Наука колдовства. Часть 4

Несмотря на распространенное заблуждение, сатанизм и черная месса, в том виде, в каком они существуют сегодня, представляют собой относительно современные явления, их корни — в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Однако следы их уходят в глубокую древность, когда господствовала мысль о том, что мир находится во власти злых духов.

Те, кто проникся мыслью, что миром правит зло, а Сатана — Господь, должны были, в принципе, отрицать все христианские ценности и выворачивать наизнанку христианские символы. Классические дьяволопоклонники рассматривали отречение от десяти заповедей, осквернение церквей и алтарей, черную мессу как существеннейшие элементы своей веры.

Корни современной черной мессы, или мессы святого Сикейра, уходят в баскскую провинцию Франции. Однако она была совершенно не связана с поклонением дьяволу: месса являла собой своеобразный акт колдовства по ниспосланию смерти врагу. Обычно такую мессу служил человек, посвященный в духовный сан, а проходила она в разрушенной церкви.

Торжественно освящалась черная гостия, причем вместо причастного вина использовали дьявольскую воду (то есть ту, в которой утонул некрещеный младенец). Современные дьяволопоклонники взяли эту церемонию за основу. Их службы обычно происходят в обстановке полной секретности, посторонние бывают крайне редко, что и понятно, поскольку ежегодно оскверняется множество церквей.

Наглядным примером может служить таинственная и зловещая история церковного кладбища Клофилл в Бедфордшире. В марте 1963 года были вскрыты семь могил, извлечен череп, который неизвестные водрузили на шест, окруженный кольцом из человеческих костей. Викарий, вышедший на пенсию в 1969 году, заявил в интервью: «В течение семи лет, как я приехал в Клофилл, не проходило месяца, чтобы не вскрывали могилу или склеп и не устраивали тайный обряд». Сегодня подобный вандализм продолжается, как правило, при полнейшем безразличии властей.

В церемониях такого типа черный колдун пытается использовать кости мертвых как орудие нападения. После того как кости подвергли воздействию маны, или магической силы, их располагают таким образом, чтобы они были направлены в сторону того, ради чьей смерти организуется церемония,— на теле этого человека появляются загадочные кровоподтеки, известные как «щипки дьявола».

Тем, кто хочет ощутить подлинную готику, следует побывать в уединенном Клофилле и вкусить весь кошмар оскверненных и ограбленных могил, символов возрождения черной магии в двадцатом веке.

В 1968 году, в канун дня Всех Святых, подверглось нападению сатанистов кладбище в северном Лондоне; они не только разбили гробы, но и извлекли труп недавно похороненной женщины и проткнули его стальным прутом. Один гроб они перевернули и водрузили на нем черный крест. В марте 1969 года на алтаре приходской церкви в Станстеде, Эссекс, нашли обуглившуюся свиную голову (свинья — символ Сатаны), а в 1970 году были вскрыты несколько могил в старой части Хайгейтского кладбища в Лондоне, а трупы из них украдены для ритуалов, использующихся в черной магии. Совсем недавно на стенах некоторых склепов появились магические символы.

Исследование газетных подшивок за последние семьдесят лет подтверждает, что сатанизм стал одним из признаков нашего времени, но тем не менее он не пережиток прошлого, а всего лишь мелодраматический аспект современной жизни.

Мир вуду

Вуду, или вудуизм, олицетворяет самый страшный вид черной магии, связанной с поклонением змее и в отдельных случаях ритуальным каннибализмом. Вудуизм издавна практиковался среди потомков африканских рабов, живущих в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке и в странах Карибского бассейна.

Предполагается, что название «вуду» происходит от слова «водуа» (так называли религиозную секту еретиков, которая в давние времена обосновалась на юго-востоке Франции,— членов секты обвиняли в том, что они расправляются со своими врагами при помощи колдовства). Впервые слово «вуду» использовали католические миссионеры, работавшие в Вест-Индии. Однако более вероятно, что оно произошло от слова «водун», на языке народности ашанти означавшего магический обряд.

Возможно, вуду действительно связано с черной магией, но, как бы там ни было, в целом это религия африканского типа, для которой характерно следующее: верующие становятся «одержимыми» богами, которым они поклоняются. Как и в других мистических верованиях подобного типа, жрецы (хунган) и жрицы (мам-бо) вызывают для консультации духов предков. Посвящение в вуду связано с двумя основными обрядами: ритуалом Солнца, который называется радас (его высшее божество — Дангбе, то есть бог-змей), и обрядом Петро, того, кто одаривает верующих магической силой.

Обряд «пересечения вод», также являющийся частью посвящения, проводится следующим образом: «белую как снег» овцу приносят в жертву морю — одновременно морю жертвуют двух белых голубей и двух белых куриц. Во время этой кровавой церемонии воздух наполняется истошными криками хунгана и дикими возгласами зрителей — все это происходит под ритмичный бой барабанов. В религии вуду барабану отводится центральная роль, поскольку, как считается, кожа барабана сделана из солнечного света, и тот, кто прикасается к нему, получает энергию светила.

