, но то, что произошло в этот день и последовало за ним – перевернуло мое представление о системе истинных человеческих ценностей, силы духа и понятии о справедливости, чести и гордости Человека.

Итак, 24 января 1878 года. Девушка из обедневшей дворянской семьи – Вера Засулич пришла на прием к Петербургскому градоначальнику генерал- губернатору Федору Федоровичу Трепову. Войдя в кабинет, Вера достала револьвер и выстрелила в него, ранив в руку. Что же послужило поводом для столь отчаянного поступка 28-летней женщины? И чем для нее – это закончилось?

Причиной покушения стал приказ Ф.Ф. Трепова о нанесении телесных наказаний, находящемуся в заключении революционеру Боголюбову (Емельянов А.), не пожелавшему приветствовать Трепова в тюремном дворе снятием головного убора, объясняя это тем, что уже поздоровался часом ранее. Трепов был вне себя от негодования, что бросился на Боголюбова и сбил с него шапку.

После чего приказал тюремной администрации высечь Боголюбова 25 розгами. Как только начали вымачивать розги – в тюрьме начались массовые волнения. Через несколько дней Петербургские газеты написали о наказании Боголюбова, указав на все обстоятельства дела и волнения в тюрьме. Об этом событии из газет узнала и Вера Засулич. С этого момента Вера стала жить мыслью о мести, выяснять обстоятельства жизни Трепова, позже приобрела 9 мм револьвер.

«Что был для нее Боголюбов? Он не был для нее родственником, другом, он не был ее знакомым, она никогда не видела и не знала его, в преступлении у нее не было личных интересов, личной мести. Но разве для того, чтобы возмутиться видом нравственно раздавленного человека, чтобы прийти в негодование от позорного глумления над беззащитным, нужно быть сестрой, женой, любовницей?» – скажет, защищая Веру адвокат П.А. Александров.

Председательствующим на суде был А.Ф. Кони, обвинение поддерживал К.И. Кессель. Вердиктом присяжных после пламенной речи адвоката и явной симпатии судьи к обвиняемой, было – НЕВИНОВНА. Вера Засулич была оправдана и освобождена из под стражи, дело получило всемирную огласку – создав прецедент, повлекший за собой изменения в истории и начало террора в ответ на беззакония.

Сколько мы видим в нашей жизни на экранах телевизора, в прессе того, что делают сотрудники правоохранительных органов? Убийства, изощренные пытки, сколько украинцев погибло в зданиях РОВД, УБОПа? Кто сейчас не знает о «дыбе», «ласточке», противогазе, электрошоковой машинке «динамо», суровость изощренных пыток зависит лишь от степени «образованности» милиционеров.

Беззаконность порождает новые преступления, упоенные своим величием, «вкусившие кровь» милиционеры превратились в палачей. Если бы только это…но они освоили в своей профессии все то, что напрямую велит им долг предотвращать: кражи, грабежи, вымогательства, ложные обвинения, незаконные аресты, коррупция и взятки. А что мы? Мы боимся. Мы думаем, что это происходит везде и со всеми, но только не с нами, пока это не коснется лично нас.

Видим мать, рыдающую на похоронах ни в чем не повинного сына, видим журналистку ICTV, чуть не ставшую «наркопринцессой» в РОВД, мастера спорта Украины по вольной борьбе, которого в том же РОВД избивают огнетушителем… Конечно нельзя заклеймить всех, кто работает в правоохранительных органах. Но эта часть палачей и их сообщников не менее 50%, а то и более. Какой пример подают остальным сотрудникам эти 50%, разъезжающие на дорогих иномарках, с мобильными телефонами от 5000 грн, в дорогих костюмах, часах и прочих аксессуарах? А с пытками, грабежом, подлогами и «раскрываемость» на совершенно другом уровне.

