Уроки «финской войны»: параллели между информационной войной тех времен и как она ведется Россией во время войны против Украины

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

80 лет назад, 12.03.1940 года был подписан договор о прекращении войны Советского Союза против Финляндии. О ней написано достаточно много и прямого отношения к Украине она якобы не имеет. Хотя в ней приняла участие легендарная 44 дивизия им. Щорса из Житомира (15 000 бойцов); она была разгромлена, 1 200 человек попали в плен.

Вспомнить об этой далекой войне целесообразно для того, чтобы показать наследственность, родство методов информационных войн Кремля тогда, во времена Сталина, и сейчас, во времена Путина; показать, что с тех пор мало что изменилось в риторике Кремля; разве что с поправками на конкретные обстоятельства ХХІ века.

Стоит напомнить, что Финляндия стала частью Российской империи в 1809 году. До этого много столетий она была частью Швеции с широкой автономией. После революционных событий в России она вернула себе независимость 31.12.1917 года, а в 1919 году стала республикой. Ее юго-восточная граница была достаточно близка к тогдашнему Ленинграду. Чтобы ее отодвинуть подальше, в 1939 году СССР предложил  поменять Карельский перешеек на непригодные ни для чего земли значительно севернее, а также дать в аренду полуостров Ханко для военно-морской базы.

Финляндия отказалась торговать своей землей. 26.11.1939 года СССР устроил провокацию якобы обстрела советских пограничников и 30.11.1939 года объявил Финляндии войну. Агрессия сплотила всех финнов. Их героическое сопротивление сорвало планы «блицкрига». Хотя Красная Армия количественно значительно превосходила финскую армию. Была прорвана «линия Маннергейма» и открывался путь на Хельсинки.

Захваченный в плен советский солдат в одолженной шапке

Под угрозой оказывались Швеция и Норвегия. Обеспокоенные западные страны планировали на 15.03.1940 г. высадку экспедиционного корпуса в 150 000 человек, а также предупредили о возможности бомбардировки нефтяных месторождений в Баку. Поэтому мирный договор был подписан 12.03.1940 года. Как написал финский журналист Отто Маннинен «Финляндия выжила, а Советский Союз победил». На то время в Финляндии было 3,6 млн населения, в СССР в 55 раз больше.

Итак, на отдельных примерах проведем параллели между информационной войной тех времен и как она ведется Россией теперь, во время войны против Украины.

1. Каждая война нуждается в идеологическом обосновании — ради чего она ведется? Ради чего люди должны умирать?

Сталинский агитпроп, сталинская дипломатия пользовались старыми, проверенными штампами, которые помогли большевикам захватить власть в 1917 году.

Идеологической почвой агрессии был тезис о том, что Советский Союз якобы осуществляет освободительный поход в Финляндию, чтобы помочь финским рабочим и крестьянам сбросить иго капиталистов. Именно такой тезис был зафиксирован в приказе по войскам Ленинградского военного округа от 29.11.1939 года за подписью Мерецкова и Жданова: «Мы идем в Финляндию не как завоеватели, а как друзья и освободители финского народа от ига помещиков и капиталистов. Мы идем не против финского народа, а против правительства Каяндера — Эркно, который подавляет финский народ и который спровоцировал войну с СССР». Именно так эту войну должен был понимать советский народ. Это была привычная риторика на то время, которая базировалась на классовых принципах марксизма-ленинизма. И она была понятной и принималась основной массой населения, которое еще помнило гражданскую войну.

Раненые и озябшие красноармейцы после захвата в плен в феврале 1940 года

Раненые и озябшие красноармейцы после захвата в плен в феврале 1940 года

Это тогда. Времена изменились. Марксизм-ленинизм ушел в прошлое. Нужно было искать новые аргументы для народа, новые штампы для обоснования своих агрессивных действий против Украины. Нашли. Вытащили, взлелеяли новую парадигму, бессмертную — язык (все ведь на каком-то языке разговаривают и разговаривать будут). А поскольку речь идет о Российской империи в новом лице, СССР, то речь идет о русском языке. У одних народов язык служит для консолидации нации, для ее утверждения среди других народов.

