Радиоуправляемые псы, дельфины, птицы, кошки на на службе разведок

Шлейка для дельфина

– Вам не кажется, что смерть Карла Готлиба произошла при странных обстоятельствах?

Эльза посмотрела на Зауера.

– Что вы хотите сказать, Отто? Ведь Штирнера даже не было в момент катастрофы…

– Ага! Значит, и вам эта мысль приходила в голову – мысль о том, что смерть Готлиба не случайна? Собака! Что, если собака действовала по необъяснимому внушению? Если я не ошибаюсь, Штирнер в своей научной работе как раз занимался вопросами внушения и передачи мыслей на расстоянии…

Фантастический роман Александра Беляева “Властелин мира”, впервые опубликованный в 1926 году, неожиданно ожил при просмотре документов ЦРУ, рассекреченных в сентябре этого года. Досье выложено на сайте управления под скромным заголовком “Животные – партнеры ЦРУ”. Речь в нем идет о программах использования животных в разведывательных целях.

Научно-техническая служба разведки была создана в годы Второй мировой войны, когда разведка еще называлась Управлением стратегических служб. И уже тогда технические специалисты занялись проектами, связанными с животными. Одним из них был проект использования летучих мышей против Японии.

Летучая мышь способна нести в полете груз тяжелее себя. На теле летучей мыши укрепляли маленькую зажигательную бомбу замедленного действия. Контейнер с мышами выбрасывали с парашютом. На небольшой высоте контейнер раскрывался, и мыши продолжали полет самостоятельно. Предполагалось, что они будут прятаться на чердаках японских домов, построенных в основном из дерева и бумаги, и устраивать там пожары, вызывая панику среди местного населения. Разработка и испытания мышиного оружия продолжались вплоть до августа 1944 года, а потом программа была закрыта – она оказалась дорогостоящей и неэффективной.

Контейнер для заброски летучих мышей. 1942
Контейнер для заброски летучих мышей. 1942

В сентябре 1951 года технический отдел был воссоздан в составе ЦРУ. Среди прочего его сотрудники занялись и изучением возможностей применения животных в специальных операциях. В служебной записке руководителю планово-бюджетной службы от 11 сентября 1967 года заместитель директора ЦРУ по исследованиям и развитию Стивен Олдрич перечисляет три связанных с животными проекта: OXYGAS (дельфины), AXIOLITE (птицы) и KECHEL (кошки и собаки). В финансировании этих программ принимало участие Управление перспективных исследовательских проектов Пентагона (ARPA). К тому времени, каким датирована записка, исследования в этой области велись уже более 10 лет.

Документ 1969 года за подписью шефа технических служб ЦРУ Сидни Готтлиба информирует директора планового управления, что его подчиненные обучили ворону и нескольких кошек носить на себе “звукозаписывающие и иные приборы”, и просит выделить на следующий финансовый год 70 тысяч долларов на эти программы. Директор отвечает, что он хотел бы получить больше информации о вороньей и кошачьей программах и рассчитывает на долевое участие Пентагона в финансировании дельфиньей.

Программа обучения кошек подслушиванию называлась “Акустический котенок”. Однако первое же полевое испытание закончилось трагически. Джеффри Ричелсон в книге “Кудесники Лэнгли. Внутри научно-технического директората ЦРУ” цитирует бывшего специального помощника первого зама директора ЦРУ Виктора Марчетти, который рассказывает, как сотрудники программы пытались подослать кота, оснащенного подслушивающим устройством, к двум мужчинам, беседующим на скамейке в сквере рядом с советским посольством на Висконсин-авеню в Вашингтоне: “Они высадили кота из автофургона, но его раздавило проезжавшее мимо такси.