Неправда? Включите и посмотрите телевизор. Пойдите утром к зданию УБОП, РОВД, МВД и оцените уровень благосостояния сотрудников. Посмотрите где и как они живут, те, кто занимает «прибыльные» должности. Но как ловко они умеют скрыть свои доходы, оформить все движимое и недвижимое имущество на родственников и сообщников. Поговорите с теми, кто первый вынужден приезжать на их преступления – врачами «Скорой Помощи», БСМП и Вы узнаете много нового о пытках, но не все, ибо милиция – пытая и убивая, умело скрывает содеянное. Масштабы этого ужаса невероятны.

Задержанных пытают, грабят, заставляют брать на себя чужие преступления и потом запугивают, чтобы они боялись написать заявление или кому то рассказать. А если и написать? Кто пробовал – уже знает. Система своих не выдает. Вот и получается по известному принципу : « Каждый народ – достоин своих правителей». Если мы безразличны к друг другу, если чужое горе заставляет нас отворачиваться и делать вид, что мы ничего не слышим и не видим. ..

Мы не готовы вступиться не только за чужих людей, но и за своих близких, за своих друзей и знакомых. Неужели это плата за «цивилизацию»? Неужели развитию Научно-Технического прогресса мы обязаны обеднению наших душ, неужели совесть, честь, чувство сострадания ушли вместе с самодержавием, остались в XIX веке? Я не призываю Вас стрелять в градоначальников, ибо это будет просто гражданская война. Здесь дело не в одном Трепове.

Только сейчас в полной мере осознаются слова Юлиуса Фучика, замученного в застенках Гестапо в 1943 году: «Не бойтесь друзей, самое большое, что они могут сделать – это предать Вас. Не бойтесь врагов, самое большое, что они могут сделать – это убить Вас. Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия творятся все беззакония на свете». Равнодушные – это мы с Вами, с нашего молчаливого согласия и при нашем невмешательстве все происходит.

Мы не боимся, как в 1937 году, мы просто не замечаем. У нас дела, работа, бизнес, дети… А когда приходит беда – мы понимаем, что остались «один на один» с системой. Кто победит в этой схватке заранее известно… Милиционер готов сделать все ради продвижения по карьерной лестнице или наполнения кошелька.

Его не остановит не моральные принципы, ни нравственность. Упоенно пытающий и выбивающий любые признания, грабящий, ворующий, вымогающий и берущий взятки – имеет хорошую «раскрываемость», финансово обеспечивает «службу»: бензин, ремонты, канцтовары, подарки, рестораны… Именно такие растут, и именно на таких хотят быть похожими молодые сотрудники. И именно такой правоохранительной системы мы с Вами достойны?

Представьте на минуту, что может быть тогда, когда общественность наконец «проснется» от долгого сна и заговорит во весь голос о том, что на самом деле происходит в милиции. Когда в отдельно взятом подразделении арестуют первых, остальные задумаются. Нет, они не изменятся, но они уже будут бояться. Как и стали бояться после 24 января 1878 года. Если возмущенная женщина не побоялась отомстить градоначальнику, что мог ожидать простой полицейский?

Мы живем в другом веке и у нас другое, цивилизованное оружие. Это оружие гласность и неравнодушие. Если мы будем реагировать на любой сигнал, освещать в прессе реальные ситуации, останавливать пытки, коррупцию – все начнет меняться. Я реалист, ни за день, ни за месяц, ни за год мы их не остановим. Но мы можем и в состоянии поднять этот вопрос, ведь должен же кто-то начать? Ведь скольких мы могли спасти уже сегодня?

Шота Руставели писал «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата». Еще вспоминаются слова из фильма «Дневной дозор» «… Погасить свет легко, а вот рассеять тьму…» Понятно, что в нашей стране достаточно инструментов власти: прокуратура по надзору, службы внутренней безопасности, СБУ…

Но рыба гниет с головы, эта система скорее напоминает коммерческую инквизицию. Нашу систему МВД трудно сравнить даже с Гестапо (тайная государственная полиция Германии 1933-1945 гг), Гестапо было обязано пытать, согласно своих инструкций, инакомыслящих, не довольных, противников нацистского режима и криминальных преступников.

