История “органов” на Руси: от княжьих дружин до ОМОНА. Часть 2

Во второй половине XVII века – 1 четверти XIX века в России утверждается абсолютная монархия. Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата. Развитие полицейских органов в период абсолютной монархии

Принятый в 1649 году наказ о градском благочинии стал действовать не только в Москве, но и на всей территории страны. В крупных городах объездным головам поручалось осуществлять паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. Они же формировали местную полицию и администрацию, организовывали патрулирование улиц. С начала XVIII века стали появляться регулярные полицейские формирования.

В 1702 году органы губного самоуправления были упразднены. Их функции перешли к воеводам. После образования в 1710 г. губерний полицейские функции были возложены в числе других на губернаторов. По воеводскому наказу 1719 г. они должными были заботиться об охране прав и безопасности местных жителей, преследовать “гулящих людей”, заботиться об исправности дорог, блюсти правильность мер и весов. Эти функции воевода разделял с земскими комиссарами. Помимо всего прочего на них возлагалось наблюдение за исправностью и безопасностью путей сообщения и постоялых дворов, преследовать беглых и разбойников, содействовать отправлению правосудия, а также заботиться о нравственности и религиозности обывателей. В городах полицейские функции входили в компетенцию магистратов – учрежденных Петром I органов государственного самоуправления.

Первая специальная полицейская должность в России появилась в 1718 году – в Петербурге был учрежден генерал – полицмейстер. К 1722 году полицмейстеры появились во многих крупных городах. При них создавались канцелярии полицейских дел. К числу функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых, продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства. Регламент Главного магистрата 1721 года учредил регулярную полицию. Петр I в нем достаточно широко очертил задачи полицейских органов: полиция способствует осуществлению прав правосудия; рождает добрые порядки; обеспечивает всем безопасность от разбойников, воров и прочее, “непорядочное и непотребное житье отгоняет”, принуждает каждого к труду и честному промыслу; надзирает за домостроительством и содержанием в частоте улиц и дорог; обеспечивает санитарную безопасность; запрещает излишества в расходах; занимается призрением нищих, больных, увечных; защищает “вдов, силых и чужестранных”, воспитывает юношей “в целомудренной чистоте честных науках”. В регламенте отмечается, что “… полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальных подпор человеческой безопасности и удобности”.

После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и воеводам, взявшим на себя отправление основных полицейских функций.

В 1732 году в штат петербургской полиции введена должность обер – полицмейстера, образована канцелярия, состоявшая из советников, секретаря, роты драгунов для разъездов. В 1733 году в 23 губерниях и городах были созданы полицмейстерские конторы, возглавляемые полицмейстерами из офицеров данного гарнизона. Каждому полицмейстеру были приданы небольшие команды и канцелярские служители. Компетенция полицейских контор была весьма узкой, т.к. многие полицейские функции остались в ведении губернаторов и воевод. Местная полиция должна была наблюдать за внешним порядком и “благочинием” в городе. В 1746 году учреждена экспедиция по делам воров и разбойников, указами 1746 и 1747 г.г. устанавливались правила поведения в общественных местах. Указом 1750 года регламентировались методы борьбы с проституцией и притонами. Указом 1740 года регламентировалась патрульная служба в городах. Однако к началу 60-х годов XVIII века число полицейских учреждений сократилось, а оставшиеся перешли в 1762 году в подчинение губернаторов и воевод.

Общая полиция в XVIII веке работала плохо, что и повлекло за собой коренную перестройку ее органов. Она была осуществлена в период царствования Екатерины II . В своем наказе 1767 года Екатерина определяла полицию как “установление, попечение которого все то принадлежит, что служит к сохранению благочиния в обществе”. В соответствии с “Уложением для управления губерний” в уездах была введена должность земского исправника, который возглавлял полицейский орган нижний земский суд. Канцелярия нижнего земского суда состояла из двух столов: исполнительного и следственного. Капитан-исправник и заседатели нижнего земского суда (их было 2-3 человека) избирались дворянством уезда на 3 года и утверждались в должности губернатором. Нижний земский суд исполнял распоряжение вышестоящих властей, а также решения судов, проводил предварительное расследование по уголовным делам. На него возлагалась основная полицейская функция “иметь бдение, дабы в уезде сохранены были благочиние, добронравие и порядок”. Исправник и нижний земский суд осуществляли надзор за состоянием мостов и дорог, за порядком во время торговли, побуждали население к исправному исполнению повинности и уплате податей, занимались презрением нищих, надзирали за соблюдением противопожарных и противоэпидемиологических мер. Охрана “тишины и спокойствия” в уездном городе возлагались на городничего, выполнявшего на территории города функций, аналогичные тем, которые отправлялись капитаном исправником в уезде. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

