Спартак Собибора: единственное успешное восстание в фашистских концлагерях

Организатор единственного успешного восстания в фашистских концлагерях не получил за свой подвиг никакой награды.  …Строительство лагеря Собибор в Восточной Польше началось в конце февраля и завершилось 15 мая 1942 года. Собибор отличался особой жестокостью нацистов по отношению и к строившим его полякам, и к содержавшимся в нем евреям. Его газовые камеры начали действовать на десяти гектарах лагеря с мая 1942 года, еще до завершения его строительства. 

После поражения под Сталинградом по распоряжению Гиммлера начинается процесс сокрытия следов преступления и налаживания системы конспирации палачей. Если до конца 1942 года трупы не сжигались, а лишь зарывались в предварительно вырытых котлованах, то с февраля 1943 года в Собиборе даже приостановили прием новых узников, привезли тяжелую технику и приступили к ликвидации накопившихся трупов, уничтоженных в газовых камерах, и строительству новых служебных зданий с целью расширения его возможностей. Именно для этих целей и была прислана качественно иная категория узников — советские военнопленные из штрафных рабочих лагерей.

В Собиборе погибли евреи не только из СССР, Голландии, Австрии, Польши, Чехословакии, но и из Германии. Кроме евреев в Собиборе погибли и цыгане, и поляки, и русские (пленные красноармейцы).

Руководитель восстания Александр Печерский с июня 1941 года в РККА, техник-интендант 2-го ранга. В октябре 1941-го оказался в окружении под Вязьмой и попал в плен. В лагере для военнопленных под Смоленском семь месяцев скрывал заболевание тифом и свое еврейство. В мае 1942 года пытался бежать, но был схвачен вместе с четырьмя другими беглецами и переведен в штрафной лагерь в Борисове. 18 сентября 1943 года в группе 2000 советских военнопленных отправлен в Собибор.

Общее количество узников, находившихся в лагере в день восстания, — около 550; из них: не смогли или не захотели бежать — примерно 150.

Из оставшихся в живых 150 узников:

убиты в войне с немцами в партизанских отрядах и в армии — 5; погибли в убежищах, тайниках и т.п. — 92; дожили до освобождения союзниками — 53.

Александр Печерский попал после соединения партизан с Красной армией в штурмовой батальон (справка прилагается). Его товарищи все были из рядового и сержантского состава, их эта участь миновала.

Справка

Дана тех. инд. 2 р. Печерскому А.А. в том, что он (неразборчиво) в 15 отдельном штурмовом стрелковом батальоне на основании директивы Генерального штаба КА от 14.06.44 г. за № 12/309593 свою вину перед Родиной искупил кровью.

Справка выдана для предъявления в ОК для прохождения дальнейшей службы и действительна с предъявлением справки (неразборчиво, вероятно, «о ранении»).

Командир 15 ОШСБ гв.
майор Андреев
Нач. штаба гв. к-н Щепкин
20 августа 1944 г.

Дмитрий Плоткин, автор статьи «Алексей, сын Ангела», написал о необходимости присвоения Александру Печерскому звания Героя России. Хотя бы посмертно. Это совершенно правильно. Еще в 1988 году, в 45-ю годовщину восстания, писатели-фронтовики Михаил Лев (ныне проживающий в Израиле) и Семен Красильщик прилагали немало усилий, чтобы подвиг А. Печерского получил достойную оценку еще при их жизни.

Вот письмо:

Председателю Советского
комитета ветеранов войны
Герою Советского Союза генерал-полковнику тов. Желтову А.С.

Глубокоуважаемый Алексей Сергеевич!

14 октября 1988 г. исполняется 45 лет со дня успешного восстания в лагере смерти Собибор, находившемся под г. Хелмом в оккупированной фашистами Польше. Руководил им советский офицер Александр Печерский, проживающий ныне в г. Ростове-на-Дону.

Один из нас, Красильщик С.И., редактор издательства Агентства печати Новости, ветеран Войска Польского, в 1944 г. встретился в Хелме с узниками лагеря, спасшимися после восстания, опубликовал материалы об этом в армейской и фронтовой печати, а также в «Комсомольской правде» от 2 сентября 1944 г.

Другой, Лев Михаил Андреевич, бывший начальник штаба партизанского полка им. Кирова, ныне член Союза писателей СССР, написал книгу о восстании в Собиборе.

Мы убеждены, что 45-я годовщина восстания в Собиборе, в котором самую активную роль сыграли советские военнопленные (кроме А.А. Печерского в СССР проживают еще 5 участников этого события), должна быть отмечена в нашей стране.

В мероприятия могут войти проведение торжественного заседания в Москве или Ростове-на-Дону, поездка, по согласованию с польской стороной, группы советских ветеранов в Собибор, награждение организатора и руководителя восстания А.А. Печерского.

Надеемся получить от Вас положительный ответ.

С. Красильщик
М. Лев
«2» сентября 1988 г.

Ответ был отрицательным.

О восстании в Собиборе, об Александре Печерском за границей сняты фильмы, написаны десятки книг. В 1985 г. его именем названа улица в г. Цфат (Израиль). Он награжден медалью «Герой еврейского сопротивления». Ему посвящены экспозиции в музеях Польши, Израиля, Голландии.

А в России он почти никому не известен.