Современная милиция пытает не инакомыслящих, а всех кто попал к ним в руки и не имеет защиты. Они пытают не по инструкции, как Гестапо, а наоборот под угрозой уголовного преследования и достаточно больших сроков, статьи УК Украины 127, 373. Об идеалах и говорить нечего. Единственный идеал – это дробь, где в числителе деньги, а в знаменателе карьера. И как у настоящих иезуитов «Цель (деньги) – оправдывает средства».

Итак, мы уяснили – власть, министр МВД, Генпрокурор, СБУ – делать для нас ничего не будут. Самое большое на что они способны – это замечательно переписываться с нами, каждый раз сообщая нам, что факты – свидетелями, которых мы являлись «не подтвердились». А если система и даст осечку и привлечет очередного сатрапа к ответственности, то уж поверьте – это не просто так.

Либо дело приобрело широкий резонанс, и деваться некуда, либо милиционеров сожрали внутренние карьерные враги, воспользовавшись бедой пострадавшего в своих целях. Так как внутренние карьерные милицейские войны за пределами нашего понимания мира – остается одно: предавать преступлениям милиции огласку и не оставлять эти дела без внимания. Когда они «на свету», они как всякие оборотни прячутся. А раз они прячутся, значит, мы можем влиять на ситуацию. Что же мы можем конкретно сделать?

Основа – мы должны понять, что мы носим высокое звание Человек. И лично от каждого зависит, как в нашей стране с нами будут обращаться. И тот, кто боится, кто безразличен – пусть и дальше живет жизнью «человека в футляре», ожидающего своей участи. Кто хочет, что то изменить – должен, что то делать.

Если каждый факт нарушения предавать фиксировать, предавать огласке, обращаться в СМИ и официальные органы, а журналисты будут проводить расследования и «освещать» оборотней – ситуация изменится. Необходимо не разрозненное, не случайное, а систематическое взаимодействие общественных организаций, правозащитников, адвокатов, потерпевших, просто граждан в защите наших прав. Я приведу простой пример.

Сейчас, как впрочем, и ранее, самый коррупционный и жестокий РОВД в г. Киеве – Подольский. Если выступят в СМИ несколько правозащитников, адвокатов с призывом сообщить все факты коррупции и злоупотреблений в райотделе, такие же обращения опубликуют СМИ, на «подступах» к РОВД появятся листовки такого же содержания – через некоторое время посредством информации от потерпевших вырисуется картина в «лицах» обо всем, что творят оборотни в Подольском РОВД.

Дать задание журналистам вызвать на откровение честных сотрудников РОВД, а такие еще есть, о преступлениях в отделе. Затем через внутренних информаторов, а такие всегда есть: либо остатки «карьерных партизанских отрядов», либо враги, либо «за Державу обидно» – получить статистику и сравнить ее с показателями жалоб, выездом «Скорой Помощи», данными ИВС и СИЗО. Затем провести анализ данных и выявить самых опасных для общества милиционеров – мутантов. Все факты придать огласке, опубликовать в СМИ и обратиться в официальные органы.

Через 10 дней повторить все обращения. Все простые и неравнодушные граждане, узнав из СМИ также могут обратиться с заявлениями пресечь преступную деятельность. Допустим, обратится 50-100 человек, желающих попробовать, что то изменить, с паузой в 1-2 дня. Родителям и родственникам палачей можно отправить письма с просьбой повлиять на нравственность и моральные нормы. Перед РОВД поставить пост с плакатами, фото тех сотрудников, которые отличились в пытках и коррупции, там можно будет взглянуть на собранные материалы.

Там же можно дополнительно принимать жалобы и обращения граждан. Проделав эти мероприятия вновь описать все, все результаты журналистского расследования и опубликовать их. Параллельно разослать все результаты во все соответствующие органы. С помощью адвокатов, правозащитников, общественных организаций, родственников опросить всех задержанных из данного РОВД, находящихся в ИВС, СИЗО. Кажется сложно?