Крупный вехой в перестройке местной полиции стало издание “Устава благочиния”. В его основу были положены материалы Уложенной комиссии 1771 года, “Уложения о губерниях” и иностранные полицейские нормы. С 1779 года начались работы над проектом “Устава благочиния”, которые завершились в 1881 году. 8 апреля 1882 года Устав был опубликован, он включал 14 глав, 274 статьи. Он определял устройство полицейского аппарата в городах. Согласно нему в городах создавались новые полицейские органы – управы благочиния. В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в уездах – городничими. Управа благочиния обеспечивала охрану порядка, принуждала жителей исполнять законы и постановления власти, приводила в исполнение распоряжения губернской администрации и решения суда, ведала городским благоустройством и торговлей. Управа проводила предварительное следствие по уголовным делам, а по мелким преступлениям – вершила суд. В состав управы благочиния входили полицмейстер (или городничий), 2 пристава (по уголовным и гражданским делам) и 2 ратмана. В соответствии с уставом населенный пункт разделялся на части, во главе которых ставились частные приставы. Центральным органом являлось особое полицейское учреждение – канцелярия частного пристава, называвшаяся “частью”. При каждой части столичных и земских городов укреплялись частные полицейские команды. В каждой части предписано было иметь брандмейстера для борьбы с пожарами. Частный пристав имел при себе двух “градских сержантов”. При каждой части работали словесные судьи. Часть делилась на кварталы. Полицейские функции в каждом квартале исполняли квартальные надзиратели и квартальные поручики. Квартальный надзиратель избирался управой благочиния, а квартальный поручик избирался жителями квартала на 3 года. За порядком на улицах наблюдали рядовые полицейские – будочники. Реформы полицейских органов, осуществленные Екатериной II, преследовали цель укрепить правительственный аппарат на местах. Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально – полицейских интересов абсолютистского государства.

В период царствования Павла I городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. Вместо управ благочиния были учреждены городские правления – ратгаузы, соединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. С 1799 году во всех губернских и уездных городах стали открываться военно – политические органы – ордонанс – гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму. В XVIII веке правительство упорядочило управление крестьянами. В каждой удельной волости крестьяне избирали сельский приказ. Это был полицейский и финансовый орган, осуществлявший надзор за порядком, исполнением распоряжений правительственных учреждений. Преобразования Павла I мало способствовали улучшению деятельности местного аппарата управления. Александр I наряду с реформированием политической полиции осуществил изменения в организации общей полиции в систему централизованных органов. В 1802 году было создано министерство внутренних дел, основной задачей которого было заботиться “о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи”. В 1810 году из МВД выделилось Министерство полиции для управления административно-полицейскими учреждениями. Оно состояло из 2-х канцелярий (общей и особенной и 3-х департаментов. Административно- полицейским аппаратом, тюрьмами ведал департамент полиции исполнительной, продовольственными делами – департамент полиции хозяйственной, а снабжением медицинских учреждений лекарствами – департамент полиции медицинской. В 1819 году Министерств полиции было упразднено, а его аппарат передан в состав МВД.