Они сидят в фургоне со всеми своими приборами, а кот уже мертвый!” Этот рассказ оспаривает бывший глава директората Роберт Уоллес: “Это был серьезный проект. Такси не давило акустического котенка”. Впрочем, сам Уоллес пришел в директорат уже после того, как программа была свернута. Документ ЦРУ, который удалось в свое время получить редакторам сайта “Архив национальной безопасности” Университета имени Джорджа Вашингтона, гласит, что, хотя “кошек действительно можно обучить… программа в практическом отношении непригодна к использованию в наших особых целях”.

Голубь в шлейке с камерой

Голубь в шлейке с камерой

Относительно птиц планы были наполеоновские. В меморандуме от июня 1973 года на имя заместителя директора ЦРУ по науке и технологиям директор научно-исследовательского отдела Сэйр Стивенс пишет, что отдел предполагает использовать перелетных птиц в качестве биодатчиков, способных получать и переносить данные о химическом и биологическом состоянии определенных территорий. Имелось в виду, что птицы, проводя на этих территориях часть года, будут накапливать в организме химические вещества и микрофауну, по которой можно будет судить о наличии на данной территории лабораторий или заводов по производству химического и биологического оружия.

В другом документе аналогичного содержания указывается одна из таких территорий – Шиханы Саратовской области, где располагалось в то время химическое производство и полигон для испытаний химического оружия. (По сообщениям западной прессы, разработки отнюдь не прекращены – именно в Шиханах произведен “Новичок”, которым были отравлены Сергей и Юлия Скрипаль.) В летнее время, подчеркивают авторы записки, в этом районе обитают утки, чирки, крохали и скопы. Зимовать они улетают в Иран, Ирак, Турцию и Индию, где их можно будет отлавливать и изучать.

В досье имеется также подробная инструкция по работе с дрессированным вороном, который обучен переносить в клюве предмет, в данном случае подслушивающее устройство или миниатюрную камеру, оставлять его в нужном месте (внешний подоконник или иной выступ здания) и возвращаться в свою клетку, а затем забирать прибор и доставлять его обратно. Радиус действия ученого ворона составлял 300 футов (чуть больше 90 метров), причем место доставки груза должно было находиться в прямой видимости, потому что место это высвечивалось красной точкой на конце лазерного луча.

Шлейка для дельфина

Шлейка для дельфина

Но самым многообещающим был проект “управляемого животного”. В апреле 1961 года директор научно-технического отдела, посылая заместителю директора ЦРУ журнальную статью (какую и из какого журнала – определить невозможно), отмечал, что автор “толково излагает некоторые аспекты электрической стимуляции головного мозга с точки зрения обывателя”, но согласиться с его этическими соображениями он, директор, не может. “В настоящее время, – сказано далее, – мы чувствуем, что близки к устранению всех технических неполадок опытного образца оборудования, которое позволит направлять собаку по определенному наземному маршруту за пределами видимости и на некотором расстоянии от оператора с целью…” Конец фразы удален по соображениям секретности.

В другом документе, без даты, сказано, что “осуществимость дистанционного контроля поведения животного” в открытом пространстве была продемонстрирована в 1965 году, а в конце 1968-го перешла в заключительную фазу технического проектирования.

В досье отсутствуют какие-либо детали, но в нашем распоряжении имеется отчет о проекте, полученный от ЦРУ сайтом Black Vault на основании Закона о свободе информации. Отчет датирован сентябрем 1965 года. Сказано, что он является итогом трехлетних исследований. В отчете описаны и ход исследований, и необходимое оборудование, и хирургическая операция, которой подвергались животные – сначала крысы, а потом собаки.

Принцип заключался в электростимуляции областей головного мозга, воздействие на которые вызывает у животного чувство удовольствия. “Центр удовольствия” в головном мозге крысы был найден в 1954 году нейробиологами Джеймсом Олдсом и Питером Милнером (не исключено, что на одну из их статей и ссылается директор научно-технического отдела ЦРУ в процитированном выше документе), но в мозге собаки он еще не был точно локализован, поэтому многие операции по вживлению электродов оказались бесполезными.

