Легендарные сыскари Одессы: от фон Ланге до Курлянда

В царской России в середине XIX и начале XX столетия действовали, безусловно, талантливые сыскари, такие, как И. Д. Путилин, А. Ф. Кушко, В. В. Ланге, Филиппов, а в наши дни такие, как генерал Жураковский, Митрофанов, Романовский, Филиппов, Курлянд, Павлов и др. Не было ни одного дела, которое бы не раскрывали умелые и талантливые розыскники.

Розыск и поимка преступников – это крайне трудная и опасная работа, требующая неутомимого труда и времени, а также определенного таланта и способностей человека, выбравшего специальность сыскаря. Это должен быть талантливый человек, обладающий знаниями психологии и криминальной природы правонарушителя. Необходимо большое умение не только изобличить преступника, но и раскрыть его преступления, которые, скорее всего, тот скрывает отрицанием всех предъявленных ему улик. 
 
Чрезвычайно много материала нами найдено в архиве о деятельности барона В. В. фон Ланге(1863-1918 гг.). Он родился в обедневшей дворянской семье, предки были немцами, которые начали свою деятельность еще при Петре I. После окончания в 1879 г. Московской военной гимназии он был зачислен в тринадцатый стрелковый батальон, а затем переведён в Одессу, в юнкерское училище, где в 1881 г. ему было присвоено звание прапорщика.
 
В 1887 г. фон Ланге выходит в отставку и приказом одесского градоначальника назначается околоточным надзирателем одесской городской полиции. Его служба в одесской полиции продлилась 25 лет. За это время он дослужился до заместителя начальника одесской сыскной полиции. В 1896 г. его персонально вызвали в Москву для коронации императора. Ланге принадлежит честь «брать» знаменитую Соньку Золотую Ручку, после этого он написал большую повесть о всех ее талантливых авантюрных приключениях, прогремевших на всю Россию. Ланге расследовал свыше 300 запутанных уголовных дел, и всегда преступники были разоблачены. Россия знала Ланге как одаренного и талантливого сыщика, и в отличие от многих он был бессребреником и никогда не брал денег у пострадавших, по просьбе которых раскрывал преступления. 
 
Одесса того периода изобиловала преступниками, съезжающимися сюда чуть ли не со всего света. По мнению фон Ланге, в Одессе всегда преобладало мошенничество и в меньшей степени кражи и грабежи. 
 
Ланге хорошо знал психологию преступников разных категорий, скрупулезно изучал их характер, совершенные ими преступления, а также приёмы, с помощью которых преступления совершались. Всех преступников Ланге делил на две категории – местных одесситов и приезжих. Приезжие считались более опасными, так как после совершения преступления тотчас уезжали из города, увозя с собой всё ими добытое. Поэтому Ланге вел специальную картотеку на «гастролёров», производя их розыск, арестовывая их даже по подозрению, беря на себя ответственность за превышение власти.
 
Это заставило Ланге кооперироваться с полицейскими участками почти всех городов Российской империи, и такой путь приводил к аресту преступников-«гастролёров». В своих записках Ланге заявлял, что розыск преступников был сопряжен с малочисленным составом сыскного отделения, небольшими средствами, отпускаемыми на розыск преступников и на содержание сыскных отделений. Ланге сетовал на скудное жалованье, но самое главное – он считал, что равнодушие чинов полиции к своей профессии затягивает следственную работу. Конечно, эти проблемы и до сих пор мешают работе розыска Украины, в том числе и Одессы. К чести Ланге следует отнести разоблачение им и его помощниками железнодорожных преступников.
 
Он смог проследить и описать схему преступлений на железнодорожном транспорте, доказать, что у железнодорожного вора всегда имеется помощник, который едет с опытным вором, забирает краденые вещи и выходит на первой же станции. Ланге создал в Одессе огромную агентуру среди преступников, которые оказали ему неоценимую услугу в раскрытии преступлений. Ланге впервые в Одессе обнаруживает фальшивомонетчиков, а также людей, подделывающих фальшивые паспорта и печати, удостоверения для освобождения от армейской службы. Ланге принадлежит честь раскрытия убийства Синицина П. Голдышем, что было очень сложно сделать благодаря умному и опытному преступнику. Он также раскрыл шайку разбойников, убивших двух старух – сестёр Криворотовых – с целью грабежа. Раскрыл дело Григорьева, убившего своего отца, а также И. Эрнеста, убившего своих родных из чувства мести. 
 
Самое интересное, что на основании своей двадцатипятилетней деятельности Ланге первый в мировой криминальной литературе на основании одесских данных разделил карманников, которые в Одессе по-воровски назывались «моровихерами» или «шарманщиками», на четыре группы: карманщики-брючники, пиджачники, часовщики и чистильщики. Уже само название группы давало понять, какая кража была совершена.
 
Ланге определил новое понятие карманной кражи у дам – эти воры назывались дамщиками. Это преимущественно подростки, похищавшие из карманов платьев дам кошельки, ридикюли или другие ценности. Ланге раскрывал для чинов полиции методы, доказательства преступной деятельности карманщиков. Они всегда имеют помощника-«тирщика», который тут же исчезает при передаче ему похищаемого. До сих пор удивляет точное определение Ланге характера краж, которое позволило ему разделить воров по роду их деятельности: воры, совершающие взломы замков; воры, совершавшие кражи из магазинов, воры, похищавшие провизию, а также воры, похищавшие скот, лошадей, экипажи. Ланге также дал определение опытным ворам-малолеткам (воры-кошки), которые воруют, влезая по водосточной трубе через окна в квартиру. 
 