Возникновение еще при Петре I специальные политические репрессивные органы более интересно стали развиваться во второй четверти XVIII века. Преобразование 1713-1718 г.г. укрепили систему розыскных канцелярий, а в 1718 г. образован центральный органы – Тайная канцелярия. После ее ликвидации в 1726 году контрольно-розыскные и надзорные функции перешли к Верховному тайному совету, а в 1731 году – к специально созданной канцелярии тайных розыскных дел, контролируемой Сенатом. Это был действительный карательный орган, прототип тайной полиции. Манифестом 1762 года Петр III официально ликвидировал тайную полицию и канцелярию тайных розыскных дел. Однако на деле ее функции были возложены на третью экспедицию Сената 12Манифестом Екатерины II 1762 года были внесены существенные изменения в организацию нового тайного ведомства. Согласно ее распоряжению, тайная экспедиция оказалась в подчинении одного генерал – прокурора. Передача тайной экспедиции в ведение генерал – прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследований. Тайная экспедиция действовала в условиях нараставшего народного недовольства с первых дней своего существования развернула активную деятельность. Поводом для возбуждения политических дел в тайной экспедиции чаще всего служили доносы. Широко применялась пытка, которая была отменена лишь Александром I в 1801 году. Помимо широкого использования доносов, осуществлялась перлюстрация частной переписки подозрительных лиц, организовывалась слежка за радикально настроенными лицами. Во время следствия в тайной экспедиции отношение к подсудимым продолжало оставаться неодинаковым, в зависимости от их социальной принадлежности. Неравенств лиц перед законом внесено не только на характер допросов, но и на силу наказания, на условия содержания в тюрьме. В северной столице тайная экспедиция размещалась в Петропавловской крепости, ее московский филиал – на Лубянке. Во главе ведомства был поставлен С.И. Шешковский. Так Екатерина II говорила о нем: “… особый дар имеет с простыми людьми и всегда удачно разбирал и до тонкости доводил труднейшие разбирательства”. Шешковский руководил тайной экспедицией более 30 лет. Период правления Павла I характеризуется отдельными либеральными жестами. Вместе с тем, царь сохранил тайную экспедицию, которую возглавил А.С. Макаров. В рассмотренный исторический период тайная экспедиция уже не играла серьезной роли. Политическим розыском занимался сам император и его окружение.

Александр I после вступления на престол повелел навсегда ужесточить Тайную экспедицию. В своем манифесте от 2 апреля 1801 года монарх резко осудил политику тайного политического сыска. Наряду с упразднением политического розыска была подтверждена отмена пяток. Однако позже Александр I пришел к выводу, что абсолютизм не может существовать без тайной полиции. В поисках наиболее эффективного варианта структуры политического сыска создавались многочисленные комитеты, канцелярии, экспедиции. В 1805 году был учрежден “комитет высшей полиции”, а в 1807 году секретный “Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия”.

В 1810 году в России создается Министерство полиции, в компетенцию которого вошло выявление, предупреждение и пресечение государственных преступлений. Главным средством нового министерства были избраны шпионаж и провокация. В составе министерства функционировала особенная канцелярия – орган политического сыска, осуществлявший наряду с борьбой с “инакомыслящими” и функции контрразведки. Таким образом, несмотря на манифест, органы политического сыска сохранились, но были децентрализованы. История поставила отрицательную оценку экспериментам императора. Нескоорденированная деятельность мелких органов не дала возможности своевременно выявить подготовку восстания декабристов.

Полиция Империи: 100 лет до революции

В 1837 году была реорганизована система полицейских органов в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные деления – станы. В связи с этим появилась должность станового пристава. Становый пристав в своей деятельности опирался на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков. Свод законов 1832 года не устанавливал точно границы полицейской и судебной власти помещиков: им предоставлялось право применять “домашние” средства наказания. В условиях роста преступности царизм проводит в 60-70х годах ряд мероприятий по укреплению полицейского аппарата. В декабре 1862 года произошло объединение уездной и городской полиции. Было создано единое уездное полицейское управление во главе с исправником и помощником. Исправник назначался губернатором. Городскую полицию возглавил полицмейстер и его помощник. При каждом полицейском управлении состояли канцелярии и рассыльные. В состав уездной и городской полиции входили “исполнительные чиновники” и “другие полицейские чины”. При полицейских управлениях в городах состояли пожарные команды во главе с брандмейстерами. Вся полиция губерний подчинялась губернаторам. Структура полицейского аппарата в столицах усложнялась. Круг обязанностей городской и уездной полиции излагался в целом ряде законодательных актов. Компетенция органов полиции в основном была зафиксирована в “Общем учреждении губернском” и в “Уставе о предупреждении и пресечении преступлений”14. “Общее учреждение губернское” установило, что “предметы ведомства полицейских управлений и подчиненных им лиц касаются:

Наблюдение за исполнением законов, охранение безопасности и дел общественного благоустройства.