Автор отчета рекомендует имплантировать электрод в нижнюю часть свода мозга на уровне гипоталамуса. Электрод соединен со стимулятором, закрепленным на теле собаки. Стимулятор получает радиосигнал от передатчика, которым управляет оператор. Если пес движется в нужном направлении, он поощряется раздражением “центра удовольствия”. Если сигнал прекращался, пес начинал кружить на месте, пока не получал новое указание.

Фрагмент документального фильма об опытах Олдса и Милнера с крысами.

Диктор: Работая в Монреале в середине 50-х, Джеймс Олдс придумал критически важный тест…

Джеймс Олдс: Это аппарат, который учит животное стимулировать себя самостоятельно. Вы видите животное, которое двигается по направлению к педали. Когда оно впервые касается ее, никакой стимуляции не происходит – электрическая цепь еще не замкнута. Затем оно нажимает педаль – и происходит стимуляция. Вы видите, как загорается лампочка. Но вот я подаю ток на сетку. Теперь, чтобы добраться до педали и стимулировать свой мозг, животное должно пересечь зону, в которой оно получает весьма болезненный удар тока…

Диктор: И крыса, желая получить стимуляцию, преодолевает препятствие даже охотнее, чем это сделала бы голодающая крыса ради пищи.

Опыты с собаками до такой степени интересовали Пентагон, что в августе 1967 года, когда ЦРУ пришло к заключению, что практического оперативного смысла в них нет, и решило закрыть программу, директор научно-технического управления Министерства обороны США физик Джон Фостер попросил не делать этого и выразил готовность финансировать исследования с собаками из бюджета своего ведомства.

Вернемся к роману Беляева. Его герой, молодой ученый Людвиг Штирнер изобрел аппарат, многократно увеличивающий силу мысли. Сначала он отдает мысленные приказы окружающим, парализуя их волю, затем начинает действовать в национальном и международном масштабе. Еще немного – и он станет властелином мира. Единственный человек, способный спасти человечество от гениального злодея, – советский изобретатель Качинский, совершивший то же открытие, но в благородных, общественно полезных целях. Моральный облик Качинского поражает посланцев Запада.

“И этот человек, – подумал Зауер, – быть может, обладает такой же могучей силой, как Штирнер, но живет и выглядит так просто! Неужели он не чувствовал соблазна использовать эту силу в личных интересах, как Штирнер? Стать необычайно богатым, могущественным. Или здесь люди действительно мыслят и чувствуют иначе?..”

Между двумя гениями начинается дуэль “мыслеизлучений”.

А в это время Штирнер уже послал новое излучение мысли. Он поднял поголовно все население, еще оставшееся в городе, и дал приказ идти и разрушить машины врагов.

И люди бросились из города, как при землетрясении, выполнять приказ Штирнера. Эта атака была неожиданной. И толпе удалось разбить несколько мыслепередатчиков. Но большинство бойцов Качинского вовремя поняли значение бегущей толпы и излучили волны паники. И люди заметались в бешеном хороводе, смешались в водовороте двух излучений, не будучи в силах ни вернуться, ни наступать…

У Качинского был реальный прототип – инженер-электрик Бернард Кажинский, которого Александр Беляев знал лично. Именно он в 20-е годы в Москве занимался изучением телепатии и пытался усилить сигнал с помощью аппарата своей конструкции. Вот что он писал в своей брошюре “Передача мыслей”, изданной в 1923 году.

Всякая мысль, ощущение, настроение, будучи продуктом сложной деятельности всей нервной системы, сопровождается возникновением в ней электромагнитных колебаний, обладающих определенной амплитудой, числом периодов и, следовательно, длиною волны, излучающейся наружу… Ведущаяся ныне нами экспериментальная работа по своим результатам клонится к подтверждению возможности передачи мыслей на расстояние электрическим путем.

