Смерть, чизбургер и божья милость

Недавно в США казнили очередного преступника. 49-летний Кларенс Картер был приговорен к высшей мере за убийство сокамерника, которое он совершил еще в 1988 году. Тогда двое заключенных не смогли определиться, какой телеканал смотреть, что закончилось для одного из них избиением с летальным исходом. Спустя 23 года государство забрало жизнь у Картера, правда, куда более гуманно — его экзекуция была осуществлена при помощи смертельной инъекции, убившей его в течение минуты.

В свои последние дни Картер много читал Коран и молился, встретился с братом и двумя имамами, побрился, а также написал несколько писем. Его последней трапезой стали салат с тунцом, пара печеных картошек и апельсин. Именно эта деталь в наибольшей степени заинтересовала многие СМИ.

Например, один из крупнейших британских таблоидов Daily Mail, рассказывая о казни Картера, спросил своих читателей в заголовке «Неужели это был самый печальный последний обед в истории?», а потом сам же иронично ответил: «Как минимум, пища была здоровой». Право.Ru решает исследовать феномен предсмертной трапезы приговоренных к высшей мере, заодно вычислив любимые блюда тех, кому перед казнью позволили выбирать.

У многих цивилизаций древности было принято весьма щедро кормить осужденных на смерть еще до наступления века человеколюбия. Например, известно о существовании такой традиции в Древней Греции, Римской империи и Китае, а позже — в средневековой Европе. Правда, до пересмотра ценностей в эпоху Ренессанса, последняя трапеза преследовала скорее корыстные цели.

Во-первых, ужин перед казнью (вернее, завтрак, ведь экзекуции осуществлялись, как правило, на рассвете) считался символическим актом с целью заручиться прощением осужденного по отношению к палачу и судьям. Иначе душа преступника могла вернуться на землю в обличии привидения и начать мстить. Нередко приготовлением пищи занималась супруга палача, а сам исполнитель приговора разделял трапезу с осужденным.

Во-вторых, сытые преступники вели себя более миролюбиво, что было немаловажно во время публичных казней. Своей сытой покорностью осужденный показывал публике свое молчаливое согласие с приговором, вселяя в зрителей уверенность в высшей справедливости закона. Плюс ко всему, изрядно отобедавший преступник с меньшей вероятностью стал бы выкрикивать с эшафота неугодные властям лозунги. Наиболее непокорных иногда приходилось обильно напаивать спиртным.

Сегодня США — основной источник данных о гастрономических предпочтениях смертников. По традиции, американцы позволяют приговоренным к «вышке» выбирать все, что угодно, для последнего приема пищи в разумных пределах, в отличии от, например, Китая — самой казнящей стране мира (в год исполняется как минимум 1700 приговоров), где можно выбирать лишь между жареным рисом и паровыми пельменями.

«Разумные пределы» определяются по-разному от штата к штату. Во Флориде общая сумма стоимости блюд для последней трапезы не должна превышать $40. В Техасе можно заказывать все, что может исполнить тюремный повар, хотя иногда делаются исключения, и власти посылают курьера в один из ближайших ресторанов. В Вирджинии выбор ограничен 28 позициями из ротируемого месячного списка. Большинство других штатов настаивают лишь на том, чтобы еду можно было приобрести неподалеку, оставляя за собой право интерпретировать самые экстравагантные заказы. Так, заключенный, попросивший филе-миньон, получил менее изысканный стейк, а смертнику, желавшему съесть 24 тако (мексиканские лепешки с разнообразной начинкой), приготовили только четыре.

Запретов на оглашение последнего меню в США не существует, поэтому тюремные чиновники обычно охотно рассказывают репортерам, что ел человек перед смертью. Однако, приговоренный к смерти может попросить оставить свой выбор в тайне. Так, например, поступил Джон Аллен Мохаммад, знаменитый «вашингтонский снайпер», совершивший 10 убийств осенью 2002 г. Тем не менее, комплексные данные о последних блюдах казненных решились опубликовать только власти Техаса несколько лет назад. Этот шаг спровоцировал масштабную дискуссию на тему этики, поэтому судебный департамент вскоре удалил таблицу со своего сайта. Впрочем, данные о 310 заказах, исполненных в штате с 2002 г. сохранился в памяти поисковиков. Мы добавили к этому перечню еще 85 последних обедов из других штатов, информация о которых попадала в прессу, и попробовали выяснить, что чаще всего заказывают приговоренные к высшей мере американцы.

150 меню (38%) содержали картошку-фри, это самое популярное блюдо, вернее гарнир, который берут практически ко всему. 111 человек (28%) предпочли в последний раз съесть какой-нибудь бургер (чаще всего встречается чизбургер). Еще 67 заключенных (17%) остановили свой выбор на стейке, самый популярный вариант — говяжий стейк на Т-образной кости. 75 (19%) заказали жареных цыплят: куриные крылышки, ножки и грудки встречаются примерно равное число раз. Салат взяли 66 человек (17%), рыбу — 16 (4%), пиццу — 8 (2%). Из десертов наиболее популярны пироги с различными сладкими начинками, их заказывал 51 человек (13%), и мороженое — встречается в 18% меню. Необходимо отметить и общую популярность мексиканской кухни. «Кока-Кола» встречается более чем в трети заказов — это самый любимый напиток смертников.

59 человек (15%) отказались от приема пищи перед смертью. Грабитель и убийца Оделл Барнс попросил в качестве трапезы «Справедливость, равноправие и мир во всем мире». Другой убийца — Джонатан Ноблз — пожелал на ужин святое причастие. Дэнни Харрис из Техаса выбрал «Божью милость, правду, любовь, мир и свободу». Филип Уоркман, застреливший полицейского, сам не стал ничего есть, но попросил угостить бездомных в городе Нэшвилл вегетарианской пиццей. Власти отказались выполнять просьбу Ноблза, однако, после того, как информация о его желании попала в СМИ, нашлось множество энтузиастов, долго угощавших пиццей нэшвиллских бродяг.

Некоторые заказы смертников напоминали скорее странные шутки. Виктор Фегер пожелал на последний обед одну оливку, причем обязательно с косточкой. Ронни Ли Гарднер, помимо лобстера и стейка, попросил посмотреть все фильмы из трилогии «Властелин колец», потому что ему нужно было «духовно настроиться». Рики Рэй Ректор, страдавший от необратимого повреждения головного мозга после неудачной попытки самоубийства, выбрал в качестве трапезы стейк, цыпленка и ореховых пирог. Когда охранники за несколько часов до казни заметили, что к пирогу он даже не притронулся, Ректор объяснил: «Я решил сохранить его на потом».

Последний в жизни гастрономический выбор заключенных давно сопровождает своего рода культ. Этой теме посвящено множество блогов, а английских фотограф Джеймс Рейнольдс создал арт-проект на основе серии снимков, на которых воспроизводятся знаменитые кулинарные заказы смертников. Широкая публика склонна видеть в последней пище символическое отражение жизненного пути или, по крайней мере, причудливый слепок с многогранной личности человека, преступившего закон. Чаще всего смысл предсмертного меню остается загадкой, равно как и то, почему британские журналисты считают салат с тунцом столь печальным.

Автор: Дмитрий Романов. ПРАВО

You may also like...