У НАС ПРАЗДНИК! САМОГОНУ – 755 ЛЕТ!

Будь он студент или профессор,
Иль академик – все равно,
и что же пьет-то он любезный?
Не это мерзкое вино!
Такой лучистый, такой прекрасный,
в любой посуде это он –
слегка душистый, слегка прозрачный,
такой невзрачный самогон!
(Народное творчество)Будь он студент или профессор,

Иль академик – все равно,

и что же пьет-то он любезный?

Не это мерзкое вино!

Такой лучистый, такой прекрасный,

в любой посуде это он –

слегка душистый, слегка прозрачный,

такой невзрачный самогон!

(Народное творчество)

“Веселие есть питие”

Первое вино свалило ветхозаветного Ноя с ног, первая на Руси брага породила у народа устойчивую склонность выпить. Еще князь Владимир Ясно Солнышко, прославленный впоследствии православной церковью, утверждал, что “веселие есть питие”.

Поначалу народ с князьями хлестали мед. Этот напиток готовился следующим образом. Мед разводили теплой водой и процеживали сквозь частое сито, чтобы отделить примеси воска. В процеженный мед добавляли хмель (полведра на пуд меда) и варили до тех пор, пока жидкость не уваривалась до половины. После этого ее выливали в медную посуду, охлаждали и бросали в нее ржаной хлеб, намазанный патокой и дрожжами. Когда смесь начинала бродить, ее сливали в бочки. Бочки укупоривали и спускали в ледник, где их выдерживали довольно длительное время.

Мед появился на славянской земле с незапамятных времен. Лаврентьевская летопись сообщает, как в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой погибшего князя, свидетельствует о том, что уже в те далекие времена русичи умели готовить довольно крепкие напитки.

Выпил – в тюрьму!

Но лишь с изобретением народными “кулибинами” самогона и водки Русь взяла первенство по пристрастию населения к крепким алкогольным напиткам. Если уж начинали пить, то до полной “отключки”. Вот как рассказывал о праздновании Пасхи на Украине в XVII веке французский исследователь Гийом Лавассер де Боплан:

“Чоловіки у великодній понеділок мають іншу розвагу. Вранці вони гуртом рушають до замку, щоб побачити свого пана, який ласкаво чекає на них. Низько вклонившись, кожен підходить до нього і подає курчат або якусь іншу птицю. З вдячності за ці дарунки пан частує своїх підданих горілкою. Для цього вибивають дно у бочки і ставлять її посеред двору. Селяни оточують її, стаючи в коло, далі підходить пан з великим черпаком і, наповнивши його горілкою, п’є до найстаршого в гурті. Потім передає черпак тому, до кого пив.

Так вони усі п’ють один за одним, а далі починають наново, аж доки в бочці нічого не лишиться. Якщо бочка спорожніє до настання вечора (що трапляється досить часто), пан наказує викотити ще одну повну замість порожньої, оскільки повинен частувати їх аж до заходу сонця, якщо селяни ще можуть триматися на ногах. Бо після заходу сонця дають знак розходитися, і ті, хто почувається добре, повертаються до своїх домівок. Якщо ж ні, то лягають на вулиці і сплять, доки не прокинуться, хіба що жінка чи діти змилосердяться над ним, покладуть його на носилки і занесуть додому. А ті, хто надто багато випив, лишаються на подвір’ї замку, доки не проспляться. Вид цих нещасних п’яниць, які не з’їли жодного шматка хліба і валяються у своїх нечистотах, наче свині, відразливий. Я бачив одного такого бідолаху, якого [наче] мертвого везли на візочку, хоча була ще тільки друга година пополудні. Такі ось дивні звичаї, які, на жаль, гублять людей. А наскільки грубим є прислів’я, котре у них завжди на язиці: якщо не тямиш пити горілку, пий саму воду”.

Естественно, после таких застолий трудоспособное население превращалось в неработоспособное. Поэтому с древних времен власть всячески пыталась урегулировать процесс потребления алкоголя. Самый элементарный способ – монополия на производство и сбыт хмельной продукции, а также введение жестких норм для самогонщиков-“кустарей”.