Исполнение обязанностей по делам казенного управления общественного хозяйства.

Исполнение обязанностей по делам судебного ведомства.

Исполнение обязанностей по делам военного ведомства”.

Последующие статьи “уложения” конкретизировали основные направления деятельности полиции. В задачи полиции по наблюдению за исполнением законов, охранению безопасности и общественному благоустройству входило: обнародования указов и постановлений правительства, “всякие объявления, извещения и вызовы по приказанию начальства”, “охранение прикосновенности прав и спокойного совершения обрядов Церкви Православной” и .др. Столь подробная регламентация обязанностей местной полиции не обеспечивала гарантий законности ее действий. В 60-70 г.г. правительство принимает ряд мер по увеличению численности служащих общей полиции и повышению качества подбора и подготовки кадров. Полицейским было увеличено жалование, повышен размер пенсий, введены медали за выслугу лет. С 1873 г. был введен принцип вольного найма. К концу 70-х годов существовавшие органы и законодательство были уже не достаточно эффективны в борьбе с революционным движением. 21 марта 1879 года был образован институт полицейских урядников. Полицейские урядники предназначались в помощь становым приставам “для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за сотскими и десятскими”. Число урядников в губернии было 100-200 человек, в среднем на уезд приходилось по 11 человек. В соответствии с инструкцией 1878 года урядникам предписывалось “охранять общественное спокойствие и следить за проявлением каких бы то ни было действий и толков, направленных против правительства, власти и общественного порядка”. Ожидаемого эффекта введения института урядников не дало. В рассмотренный период в крупных городах России была создана конно-полицейская стража. Рост революционного движения недостаточно эффективная деятельность Третьего отделения привели к передачи части функций полиции политической полиции уголовной. Первого октября 1878 года были приняты “Временные правила”, в соответствии с которыми чинам корпуса жандармов предоставлялось право ареста лиц, “подозреваемых в государственных преступлениях”, а также лиц уличенных в беспорядках или сходках, имеющих политический характер. Однако этими мерами остановить революционное движение не удалось. 5 апреля 1879 года издан указ о назначении временных генерал -губернаторов. Указ наделял их следующими полномочиями:

Правом административной высылки всех лиц.

Правом ареста любого лица.

Правом приостановления или прекращения периодических изданий.

Правом “вообще принимать те меры, которые по местным обстоятельствам они признают необходимыми для охранения спокойствия”.

Институт временных генерал – губернаторов не оправдал чаяний верховной власти. Император указом 1880 года создал новый чрезвычайный орган – Верховную распорядительную комиссию во главе с Лорис – Меликовым. Лорис – Меликов 26 июля 1880 года предоставил царю доклад, в котором он предложил конкретные предложения по реорганизации центрального аппарата полиции. Доклад Лорис – Меликова был одобрен Александром II. 15 ноября 1880 года царь издал указ о слиянии департамента государственной полиции (бывшего Третьего отделения) и департамента полиции исполнительной. В результате возник единый департамент государственной полиции (с 1883 года департамент полиции), соединявшей в себя функции как политической так и общей полиции. В 80-90х претерпела изменения структура департамента полиции который был разделен на 2 крупных отдела: административно-полицейский, включавший в себя первое (распорядительное) и второе (законодательное) делопроизводство, и государственной полиции, в который вошли третье (секретное), четвертое (судебное) и пятое (исполнительное) делопроизводство. В 1894 года было создано шестое делопроизводство, в ведение которого перешла переписка по еврейскому вопросу, по фабричным и питейным делам, по выделке, хранению и перевозке взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ15. В первое время после создания департамента государственной полиции этот орган подчинялся Министру внутренних дел. По инструкции 1882 года – товарищу министра был подчинен непосредственно департамент государственной полиции. По отношению к губернаторам и градоначальникам ему было предоставлено “руководство их деятельностью по предупреждению и пресечению преступлений”. В конце XIX века были продолжены меры по укреплению общей полиции. Значительно расширились штаты полицейских команд, были созданы новые органы. Укреплялись административно – полицейские силы в деревне, где был создан корпус сельской стражи, основная задача которых состояла в охране помещичьих владений. Она содержалась за счет государственного бюджета (на 50%) и за счет помещиков (50%). Подводя итоги рассмотренном периоду, следует отметить два основных изменения в системе полицейских органов.