Храмы вуду, или хумфосы, иногда украшают совершенно неуместными здесь цветными репродукциями католических святых, которых африканцы уже давно отождествляют со своими богами. К их числу принадлежит Эрзулия, Святая Богородица вуду, которая, как и Венера, ассоциируется с Луной. К потолку храмов вуду подвешиваются туфли Эрзулии.

Ритуалы вуду по большей части призваны защищать общины от нападения злых духов. Культ вуду создал и своих колдунов-лекарей — это целый клан странствующих магов, которые для снятия у больных напряжения прописывают им водные снадобья. Колдуны вуду весьма искушены в обратных чарах и могут обрушить зло на любого, кто вызвал его. Те, с кем это случается, серьезно заболевают неврозами, известными как «шоковый рецидив».

В магическом арсенале вуду имеются чрезвычайно мощные чары как для защиты, так и для нападения. Например, чтобы воспользоваться чарами Черного Муса, надо написать на листе бумаги тринадцать раз имя врага, тогда его тело или душа серьезно пострадают. Бумагу покрывают слоем порошка «черный мус» (его состав держится в секрете) и в полночь сжигают. Очень важно убрать из дома всю золу от бумаги, чтобы там не осталось и следов, вызванных силами зла.

Магию применяют и для решения различных проблем личного характера. Для того чтобы управлять сознанием другого человека, достаточно смочить подошвы его обуви волшебной жидкостью, «покоряющим маслом». В южных районах Соединенных Штатов разбрызгивают так называемое «масло, укрощающее босса». Когда нога хозяина ступает на это «масло», он не только становится добрее к своему подчиненному, но и вполне благосклонно относится к просьбе о повышении жалованья.

Несмотря на то, что в ходу у простых гаитян есть незатейливые чары «для повседневного пользования» и они не всегда продиктованы злобой, большинство магических ритуалов вуду предназначены во зло, как, например, «пагубное заклинание», насылающее на живых силы мертвых. Вначале сооружают миниатюрный гроб, который освящают именами дьявольской троицы — Метр Каррефо, Повелитель перекрестков и демонов; Гран Буа, Владыка ночной земли и ночных лесов; и Барон Суббота, Повелитель кладбищ. Затем произносится заклинание, после чего гроб отправляют по назначению, и получатель сего «подарка» отправляется в мир иной.

Зомби

Для большинства поклонников вуду зомби представляется самой зловещей фигурой в этой религии. Составной частью религиозной доктрины гаитян является мысль о том, что при помощи магических ритуалов тела мертвых можно вернуть к жизни — в своем новом статусе зомби они будут играть роль рабов. Мужчина или женщина становится зомби (на языке индейцев племени аравак это слово означает «дух») после того, как труп заставляют «отведать» манцинеллы, или дурмана вонючего, который содержит атропин. Зомби легко узнать по полуидиотскому выражению лица, неуклюжей походке и невнятному бормотанию.

Страх превратиться после смерти в зомби широко распространен на Гаити, и, чтобы защитить покойных от злобных колдунов, здесь существуют особые церемонии. Народ Гаити глубоко убежден, что в рядах полиции, которую здесь называют «тонтон-макуты» (Речь идет о временах правления династии Дювалье.) (как и колдунов вуду), служат сплошные зомби (считалось, что зомби служили и в личной гвардии бывшего пожизненного президента страны Папы Дока Дювалье).

Миф о зомби проник во все слои общества, вера в эту легенду не ослабевает. Рассказывают, что в 1959 году жители сумели схватить одного зомби и привели его в полицейский участок, где он неожиданно ожил, после того как ему дали выпить соленой воды! Существует множество историй о том, как люди видели своих давно умерших друзей на улицах или в домах могущественных колдунов. Многие считают, что хозяева зомби-рабов обращаются с ними чрезвычайно жестоко, потому что боятся их изощренной мести. Такова сила, приписываемая в этой коррумпированной и отсталой стране оккультным явлениям, — сила, традиционно позволявшая политикам держать мертвой хваткой жестоко подавляемое и доверчивое население.

Спиритизм и магия

Это произошло в пятидесятые годы прошлого века, когда появившийся в Соединенных Штатах спиритизм, подобно лихорадке, охватил Европу, и в результате контакты с мертвыми превратились чуть ли не в респектабельную религиозную деятельность. Знать часто посещала спиритические сеансы Ди Ди Хоума, одного из ведущих представителей нового культа. Давно забытые способы ворожбы вошли в моду практически за одну ночь. Например, планшетка для спиритических сеансов, представляющая собой инструмент для передачи сообщений мертвых, следы которой можно обнаружить еще в 540 году до нашей эры, стала неизменной спутницей сеансов, проводившихся во всем западном мире.

В этот период происходило стремительное возрождение магии чрезвычайно сложного типа. Ее ведущими апологетами были Элифас Леви и его последователи Макгрегор Матерс и знаменитый Элистер Краули. Леви утверждал, что он действительно вызывал дух Аполлона Тианского, языческого колдуна, жившего в первом веке нашей эры, — среди оборудования, которым Леви пользовался на аналогичном сеансе в 1854 году, были магический меч, пентаграмма (пятиконечная звезда) и алтарь. Позже он рассказывал, что защищал себя от злых духов цепью из намагниченного железа.