Интерес к его личности, к его подвигу появился только сейчас, когда поднялся шум вокруг Ивана Демьянюка. Нам в научно-просветительный центр «Холокост» в Москве звонят, пишут, спрашивают, как найти последних участников восстания. Пошли статьи, телепередачи (6 декабря 2009 г. был сюжет об А. Вайцене на канале ОРТ). А когда 3—5 лет назад я приезжал в Рязань, работая над книгой «Собибор», которую мы с С.С. Виленским и Г.Б. Горбовицким выпустили в 2008 году, никто в Рязани об А. Вайцене и тем более А. Печерском ничего не знал. Даже удивлялись, когда я рассказывал, какой человек живет у них в городе. Обидно, что о героях войны вспомнили только в связи с делом о преступлениях Демьянюка.

23 февраля 2009 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Печерского. А в 2010 г. исполнится 20 лет со дня смерти. Ну и, наконец, 9 Мая 2010 г. — 65 лет Победы. Что еще надо, чтобы посмертно наградить Александра Печерского или увековечить его имя в России?

Леонид Терушкин, заведующий архивом и музеем НПЦ «Холокост», Новая газета

Справка

Концентрационный лагерь Собибор располагался на юго-востоке Польши близ деревни Собибур (ныне в Люблинском воеводстве). Он был создан в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения, проживавшего на территории так называемого «генерал-губернаторства» (территории Польши, оккупированной Германией). Впоследствии в лагерь привозили евреев из других оккупированных стран: Литвы, Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР.

Комендантом лагеря с апреля 1942 был оберштурмфюрер СС Франц Штангл (нем. Franz Stangl), его штаб состоял из около 30-ти унтер-офицеров СС, многие из которых имели опыт участия в программе по эвтаназии. Рядовых охранников для несения службы по периметру лагеря, набрали из коллаборационистов — бывших военнопленных из Красной Армии, в основной своей массе (90-120 чел.) украинцев — так наз. «травников», в связи с тем, что большинство из них прошли обучение в лагере «Травники» и гражданских добровольцев.

Лагерь был расположен в лесу рядом с полустанком Собибор. Железная дорога заходила в тупик, это должно было способствовать сохранению тайны. Лагерь окружали четыре ряда колючей проволоки высотой в три метра. Между третьим и четвёртым рядами пространство было заминировано. Между вторым и третьим ходили патрули. Днём и ночью на вышках, откуда просматривалась вся система заграждений, дежурили часовые.

Лагерь делился на три основные части — «подлагери», у каждого было своё, строго определённое назначение. В первом находился рабочий лагерь (мастерские и жилые бараки). Во втором — парикмахерский барак и склады, где хранили и сортировали вещи убитых. В третьем находились газовые камеры, где умерщвляли людей. В отличие от других лагерей смерти в газовой камере Собибора использовали не специальные отравляющие вещества, а угарный газ. Для этой цели в пристройке у газовой камеры было установлено несколько старых танковых моторов, при работе которых выделялся угарный газ, подаваемый по трубам в газовую камеру.

Большинство заключённых, привозимых в лагерь, умерщвляли в тот же день в газовых камерах. Лишь незначительную часть оставляли в живых и использовали на различных работах в лагере.

В течение полутора лет действия лагеря в нём было убито около 250 000 евреев.

Восстание

В лагере действовало подполье, планировавшее побег заключённых из рабочего лагеря.

В июле и августе 1943 года в лагере была организована подпольная группа под предводительством сына польского раввина Леона Фельдхендлера, который ранее был главой юденрата в Золкиеве. План этой группы состоял в организации восстания и массового побега из Собибора. В конце сентября 1943 в лагерь из Минска прибыли советские военнопленные-евреи. В составе новоприбывших находился лейтенант Александр Печерский, который вошёл в подпольную группу и возглавил её, а Леон Фельдхендлер стал его заместителем.

14 октября 1943 года узники лагеря смерти под руководством Печерского и Фельдхендлера подняли восстание. Согласно плану Печерского заключённые должны были тайно, поодиночке ликвидировать эсэсовский персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившемся на складе лагеря, перебить охрану. План удался лишь частично — восставшие смогли убить 11 (по другим данным 12) эсэсовцев из персонала лагеря и несколько охранников-украинцев, но завладеть оружейным складом не удалось. Охрана открыла огонь по заключённым и они вынуждены были прорываться из лагеря через минные поля. Им удалось смять охрану и уйти в лес. Из почти 550 заключенных рабочего лагеря 130 не приняли участие в восстании (остались в лагере), около 80 погибли при побеге. Остальным удалось бежать. Все оставшиеся в лагере были убиты немцами на следующий день.

В последующие две недели после побега немцы устроили настоящую охоту на беглецов, в которой участвовали германская военная полиция и охрана лагеря. В ходе поиска было найдено 170 беглецов, все они были тут же расстреляны. В начале ноября 1943 года немцы прекратили активные поиски. В период с ноября 1943-го и до освобождения Польши ещё около 90 бывших узников Собибора (тех, кого не немцам не удалось поймать) были выданы немцам местным населением, либо убиты коллаборационистами. До конца войны дожили лишь 53 участника восстания (по другим данным 47 участников).

Восстание в Собиборе явилось единственным удачным лагерным восстанием за все годы Второй мировой войны. Сразу после побега заключённых, лагерь был закрыт и стёрт с лица земли. На его месте немцы вспахали землю, засадили её капустой и картофелем. Википедия

You may also like...