Объединение в 1880 году в рамках департамента полиции МВД как общей, так и политической полиции.

Углубление специализации ведомств, освобождение от хозяйственной и судебно-следственной деятельности и сосредоточения сил на реализации полицейских функций.

В начале XX века правительством были предприняты дополнительные меры по усилению аппарата общей полиции. В 1899 году Министерству внутренних дел предоставлялось право создавать “в пределах тех же фабричных и горнопромышленных районов” полицейские силы. В число обязанностей сотрудников фабрично – заводской полиции входило: изучение состава рабочих, размер среднего заработка по профессиям и т.д. В 1903 году для “охранения благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции”, была создана полицейская стража, представлявшая из себя вооруженную опору действиям становых приставов вместо выборной сельской полиции. В состав уездной полицейской стражи входили урядники и стражники, в том числе конные команды. В уездную полицию стражу принимались преимущественно отставные или уволенные в запас чины, являвшиеся русскими подданными, достигшие 25 лет, грамотные и обладавшие “здоровым телосложением”. Служащие уездной полицейской стражи подчинялись становым приставам и уездным исправникам. Очередное укрепление полицейских органов было проведено после революции 1905-1907 г.г. Царское правительство пошло на создание особых политических органов, специализирующихся на уголовно-розыскной деятельности. С конца XIX века при канцеляриях полицмейстеров стали формироваться сыскные отделения. В 1908 года “для производства розыска по делам обще уголовного характера” сыскные отделения четырех разрядов стали создаваться в составе полицейских управлений во всех губерниях и других значительных городах. Закон 1908 года и инструкция МВД от 9 августа 1910 года как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности. Реформа уголовного розыска, осуществленные в России в годы первой мировой войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции. 30 октября 1916 года царь утвердил Положения об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов. Правительство приняло меры и по качественному улучшению вооружения полиции. До последних дней своего существования царизм укреплял полицейский аппарат, видя в полиции свою главную опору.

В 1826 году особая канцелярия Министерства внутренних дел, занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности, включается в структуру собственной его Величества канцелярии – именно тогда возникло известное Третье отделение собственной Его Величества канцелярии. В задачи отделения входило руководство по лицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка “подозрительных людей”, управление тюрьмами и наблюдения за иностранцами16. Структура третьего отделения включала 5 экспедиций:

– первая (секретная) вела непосредственную борьбу с революционными движениями, осуществляла следствие по политическим делам, наблюдала за деятельностью революционных организаций и отдельных лиц;

– вторая экспедиция вела борьбу с религиозным и должностными преступлениями. В ее ведении находились политические тюрьмы;

– третья экспедиция организовала наблюдение за иностранцами;

– четвертая экспедиция определяла цензуру;

– пятая экспедиция осуществляла цензуру.

В связи с изменением подчиненности особой канцелярии Министерства внутренних дел и ее вхождением в состав Собственной Его Императорского Величества канцелярии изменилась и структура Третьего отделения, состоявшего к 1826 году из восьми отделов. Оно подчинялось непосредственно императору. В 1827 году создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 году было принято “Положение о корпусе жандармов”. Создавалась сеть жандармских округов. На местах существовали губернские жандармские управления и городские команды жандармов. В задачи жандармских команд входили “усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения”, “рассеяние законом запрещенных скопищ”. Авторитет жандармского движения в обществе был высок. Комплектование осуществлялось по принципу построения элитного соединения. На службу отбирались наиболее разумные и образованные солдаты.

Константин Ожинов

(Продолжение следует)

You may also like...