Другой важной фигурой современной магии был француз Пьер Вентра, утверждавший, что он — воплощение пророка Илии. Во Франции его последователем стал аббат Буллан, которого помнят по лихим сексуальным вечеринкам с духами. К концу столетия мир магии приобрел новых рекрутов.

Им заинтересовались уставшие от натурализма писатели и эстеты, художники и критики, которым надоело изображать неприятный мир именно таким, каким его видит глаз. Как следствие, они погрузились в пучины оккультизма и мифологии. Члены одной из таких группировок — символисты — были убежденными антиматериалистами, они сосредоточили свое внимание на изображении настроения, так как считали, что чувство важнее материальных предметов. Дж. К. Гюйсман, описавший в своем романе «Там» современную черную мессу, настолько проникся идеей движения, что открыто заявил о нападении на него духов, которых послал колдун маркиз де Гюаита.

Другой важный вклад внес Орден Золотого Рассвета, тайное общество, в которое входили поэт Йитс, а также журналист и королевский астроном Шотландии Артур Мейкен. Основной задачей Золотого Рассвета было «изучение разумных сил, стоящих за силами природы, предназначения человека и его отношений с Богом». Однако общество погрязло в диспутах между различными фракциями и в конце концов попало в руки опытного оккультиста Сэмюеля Матерса (более известного под именем Макгрегор Матерс), переводчика многих оккультных книг. Матерс был верховным жрецом этого общества до тех пор, пока не появился новый претендент на власть, импульсивный маг Элстер Краули, звездный час которого, как гласила популярная среди членов общества легенда, настал в 1918 году, когда он с помощью магии убил Матерса.

Элстер Краули — антихрист

Вне сомнения, Элстер Краули (1875—1947) войдет в историю как самый грозный маг первой половины двадцатого века. Краули присоединился к Ордену Золотого Рассвета в 1898 году, но позже его изгнали за попытку уничтожить Матерса с помощью армии всего лишь в сорок девять злобных демонов, возглавляемой самим Вельзевулом. Он основал свое собственное общество «Ргентинум Аструм» и вскоре стал главой английского отделения помешанной на сексе германской оккультной группы Орден Тамплиеров Востока, в секреты и тайны которого он якобы проник.

Краули представлял собой тот чрезвычайно редкий тип человека, чей авторитет с годами лишь растет — даже сегодня он остается культовой фигурой среди молодежи. Возможно, самой яркой чертой его характера было полное пренебрежение нормами; скорее всего именно это обстоятельство и лежало в основе его обаяния, поскольку ему удавалось одновременно играть роль морального анархиста и бунтаря против буржуазного общества. Во время первой мировой войны он бросил вызов кампании патриотизма и написал для немцев антибританскую листовку — он настолько презирал систему законодательства, что однажды воспользовался талисманом, чтобы склонить решение суда в свою пользу.

Поэзия и проза Краули насыщена зловещими аллюзиями, в каждой строке таится мощный сексуальный заряд. Он любил бродить по улицам, предварительно умастив тело «магическими» благовониями — самое интересное, что, видимо, это как-то действовало на женщин, так как они постоянно осаждали двери его спальни. Некоторые ритуалы его ордена носили жестокий и кровавый характер. Краули рекомендовал своим последователям, чтобы всякий раз, произнося слово «я», они делали на руке надрез бритвой — тем самым они постепенно избавятся от ощущения своей индивидуальности: как считал Краули, высшей целью жизни человека должно быть стремление уничтожить свое эго.

В 1920 году он основал на Сицилии знаменитое Аббатство Телема, но вскоре властям стало известно о проводящихся там сомнительных обрядах и оргиях, и через три года Краули выдворили из Италии. Некоторое время его носило по всей Европе, умер он в 1947 году в Гастингсе почти нищим. Кремация состоялась в Брайтоне, и весть об этом событии облетела весь мир, поскольку «паства» Краули шокировала присутствующих, распевая во время церемонии гимн в честь языческого бога Пана: «Ио Пан! Ио Пан Пан! Пан! Ио Пан!»

Сохранилось несколько портретов Краули, на одном он изображен в пике своей карьеры мага, на другом мы видим старика. На первой картине лицо его спокойно, почти прекрасно, но на второй, как на портрете Дориана Грея, из дьявольской маски иссушенной временем плоти сверкают два глаза, в которых горит огонь власти. Примечательно, что свои письма Краули подписывал «Антихрист».

Несмотря на удивительное воздействие, которое Краули оказал на своих современников, в действительности его слава во многом обязана лихорадочной деятельности литераторов и журналистов. Вклад его в возрождение интереса к магии еще предстоит оценить, но влияние в этом плане, видимо, было менее заметным, чем, например, романиста Денниса Уитли, чья книга «И дьявол мчится» собрала миллионную читательскую аудиторию во всем мире.

(продолжение следует)

Эрик Мэпл, перевел с английского С. Кастальского

You may also like...