Штурм полицейского участка – привычный сюжет для территории Украины. Это было ДО Врадиевки

Сколько еще раз грабли истории пройдутся по физиономиям зарвавшихся украинских правоохранителей, пока они не поймут, что крепостное право уже отменили?

 «Сейчас толпа почти успокоилась, только иногда в сторону райотдела летят петарды, а вот только что полетела и бутылка с зажигательной смесью…» Отрывок из прямого репортажа ТСН с ночного штурма РОВД возмущенными жителями Врадиевки.

То, что случилось в поселке Врадиевка Николаевской области, на первый взгляд кажется случайным стечением обстоятельств. Ну, затесалось несколько моральных уродов в ряды правоохранителей – суд разберется. Но это дело будущего.

А вот аналогичные дела прошлого уже закрыты, и суд истории уже вынес свой окончательный вердикт. Событие, о котором пойдет речь, произошло в дореволюционном 19 веке в тихом провинциальном городе Харькове, в котором на тот момент проживало около 30 тысяч человек (сопоставимо с нынешней Врадиевкой), и было подробно описано и проанализировано харьковским историком, профессором Д.Багалеем спустя несколько десятилетий. Выдержки из этого исторического произведения, увидевшего свет в далеком 1912 году, но поразительно актуального в год 2013, мы и предлагаем вашему вниманию…

Михайловская площадь, ныне Площадь Руднева в Харькове - современный вид

Михайловская площадь, ныне Площадь Руднева в Харькове – современный вид

«17 апреля 1872 г. приходилось вторым днем Светлых праздников. По давнему обычаю на Михайловской площади шло народное гулянье: качели, карусели, «комедии», все, что в таких случаях бывало и раньше. Среди гулявших были, конечно, и подгулявшие, но беды от этого никакой не выходило. Время близилось к вечеру, скоро бы нужно было и по домам расходиться, как вдруг произошел «скандал». Отчего собственно произошел скандал, точно установить трудно… передавали, что весь сыр-бор загорелся из-за торговки, у которой пристав потребовал документ на право торговли, а когда документа не оказалось, опрокинул ее лоток и обругал ее непечатными словами, за что и получил удар от кого-то из присутствовавших».

В наше время на Михайловской площади тоже бывает неспокойно. Здесь находится здание Апелляционного суда, возле которого регулярно митингуют сторонники и противники Юлии Тимошенко

А 12 апреля 2013 года в день акции оппозиции «Восстань, Украина!» здесь наблюдалась аномальная массовая поломка общественного транспорта

Дальше события развивались по «классике», хорошо знакомой современным украинцам. На помощь коллеге полиция прислала подкрепления из близлежащего участка, и хулиганов, покусившихся на представителей власти, арестовали и доставили в участок. Вскоре участок окружила толпа жителей, требовавших отпустить задержанных (во Врадиевке, напротив, требовали арестовать отпущенного милиционера). И снова исторический источник:

Для усмирения толпы частный пристав Шмелев выслал двух казаков, но из толпы в них полетели камни, а когда на крыльце показался сам пристав, камни полетели и в него. Шмелев решил принять энергичные меры и выслал пожарную команду, которая и ринулась на толпу (пожарные тогда были частью полиции и в трудную минуту заменяли ОМОН. – Ред.). Паника, давка, а в результате несколько задавленных и пораненных мужчин и женщин, да и сами пожарные солдаты потерпели. Вид раненых и убитых.. еще более обозлил толпу, и она осадила здание полицейской части.

Вновь были высланы пожарные, на этот раз уже с топорами, произошло побоище, с обеих сторон оказались раненые и убитые. Полицейский дом подвергся бомбардировке со стороны толпы, бросавшей в него камни, бревна, все, что попадало под руку. На помощь 1-й части прилетели пожарные из 2-й. Побоище приняло еще большие размеры.

Вызван был губернатор, обратившийся к толпе с увещеванием разойтись. В ответ раздались требования об освобождении арестованных товарищей и выдаче пристава Шмелева. Губернатор уехал домой, сопровождаемый свистом, криком и пр. Посыпались камни в окна полицейского здания, выломаны двери, и ворвавшаяся в здание толпа освободила арестованных. Полиция исчезла и не показывалась. Пошла ломка внутри здания… К ночи толпа разошлась или была разогнана солдатами пехотного полка, которые прогуливались потом по 1-й части города с рожками и барабанным боем.

