Дефолты ведущих экономик мира: буря придет с Запада

«Там, где не работает невидимая рука рынка, начинает работать железный кулак», – говорил американский ученый Барт Коско. Так можно описать главный рецепт преодоления глобального кризиса. Оказав масштабную финансовую помощь частным банкам и компаниям, власти многих стран остановили спад в экономике. 

Но сейчас в трудном положении оказались сами правительства: главная госкомпания арабского эмирата Дубай едва не объявила дефолт, кредитный рейтинг Греции понижен, а Испании – может быть пересмотрен. По прогнозу МВФ, через пять лет госдолг США превысит 108% ВВП, а Японии – 245% ВВП. Кто же теперь поможет государствам?

Стресс-тест для евро

Социалистическое прошлое тормозит развитие не только бывших советских республик и государств Восточной Европы. Ближайший пример – Греция. В 1980-х годах правительство этой страны возглавлял социалист Андреас Папандреу. Он провел несколько амбициозных реформ, главной из которых было создание доступной для бедных слоев населения системы здравоохранения. Популярные преобразования позволили политику почти восемь лет оставаться у власти, но помощь малоимущим была оплачена международными займами. В 1981-1989 годах ежегодный дефицит госбюджета в Греции был равен в среднем 8,8% ВВП (для сравнения: докризисный норматив для стран еврозоны составлял максимум 3% ВВП). А госдолг стремительно вырос: с 27,4% в 1979-м до 91,5% ВВП в 1988 году.

Теперь долги, от которых Греция не сумела избавиться в течение следующих двух десятилетий, грозят стать миной замедленного действия для ее экономики. В 2009-м греческому правительству снова понадобилось резко увеличить расходы – на этот раз чтобы поддержать экономику. Осенью стало известно, что масштаб вливаний был огромным. «Придя к власти, члены нового правительства Греции обнаружили, что их предшественники подтасовывали данные, поэтому дефицит бюджета составит 12,5% ВВП вместо ранее объявленных 6%», – отмечает профессор Лондонской школы экономики и политических наук, бывший главный экономист ЕБРР Уильям Байтер.

Если бы обязательства правительства Греции изначально были небольшими, такой дефицит не вызывал бы большой тревоги. Но они велики. И уже сейчас госдолг достиг опасного уровня – 113% ВВП. За 2010-й он может увеличиться до 125% ВВП, за три года – до 140% ВВП, это станет наивысшим уровнем госдолга в Евросоюзе (к концу 2008-го размер госдолга в странах ЕС достигал в среднем 61,5% ВВП). Кстати, сокращать бюджетные расходы и возвращать займы придется лидеру социалистов Георгиосу Папандреу – сыну премьера-реформатора, который в октябре сам возглавил правительство страны. Удастся ли ему это сделать – неизвестно. Как и отец, Георгиос Папандреу не намерен экономить на социальных расходах. «Наемные работники не будут платить за исправление ситуации. Мы не будем прибегать к замораживанию или сокращению зарплат», – категоричен он.

Эксперты рисуют мрачные картины того, что произойдет, если Греция все-таки объявит дефолт по госдолгу (EUR297,9 млрд по состоянию на 30.09.2009). Сильный удар будет нанесен по финансовому сектору ЕС. Значительные убытки получат банки и финансовые компании, прямо или опосредованно кредитующие греческое правительство (77% госдолга принадлежит внешним инвесторам). Более того, дефолт может подорвать доверие к единой европейской валюте. В худшем случае Греция будет вынуждена покинуть зону евро, чтобы решить проблему госдолга с помощью введения и последующей девальвации национальной валюты.

Но это не все. В предыдущие десятилетия огромные долги были накоплены не только в Греции, но и в других странах, правительства которых были далеки от социалистической идеологии. По оценке МВФ, к началу 2010 года обязательства властей Японии составят 227% ВВП, Италии – 120,1% ВВП. Если дефолт объявит не только Греция, но и другие государства, это может спровоцировать повторение событий сентября 2008-го – февраля 2009 года – новую волну сокращения кредитования в США и Европе, отток капитала с рынков развивающихся государств, а затем и вторую волну глобального экономического кризиса. Тем не менее большинство игроков на мировых финансовых рынках пока не верят в осуществление такого сценария.