Плохо, что некоторые банкиры современности не читают наши книги «Бандитская Одесса», в которых описываются мошенничество прошлого столетия. Так, банки еще в середине XIX столетия грабились нечестными людьми по ложным чекам, переводам, продажей фальшивых денег, а также имений и недвижимости. Банки Одессы уже тогда разоряли мошенники. Фальшивые кредитные билеты, как установил фон Ланге, доставлялись в Одессу из Варшавы и др. городов. Очень часто помещики из-за своей жадности попадались на крупные суммы денег.
 
При этом они, разоряясь, прибегали к самоубийству. Одним из криминальных дел, раскрытых Ланге, было дело о продаже меди вместо золотого сибирского песка. Аферисты готовили из меди мелкие опилки, а также делали подобные опилки из нескольких золотых монет. Покупателю показывали и давали золотые опилки, которые составляли девяносточетырёхградусный золотой песок. Законом запрещалась продажа золотого сибирского песка, и поэтому покупатель узнавал об афере буквально через несколько месяцев. В Одессе подделывалась золотая турецкая лира, а также российская десятирублевка. 
 
Одесские современные аферисты, так называемые «подбрасыватели» кошельков и бумажников, выжидая свою жертву, подбрасывали ей кошелёк, а затем умелым путём забирали деньги. В разное время специалистами-подкидчиками являлись Клубис, Сидоренко, Томаш и др. 
 
В период работы фон Ланге в Одессе процветало конокрадство. Конокрады крали лошадей и были вооружены револьверами, топорами. Конокрадство – это опасная профессия, так как крестьяне и особенно немцы-колонисты редко выпускали конокрада живым. Согласно данным Ланге, конокрады – преимущественно русские, цыгане, молдаване и редко евреи.
 
В Одессе до революции процветали поддельщики печатей и фальшивых паспортов. Эти подделки продавались в Одессе за значительные суммы денег. Очень много было краж церковной утвари, за что законы Российской империи строго наказывали, вплоть до бессрочной каторги на Сахалине. С Сахалина редко бежали, но, если бежали, брали с собой «товарища», которого съедали во время бегства, т. е. проявляли людоедство. 
 
Многие преступники в Одессе проходили в картотеке Ланге как отравители. Они спаивали крестьян какой-то отравой и забирали их имущество. Ланге обнаружил целую группу отравителей в лице Шамалина, Дранкина, Волкова и др. 
 
Ланге описывает особую профессию преступников, занимавшихся исключительно игрой в карты и выигрывающих крупные суммы. У многих из них имелось высшее образование, и институтский значок маскировал их деятельность. Ланге описывал крапленые карты или меченные ногтем маленькие вдавливания, которые позволяют им выигрывать крупные суммы денег. Самое интересное, что лучшими шулерами в Российской империи считались одесситы – Волоткевич, Побыховский, Белавин, Кушнарев, Зайдель, Назаров и др. Ланге обнаружил и подпольное винокурение в Одессе и особенно в области. Криминальные винокуренные заводы принадлежали Кришталю и его родственникам, которые были приговорены к штрафу размером в 36 тысяч рублей каждый. 
 
Интересно, что многие преступления, совершаемые в Санкт-Петербурге и в Москве, косвенным образом затрагивали и Одессу. 
 
Знаменитый сыщик А. Ф. Кошко поведал о преступлениях, связанных с так называемым розовым бриллиантом. В 1913 г. он получил уведомление от княгини Шаховской-Глебовой- Стришнёвой, которая была богатейшей женщиной в России. В её подмосковном имении из несгораемого шкафа пропали нитки жемчуга, а также розовый бриллиант, который был подарен царём Алексеем Михайловичем жене своей – княгине Стришнёвой. Княгиня подозревала своего проживальца, французского подданного.
 
Однако, согласно расследованиям Кошко, был задержан слуга княгини П. Ходунов, который признался в краже драгоценностей княгини. Кошко поймал его в Нижнем Новгороде, и вся просвещенная публика этого города рукоплескала сыскарю от Бога. Большим звеном расследований Кошко было коммерческое предприятие почт и телеграфов. Умелые специалисты подделывали марки различного денежного достоинства. Эти марки уходили в Варшаву и др. города. Во главе мощного преступного коммерческого предприятия стоял известный полиции Зильберштейн, который, подделывая марки, стал одним из самых богатых людей Российской империи. У него было свыше 500 подельников, которые предстали перед судом и получили разные сроки заключения. 
 
И в наши дни в Одессе трудились замечательные розыскники. Ведь недаром одесскому сыскарю Д. Курлянду, недавно поставлен памятник возле областного управления милиции. Не было ни одного дела, которое не было бы раскрыто Курляндом. Это и преступления дезертиров, фашистских наёмников, которые вели себя неадекватно в условиях послевоенной Одессы. А Павлов, раскрывший банду Доджа, разве не являет собой образ талантливого образцового сыщика, а генералы Григоренко и Жураковский разве не установили место обитания Марчелло, а полковник Филиппов разве не раскрыл все преступления в Одессе, пользуясь своей широко разветвленной агентурой в уголовном мире… Полковник В. Романовский и подполковник А. Малярук были сыщиками от Бога. Их отличали скромность, умение «беседовать» с уголовным миром, высокий авторитет. 
 
И сейчас под руководством генерал-лейтенанта Б. А. Керницкого ведется расследование современных преступлений, которые в условиях кризиса значительно возросли, и волна преступности буквально захлестнула Одессу и другие города Украины. Думается, что таким видным розыскникам, как полковники Кравченко, Заяц и другие, выпадала, как и маршалу Жукову, честь «освободить» Одессу от преступного мира, в том числе и от наркодельцов. 
 
Академик  В.Файтельберг-Бланк, Елена Игнатенко, Одесса. ПОРТО-ФРАНКО

You may also like...