На другой день с утра беспорядки возобновились. На Михайловской площади собралась толпа, требовавшая выдачи частного пристава Шмелева. Увещевания властей не подействовали. Тогда вновь были пущены в ход пожарные 2-й части, но встретили энергичный отпор со стороны толпы. Пожарная команда 3-й части так и не доехала: на Харьковском мосту она успела задавить двух человек, остановилась и дальше ехать не решалась, да и трудно было, потому что ей навстречу двигалась разбитая команда 2-й части…

Эту историю можно продолжать дальше. И как были вызваны войска. И как холостые выстрелы в воздух оказались не совсем холостыми – шальная пуля убила «стоявшего на высоком крыльце одного из домов площади проезжего молодого гусарского офицера Сушкова». И как разбушевавшийся не на шутку народ полностью разгромил полицейский участок: «В знак своего господства над полицейским зданием, очищенным совершенно, на каланче повесили какой-то ковер вместо флага». И как первосвященник Нектарий с губернатором с трудом смогли успокоить только небольшую часть толпы.

Большинство же послало уважаемых людей «в оскорбительной форме», утверждали очевидцы. Потом небольшая часть толпы пошла вместе с губернатором каяться по поводу содеянного в монастырь, а оставшееся большинство разорило еще один полицейский участок. Причем, пикантная подробность, к разграблению участка присоединились и только что вышедшие из монастыря кающиеся. Возмущенные люди зачем-то разорили огромный полицейский архив, «разорванные дела которого покрыли всю площадку по Бурсацкой горе толстым слоем». Последнюю полицейскую часть от разорения спасли солдаты, выставив караул. А на следующий день все было спокойно.

По горячим следам, корреспондент «Московских ведомостей» приписал бунт подрывной деятельности неких агитаторов (да-да, события в Харькове прогремели на всю Российскую империю). Но, разобравшись, написал о событиях в Харькове, что это происшествие «не носило в себе ни малейшего отпечатка чего-либо политического, социального или преднамеренного». Журналисты еще одного издания даже отметили, что при разгроме полицейской части портрет Государя оказался нетронутым.

В итоге за два дня противостояния убитыми оказались 27 человек. 6 человек – легко ранеными.

Сорок лет спустя после этих событий историк Багалей напишет: «Чем должны быть объяснены беспорядки 1872 г.? Конечно, не случайностью – случайным мог быть только повод к ним, – а давним озлоблением народа против полиции. В этом озлоблении виноват был не полицмейстер Прожанский и даже не пристав Шмелев, а вся система отношений полиции к населению, в особенности к низшим ее классам.

Крепостное право было отменено уже десять лет назад, уровень самоуважения и сознания своих личных прав, по крайней мере у городского простонародья, значительно повысился, а манера администрирования этого простонародья осталась та же, что и была при крепостном праве: крепкое словцо, кутузка, оплеуха, а при сопротивлении – смертный бой. Под влиянием пристава Шмелева десятилетиями накопленная злоба прорвалась, и произошел взрыв».

С тех далеких событий прошло еще сто лет. Историк Багалей еще не знал, что настоящий социальный взрыв еще только впереди. Но во всей этой истории поражает другое. Со времен отмены крепостного права прошло уже не 10 и даже не 100 лет. Нет уже ни пристава Шмелева, ни вообще полицейских и приставов. А манера «администрирования», которая вдохновляла наших предков на такие сомнительные подвиги, до сих пор цветет и пахнет. Да, вместо пожарных с топорами теперь «смертный бой» устраивают милиционеры с дубинками и слезоточивым газом.

А наши привыкшие ко многому граждане вряд ли будут воевать из-за торговки, которую обидел милиционер. Нам уже нужны стимулы посолиднее. Но кто мог еще вчера предположить, что в современной Украине в «полицейский участок» когда-нибудь будут метать коктейли Молотова? И кто будет останавливать, в общем-то, не безосновательно разбушевавшихся граждан теперь, когда и армии-то фактически не осталось? Сколько еще раз грабли истории пройдутся по физиономиям зарвавшихся правоохранителей, пока они не поймут, что крепостное право уже отменили… История покажет.

Автор: Александр Комаровский,  From-UA

 

You may also like...