До катастрофы далеко

Сложное финансовое положение Греции привлекло внимание инвесторов в конце ноября – начале декабря 2009-го, когда госкомпания Dubai World, флагман экономики эмирата Дубай, предупредила о неспособности вовремя вернуть долги на сумму $26 млрд. Эта новость всколыхнула волну опасений относительно способности государств рассчитываться по своим обязательствам. Впрочем, реакция финансистов на возможный дефолт Dubai World и трудности Греции была достаточно спокойной. 26-27 ноября индекс MSCI Emerging Markets, отражающий изменения цен на акции на рынках развивающихся стран, упал на 3,8% – с 978,65 до 941,01 пункта.

Но уже в ближайшие несколько дней котировки вернулись на прежний уровень (973,42 пункта по состоянию на 16.12.2009). Это никак не напоминает панику, царившую на финансовых рынках в прошлом году – с мая 2008-го по март 2009 года индекс MSCI Emerging Markets рухнул почти в три раза (с 1249,73 до 454,34 пункта). Ценные бумаги правительства Греции подешевели, но ненамного. С 12 ноября по 16 декабря доходность номинированных в евро двухлетних гособлигаций подскочила с 1,34% до 3,17% годовых. Это самый высокий уровень доходности для облигаций стран еврозоны, но отнюдь не рекорд – в 2007-2008 годах доходность этих бумаг была не менее 3-5% годовых.

Сдержанная реакция финансистов вполне объяснима. Пока проблемы с выплатой госдолга носят потенциальный характер – ни одного суверенного дефолта не произошло. Это отличает текущую ситуацию от кульминационного периода финансового кризиса летом и осенью 2008 года, когда каждые несколько недель о потере платежеспособности объявляли столпы западной экономики, начиная с ипотечных корпораций Fannie Mae и Freddie Mac и заканчивая автогигантами General Motors и Chrysler.

Греция вполне может избежать дефолта – при условии сокращения госрасходов и получения помощи от более мощных стран ЕС или от МВФ. Подобную поддержку уже получила Dubai World, которой власти соседнего эмирата Абу-Даби предоставили $10 млрд. Образцом решения долговых проблем может стать Италия, живущая в режиме экономии и имеющая относительно небольшой по нынешним меркам бюджетный дефицит, ожидается, что он составит 5,3% ВВП по итогам 2009 года.

Однако главное отличие нынешней ситуации от событий годовой давности в другом. Крах Lehman Brothers, AIG и других компаний стал спусковым крючком для разрыва пузыря, который надувался в мировой финансовой системе в течение многих лет. В случае дефолта Греции потенциальный спусковой крючок появится снова, но взрываться нечему – пузыря в прежних масштабах уже нет. Речь идет не о раздутых ценах на акции и другие активы, а о кредитном пузыре в экономике, который в 2000-х годах привел к серьезным изменениям в структуре производства и потребления.

К примеру, в 1999-2008 годах совокупный объем кредитов в экономике США вырос вдвое – с $16,2 трлн до $33,6 трлн. В 2009-м рост долгов замедлился. За первые три квартала текущего года они увеличились лишь на $1 трлн. И только за счет федерального правительства и местных властей США. Объем задолженности частных банков и компаний сокращается. На конец октября темп уменьшения суммы долгов в финансовом секторе США составлял 9,6% в годовом исчислении, в корпоративном – 2,6%. На те же 2,6% снизился объем задолженности частных лиц. И эта тенденция может длиться еще несколько лет.

Кроме того, и Греция, и Дубай находятся на периферии мировой финансовой системы. Случай с Дубаем вообще выглядит особым, считает американский экономист Кеннет Рогофф. Во-первых, специфика эмирата состоит в том, что в отличие от многих стран его финансовые дела ведутся в строгой тайне. Поэтому объявление о неспособности выплатить долги стало неожиданным. Во-вторых, кредиторы Dubai World были излишне самонадеянными. Эта компания, известная полуфантастическими проектами небоскребов в пустыне и намывными островами, – государственная, и инвесторы рассчитывали, что власти эмирата помогут ей рассчитаться по своим обязательствам. Однако никаких официально оформленных гарантий не существовало.

В любом случае финансовые трудности в Дубае и Греции не сопоставимы с масштабом проблем, которые испытывали год назад финансовые компании США и Европы. Общий размер задолженности Дубая и его госкомпаний составляет $80 млрд, госдолг Греции – EUR297,9 млрд. Для сравнения: обязательства только одного рухнувшего в сентябре минувшего года инвестбанка Lehman Brothers достигали $600 млрд. И большая часть из этой суммы навсегда потеряна для его кредиторов.