Скромный историк В. В. Похлебкин пересмотрел горы архивных документов и нашел указ великого князя Московского Ивана III от 1474 года, по которому людям, производившим водку на дому, запрещалось ее продавать. По мнению исследователя, указ свидетельствовал о введении на Руси первой государственной монополии на водку.

Иван IV Грозный учредил первые “царевы” кабаки, коим водку поставлял государев Сытный двор. Правда, чтобы народ не спился, гулять в кабаках ему разрешалось в строго определенные дни – на Рождество Христово и на Пасху, в поминальную родительскую субботу и в Николин день. Однако находилось немалое число “питухов”, живших под девизом: “Нашу волю не сломить: пили, пьем, и будем пить!” С ними у царских стражников разговор был короток. Попался пьяным в будний день впервые – садись в “бражную тюрьму” на несколько недель. Второй раз попадешься – поведут тебя по улицам, лупцуя кнутом. За третью “вину” сидеть приходилось долго, при этом провинившегося били батогами до десяти раз. Ну а за четвертую “вину” грозило пожизненное заключение…

СССР и водка: союз нерушимый

Когда же изобрели водку, сиречь, самогон? Этот вопрос далеко не праздный. В начале 1980-х годов польские и американские фирмы обратились в Международный арбитражный суд с просьбой запретить Советскому Союзу продавать водку за границей, как русский национальный продукт. Поскольку якобы этот напиток впервые был произведен в Польше и США. Суд потребовал у советской стороны предоставить доказательства первенства.

Защищать честь державы кинулись сотни историков и еще больше любителей. И этого дела тоже. Их усилия не пропали даром. В 1982 году суд удовлетворился архивными данными того самого В.В. Похлебкина. И признал приоритет СССР на производство водки, использование торговой марки и рекламного лозунга: “Только водка из России – настоящая русская водка”. Но историки, вдохновленные победой, не остановились и дабы навсегда закрепить в памяти иноземцев, что водка – исконный русский напиток, дальше копались в архивах.

Профессор А.П. Смирнов, логически прикинул, что введение в 1474 году государственной монополии на продажу водки, предусматривает ее массовое потребление до указанного периода. Ученый раскопал новгородские берестяные грамоты, одна из которых гласила: “Аже водя по 3 рубля продаи али не водя продаи”. Согласно версии Смирнова, грамота представляет собой наказ боярина к управляющему, собиравшемуся поехать в хозяйскую вотчину. Тот должен был выяснить, готова ли водка (“водя”), предназначенная для продажи. Если водка готова, что ее надо было продать по три рубля, а если не готова (“не водя”), то с продажей следовало повременить.

Поскольку историки датировали грамоту ориентировочно 1250 годом, то российские производители водки решили эту дату сделать годом ее рождения, а местом рождения был назван Господин Великий Новгород…

Быль о самогонщиках

Несмотря на то, что международный суд признал водку национальным напитком Руси, отечественная власть всячески пыталась эту национальную идею контролировать. Особенно жестко следили за самогоноварением. В советское время в Уголовном Кодексе даже была соответствующая статья за изготовление, хранение и сбыт “первака”. Но наших людей, переживших голод и фашистскую неволю, испугать тяжело. Гнали, гоним и будем гнать! Такой девиз ежедневно твердили тысячи советских самогонщиков.

Лично мне как-то довелось услышать один рассказ от сельского жителя о том, как целое село умудрялось гнать самогон. Причем милиция никак не могла понять, где селяне отовариваются хмельным напитком. Оказалось все просто. Километрах в трех от деревни рос лесок. Селяне сообща смастерили в чаще халабуду и забацали там самый настоящий самогонный цех! Гнали самогон по очереди – сколько кому нужно. Риск быть пойманным фактически сводился к нулю. Так как, во-первых, все держали словно партизаны язык за зубами. Во-вторых, “дежурный” самогонщик следил за “алхимическим” процессом на безопасном расстоянии. Лишь время от времени приходил, заливал очередную порцию браги, менял тару и забирал готовый продукт.