К своим экспериментам он привлек дрессировщика Владимира Дурова.

В. Л. Дуров сидит в закрытом изоляторе, соединенном проводом с землею. Собака Марс вне изолятора. В. Л. Дуров внушает собаке задание на тему, написанную на выбранной им карточке, т.е. известную ему одному. Б. Б. Кажинский – автор устройства изолятора, стоит возле и передвигает рукоятку невидимого для В. Л. Дурова коммутатора, осуществляя в одном опыте заземление изолятора, в другом опыте прерывая это заземление. (Фото и подпись из книги Дурова "Дрессировка животных", 1924)
В. Л. Дуров сидит в закрытом изоляторе, соединенном проводом с землею. Собака Марс вне изолятора. В. Л. Дуров внушает собаке задание на тему, написанную на выбранной им карточке, т.е. известную ему одному. Б. Б. Кажинский – автор устройства изолятора, стоит возле и передвигает рукоятку невидимого для В. Л. Дурова коммутатора, осуществляя в одном опыте заземление изолятора, в другом опыте прерывая это заземление. (Фото и подпись из книги Дурова “Дрессировка животных”, 1924)

В книге 1963 года “Биологическая радиосвязь” Кажинский подробнейшим образом рассказал об опытах с участием собак и самого Дурова в качестве мыслеизлучателя, особенно детально – с собакой по кличке Марс, получившей мысленный приказ выйти из комнаты, найти в соседнем помещении телефонную книгу и принести ее хозяину.

Марс с телефонной книгой в зубах.
Марс с телефонной книгой в зубах.
Схема "устройства Кажинского", где организм уподоблен радиоэлектрическому прибору: сердце – аккумулятору, "чувствительные тельца" нервов – антенне, нервные волокна – индуктору, периферия нервной системы – заземлению.
Схема “устройства Кажинского”, где организм уподоблен радиоэлектрическому прибору: сердце – аккумулятору, “чувствительные тельца” нервов – антенне, нервные волокна – индуктору, периферия нервной системы – заземлению.

В 50-е годы прошлого века помимо Олдса и Милнера в той же области экспериментировал и долго работавший в США испанский нейробиолог Хосе Дельгадо, вживлявший электроды в мозг кошек и обезьян и добивавшийся стимуляцией разнообразных реакций. Самыми впечатляющими были демонстрационные опыты с быками, участвующими в корриде, причем сигнал поступал по радио.

https://youtu.be/23pXqY3X6c8

Фрагмент специальной программы CNN 1985 года.

Военный обозреватель Чак Де Карро: Исследования в области электронного контроля над сознанием – не новость. Научная веха в этой области появилась в 60-е годы, когда д-р Хосе Дельгадо продемонстрировал удаленный контроль над атакующим быком посредством радиоантенны, соединенной с электродами, вживленными в мозг быка. Дельгадо доказал, что агрессивные импульсы животных могут быть подавлены посредством электронных манипуляций мускульными рефлексами быка.

Дельгадо: Вы отдаете себе отчет в фантастических возможностях, если мы будем способны извне модифицировать внутренний мир, если сможем направлять послания этому внутреннему миру? А самое прекрасное – это то, что теперь мы уже не пользуемся электродами.

Чак Де Карро: В последние годы Дельгадо показал, что поведение обезьян можно изменить, воздействуя на них пульсирующими магнитными полями малой мощности. В этих опытах уже нет никаких имплантированных в мозг антенн.

Дельгадо: Любую функцию мозга, эмоции, интеллект, личность возможно модифицировать при помощи непроникающей технологии.

Де Карро: Исследования Дельгадо пока ограничены опытами с животными. Но в Советском Союзе радиочастотные излучатели применяются уже более 30 лет в целях манипуляции сознанием душевнобольных.