Буря придет с Запада

Впрочем, огромный размер государственного долга все же может поставить под угрозу восстановление мировой экономики. Только речь идет о госдолге не Греции или других небольших стран, а об обязательствах наиболее крупных и развитых государств мира, прежде всего США, Великобритании, Германии, Франции, Японии. История свидетельствует о том, что вслед за финансовыми кризисами обычно следовали кризисы бюджетные. «В течение трех лет после финансового кризиса государственный долг вырастал в среднем на 86%», – подсчитали экономисты Кеннет Рогофф и Кармен Рейнхарт, исследовавшие историю экономических потрясений во второй половине XX века. В свою очередь чрезмерное увеличение бюджетных дефицитов приводит к макроэкономической нестабильности.

Чтобы избежать второй волны кризиса, властям развитых стран нужно будет пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, стремительный рост госдолга чреват высокой инфляцией. Ведь обычно у государства в принципе не может быть проблем с выплатой долгов – необходимую сумму денег можно просто напечатать (если только долги не номинированы в иностранной валюте и если страна не член валютного союза). Однако платой за такой способ решения долговой проблемы будет ускорение роста цен, что приведет к падению реальных доходов населения, а затем к сокращению спроса. Кроме того, высокая инфляция спровоцирует повышение процентных ставок и в конце концов приведет к замедлению роста или даже новому спаду ВВП.

С другой стороны, если правительства остановят стимулирование экономики за счет заемных средств, они также могут столкнуться с сокращением ВВП. Поскольку объемы кредитования в частном секторе в развитых странах продолжают сокращаться.

Пока наиболее вероятным выглядит осуществление первого сценария, хотя неприятности еще далеко на горизонте. Программы государственного стимулирования экономики сворачивать рано, полагает глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке. По его мнению, риск возникновения пузырей на финансовых рынках нужно устранить не путем сокращения расходов, а через улучшение государственного регулирования. 17 декабря ФРС подтвердила, что будет сохранять сверхнизкие процентные ставки (от 0% до 0,25%) в течение неопределенного периода. Инфляция пока незначительна: в ноябре годовые темпы роста цен в США составили 0,4%, в еврозоне – 0,5%.

А тем временем компании, кредитующие США и страны ЕС, пытаются застраховать себя от возможного ускорения инфляции. «Риск проблем с рефинансированием правительственных долгов виден в том, что все больше эмитируется бумаг с коротким сроком обращения», – констатирует Джон Липски, первый заместитель директора-распорядителя МВФ.

Константин Кравчук

P.S. Мировая экономика. Сорос предрекает вторую волну кризиса

Известный мировой финансист Джордж Сорос предостерегает от излишнего оптимизма и считает, что мир ждет вторая волна кризиса – может быть, уже в этом году.

«Мы пережили тяжелейший со времен Второй мировой войны финансовый кризис. Его можно сравнить только с лопнувшим в 1991 году пузырем на рынке недвижимости в Японии и Великой депрессией 1930-х годах, однако нынешний кризис был иным и по масштабу», – считает Сорос.

«Современные проблемы куда масштабнее, чем во времена Великой депрессии. В 1929 году совокупный объем выданных кредитов в США составлял 160% от ВВП, к 1932 года эта цифра увеличилась до 250%, – пишет Джордж Сорос. – В 2008 году мы вошли в кризис, уже находясь на уровне 365%, и это без учета деривативов, которых в 1930-х годах просто не было».

К сожалению, по словам финансиста, процесс восстановления вполне может выдохнуться и даже смениться вторым экономическим спадом. Однако он выразил сомнения, когда ждать очередной волны кризиса – в 2010-м или 2011 году.

Напомним, в октябре 2009 г. профессор экономики Нью-йоркского университета Нуриэль Рубини заявлял, что, несмотря на то, что мировая экономика достигла дна кризиса, восстановление в развитых странах может быть вялым, кроме того, растет риск второй волны рецессии.

По мнению мирового рейтингового агентства Fitch, опасность нового глобального краха исходит из Китая. В то же время, издание The Financial Times считает, что новая волна финансовых проблем в Европе может начаться со стран Балтии, которые переживают сильнейший экономический кризис со времен падения СССР, и именно с них может начаться .

FINANCE

You may also like...