Случались и казусы. Как-то один житель так надегустировался, что уснул на “рабочем” месте. Когда проспался и открыл запухшие веки, то к своему ужасу увидел, что спит на телеге возле своей хаты. Кранты! Только и успел подумать. Когда же в хмельную голову начал возвращаться здравый смысл, сообразил, что партизанил на телеге. Лошадь же, уже не один десяток раз ходившая маршрутом “село – самогонный цех”, самостоятельно пришла домой из леса, доставив мертвецки пьяного хозяина в точку отправления.

Как отобрать последний самогон

После того, как опали “цепи” Советского Союза, вместе с “оковами” пали и запреты на самогоноварение. Поначалу украинские власти на “это дело” вообще не обращали внимания. Хочет гнать человек? Пусть гонит. Хочет пить? Пусть пьет! Может своим видом даже не напоминать человеческий. У нас – демократия! Главное, чтобы никому не мешал. Из Уголовного Кодекса Украины даже убрали “самогонную” статью.

Кроме того, основная масса самогонщиков проживала в сельской местности. Когда грянул экономический кризис, люди выживали, как могли. Большинство кустарных “винокуров” – старухи и пенсионерки. Вот и зарабатывали себе на жизнь, торгуя “зеленым змием”. Милиция являлась лишь тогда, когда на “бизнесвумен” начинали жаловаться жены, мужья которых безбожно спивались.

Несмотря на то, что в УКУ статью о самогоноварении убрали, в Кодексе Украины о административных правонарушениях ответственность за изготовление, хранение и даже покупку кустарной водки, наказание предусматривается (статьи 176, 177). Штраф – от трех до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Но до суда такие дела редко доходят. Чаще всего сотрудники правоохранительных органов конфискуют “вещественные доказательства” и сами употребляют их по прямому назначению. То есть перорально.

Однако, это не означает, что политики до сегодняшнего дня не ведут беспощадную борьбу с самогоноварением. Во время последних президентских выборов нынешние победители обвиняли восточно-украинских избирателей в “несознательности”, которая якобы следует из их пристрастия к выпивке. Ясный перец, такие обвинения не имеют под собой никакого основания. Хотя бы потому, что на Западной Украине пьют самогона не меньше.

Но кое-кто в эти избирательные мифы продолжает верить. Например, Донецкая областная организация партии “Батьківщина” недавно заявила, что намерена бороться в регионе с самогоноварением. “Для этого нужно поднять общественность… Мы не сможем самостоятельно войти во двор и запретить кому-то варить самогон, – сообщил лидер облячейки Евгений Волков. – Что такое самогон? Самогон – это напились, набили друг другу пыку. Пришел домой, поскандалил с женой, погонял детей. Это все идет на развал семьи”. Ну, что же, успехов Волкову в благородном начинании. Правда, не он первый, кто сломал в этой битве копья…

Ликбез по самогоноварению

На Украине трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не пробовал “первак”. Одним он кажется гадостью, другим – вполне ничего. Побродив по книжным развалам можно узнать, как готовить самогон и улучшить его “тактико-технические характеристики”. Незабвенный Остап Сулейман Мария Бендер Бей знал не менее 200 способов изготовления этого напитка. Вершиной его познаний было выдавливание живительной влаги из табуретки.

Обычные люди таким разнообразием рецептов не владеют. Однако народная фантазия в этом вопросе поистине неисчерпаемая. У каждого свой секрет.

На столичном книжном рынке “Петровка” “УК” приобрела занимательную книжицу под названием “Самогон”, черниговского издательства “Десна”, 1992 года. В честь 755-летнего самогонного юбилея мы решили напечатать несколько страниц из данного практического пособия. Это не означает, что “УК” пропагандирует нездоровый образ жизни. Отнюдь! Самогоноварение – это целый пласт отечественной культуры застолья. Кроме того, знания сами по себе не могут представлять опасности. Все зависит от того, кто и как их собирается применить.

P.S. Минздрав и “УК” предупреждают: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!

Андрей Смирнов, специально для “УК”

You may also like...