В ЦРУ внимательно следили за подобными исследованиями в Советском Союзе. В июле 1975 года эксперты управления подготовили аналитическую справку о достижениях советской науки в этой области. Авторы этого документа отмечают бурный рост исследований мозга и центральной нервной системы в постсталинском СССР, а также тот факт, что там на эти цели мобилизованы бóльшие финансовые, институциональные и людские ресурсы, чем на Западе.

Эпизод пропагандистского фильма Феликса Соболева “На прицеле ваш мозг” (1985), рассказывающий о “бесчеловечных” опытах Хосе Дельгадо. Демонстрируя титульную страницу англоязычного издания книги Дельгадо и цитируя ее, авторы фильма, видимо, не подозревали, что книга переведена и издана издательством “Мир” по-русски еще в 1971 году, как гласит аннотация, “для психологов, физиологов, психиатров, биологов и врачей всех специальностей, для философов, а также для всех тех, кто интересуется современными проблемами психологии”.

В справке особо отмечается работа Натальи Бехтеревой. В 1962 году, будучи заведующей отделом нейрофизиологии человека в Институте экспериментальной медицины АМН СССР, она впервые стала практиковать долгосрочное вживление электродов в мозг человека. Большое впечатление на западное научное сообщество произвело сообщение психолога Натальи Заваловой на международном симпозиуме по изучению центральной нервной системы в США в 1968 году. Завалова, которая практически всю свою жизнь проработала в НИИ авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР, рассказала о своих опытах по имплантации электродов в мозг военных пилотов. По ее словам, в стрессовых ситуациях (которые специально создавал сидящий рядом второй пилот) электростимуляция способствовала гораздо более быстрому принятию решений. Эти опыты проводились как на симуляторе, так и в условиях реального полета.

Авторы справки подчеркивают, что отсутствие строгих законодательных запретов позволяет советским ученым проводить опыты по глубокой электростимуляции мозга со здоровыми людьми. Они ссылаются на разговор директора Института нормальной и патологической физиологии АМН СССР академика Василия Парина с посетившим его западным коллегой. Парин будто бы заявил, что у него нет “абсолютно никаких проблем” с подопытными людьми. Авторы замечают, что речь идет, по-видимому, о диссидентах – жертвах карательной психиатрии.

Проблемой контроля человеческого сознания занимались и в ЦРУ, но иначе. Программой под кодовым наименованием MKUltra руководил лично директор научно-технического отдела Сидни Готтлиб, химик по специальности. Еще в 1953 году он начал экспериментировать с ЛСД и другими галлюциногенами. Актуализации этих исследований способствовали публичные слушания в Сенате о “промывании мозгов” пленным Корейской войны китайскими и советскими специалистами, проведенные в июне 1956 года.

Готтлиб подвергал людей воздействию психотропов зачастую без их согласия. Жертвой этих опытов стал по меньшей мере один человек – бактериолог Фрэнк Олсон. В 1972 году Готтлиб, признав, что его исследования оказались бесполезными, подал в отставку и вместе с женой провел остаток жизни в Индии, ухаживая в лепрозории за умирающими. В 1973 году архив MKUltra был уничтожен по распоряжению тогдашнего директора ЦРУ Ричарда Хелмса, а в 1976-м, после того как программа получила громкую огласку, президент Джеральд Форд своей властью запретил ЦРУ испытания любых медикаментов на людях без их письменного согласия, полученного в присутствии незаинтересованного свидетеля.

Идея контроля над сознанием не умерла. Но сегодня она использует совершенно иные методы, ставшие побочным продуктом коммуникационной революции. Интернет и социальные сети позволяют воздействовать на сознание в таких масштабах, какие и не снились Готтлибу и Дельгадо. Любой специалист по маркетингу умеет стимулировать наши “центры удовольствия” без всяких электродов и антенн. А мы, как подопытные крысы Олдса и Милнера, все жмем и жмем педаль – кликаем мышью в фейсбуке или твиттере.

Автор: Владимир Абаринов; Радио Свобода

 

You may also like...