На самом деле все абсолютно реально – «глаза боятся, а руки делают». Самое главное, что теперь система РОВД и руководства окажется на виду и не сможет, объективно не сможет совершать преступления, «как еще вчера». Внимание общественности скует их оковами страха и боязнью развития ситуации.

Ну, а теперь, люди знающие систему изнутри, ответьте на вопрос – если задействовать подобные схеме мероприятия, как будут реально себя чувствовать палачи-оборотни-коррупционеры? В это время, на этот период они будут «тише воды, ниже травы». Если мы можем остановить их на время, значит, можем и навсегда. Главная проблема в том, что любая контролирующая другую систему система, со временем становится ее частью.

Ржавчина коррупции разъедает все взаимодействующее с ней. Но матери, жене, отцу покалеченного человека – очень тяжело дать взятку. Хотя и здесь пытаются «решить вопрос» запугиваниями и угрозами, нередко их безнаказанно исполняют. У Вас закрадется возможно мысль, что пытают то в основном преступников, «с волками жить, по волчьи выть», «страна у нас такая». Сотрудники уже давно смотрят на каждого, как на потенциального преступника.

Пытают, грабят, вымогают, подделывают – не с целью спасения нас с Вами, кто сталкивался, знают, что и потерпевший честный человек в милиции тоже жертва. «…не все вещи украденные найдены… необходимо для решения вопроса… да зачем писать, все равно уже никого не найдешь…».

И вся система построена по принципу «Деньги – карьера», и уж никак не по римскому «Служа – трачу себя». И честный милиционер либо не продвигается по карьерной лестнице, либо «отжимается» системой, либо перевоспитывается «под себя». Оборотни в погонах, как «коричневая чума» отвоевывают пядь за пядью все уголки нашей жизни. Вопрос только в том, когда они дойдут «до Москвы», когда нам уже отступать будет некуда?

Что хочу я? Я хочу быть просто услышанным теми людьми, которые чувствуют в себе силы противостоять, сердце которых переполнено болью унижений, бесправия, сердце которых горит огнем справедливости.

Вместе мы можем что то изменить, невольно вспоминаются строки О. Хайяма:

Ведь если я гореть не буду,

Ведь если ты гореть не будешь,

Ведь если мы гореть не будем,

То кто же здесь рассеет тьму?

Я предлагаю журналистам, правозащитникам, общественным организациям, гражданам отметить день 30 марта, день оправдания В.Засулич за выстрел в градоначальника. Выстрел по беззаконию, выстрел по жестокости, выстрел в несправедливость. 28-летняя женщина преподнесла урок обществу, этот урок мы вынуждены проходить и сейчас, спустя 132 года.

Засулич преподнесла нам этот урок, , судья А.Ф. Кони, адвокат П.А. Александров и двенадцать присяжных огласивших вердикт «Невиновна» – выучили этот урок. И задали нам, потомкам, вопрос, на который каждый ответит сам….

P.S. Если бы современная Вера Засулич, воспылав местью за любого из сотен убитых в отделениях милиции, тысяч покалеченных – купила бы травматический пистолет ПМР и выстрелила бы в начальника УВД г. Киева…

«…суд не принял во внимание многочисленные травмы Засулич, полученные по ее показаниям, от сотрудников милиции, выбивавших явку с повинной о попытке убийства…»

«… к показаниям Засулич суд относится критически…»

«… вина сотрудников милиции в нанесении тяжких телесных повреждений В. Засулич, повлекших инвалидность 2-й группы, не доказана…»

«…к показаниям В.Засулич о мотиве преступления как мести за гибель и пытки в милиции граждан Украины суд относится критически, так как…»

«…вина В.Засулич в преднамеренном убийстве, которое не состоялось по причинах, не зависящих от воли В.Засулич, полностью доказана…»

«… признал ее виновным по ст.ч.2 ст.15,ч.3 ст.27,п8,ч.2 ст.115 УК Украины и приговорил к 12 годам лишения …»

Автор: Виктор Соколов

You may also like...