В России его решили использовать в качестве инструмента агрессии, как таран для проникновения в другие общества. Вместо классовой борьбы — борьба за язык, за русский язык. На этом очень любят спекулировать народные депутаты от ОПЗЖ. Послушаешь их, так создается впечатление, что скоро на улицах Киева будут отлавливать всех, кто разговаривает на русском. А следовательно, все носители русского языка должны быть защищены, просят они об этом или нет, хотят они этого или нет. Поскольку провозглашено почти на официальном уровне: «русский мир там, где звучит русская речь». И потому нет предела геополитическим аппетитам Кремля.

2. Еще задолго до войны в головы советских людей настойчиво вбивались штампы классовой борьбы: так называемые белофинны — враги трудового народа, эксплуатация финского пролетариата и крестьянства, голод среди населения.

Сейчас мы назвали бы это фейками, но кто тогда мог опровергнуть информацию официальных СМИ? К этому зомбированию подключили и культуру — еще в августе 1939 года появилась песня «Принимай нас, Суоми-красавица». Не такая, правда, популярная, как, например, «Комсомольцы-добровольцы» и подобные ей, но все же. В ней есть такие слова (русским языком): «Отнимали не раз вашу родину — мы приходим ее возвратить… Мы приходим помочь вам расправиться, расплатиться с лихвой за позор». Возвращение Суоми — Финляндии в «братскую семью» советских народов рассматривалось как интернациональная миссия Красной Армии и осуществление мечты финских трудящихся.

Точ-в-точ такая же риторика использовалась во время оккупации Крыма, как проявление мечты большинства населения Крыма о возвращении в лоно России — «Крым возвращается в родную гавань». Не знаю, есть ли уже песни по этому поводу. Наверное, есть. Потому что уже есть соответствующая медаль.

Осуществилась маленькая мечта россиян — возвращение Крыма. Но у них (не у нас!) есть и большая мечта, мечта-максимум, которую довольно четко озвучил В.Жириновский: рано или поздно «вся Украина вернется в Россию. Вся…» В Финляндии героическое сопротивление народа не дало осуществить Сталину его программу-максимум — посадить в Хельсинки свое правительство. Не удался блицкриг и Путину в Украине. Перешли к осаде: при поддержке «пятой колонны» сломать сопротивление изнутри и втянуть Украину в «русский мир».

3. В первые же дни войны в захваченном дачном местечке Терийоки было создано Народное правительство Финляндской Демократической Республики во главе с деятелем Коминтерна О.Куусиненом.

Вот стандартный для тех времен набор штампов в газете «Правда» об этом правительстве: «Образование Народного правительства Финляндии и его историческая декларация о конфискации помещичьих земель в интересах безземельных и малоземельных крестьян встретили горячий отклик в крестьянских массах. По призыву Народного правительства под флаг свободной, независимой Финляндской Демократической Республики встал весь трудовой народ Финляндии для того, чтобы сбросить с плеч стаю черной реакции и колонизаторского господства иностранных империалистов».

Влияние Народного правительства ограничивалось территорией Терийоки. Признали его две страны — Монголия и Тува (если кто-то помнит о таком государстве). Но его существование давало возможность Москве шантажировать западные страны. 4.03.1940 году В.Молотов заявил шведскому посланнику в Москве, что в случае невыполнения правительством Финляндии требований Советского Союза они пойдут на официальное соглашение с правительством Куусинена. И тогда эти требования приобретут уже официальное закрепление.

Сейчас мы имеем на территории Украины целых два «демократических», якобы народных правительства. Территории под такими же псевдоправительствами так называемых ДНР и ЛНР немногим больше. Но так же, как и тогда, каждое свое слово они не то, что согласовывают с Москвой, но и получают  указания когда, что и как говорить. И так же Москва шантажирует Киев, вынуждая власть Украины вступить в официальные отношения с марионеточными правительствами ради окончания войны на Донбассе.

Но если во времена «зимней войны» никто в Финляндии не принимал во внимание правительство в Терийоки (тогда в Финляндии господствовали националистические настроения, которые и сплотили нацию), то в Украине есть достаточно влиятельные силы, которые требуют от правительства Украины сесть за стол переговоров с этими правительствами, спекулируя стремлением народа к миру. То есть признать их как полноправных представителей народа оккупированной территории.

Горящие здания в пригороде Хельсинки

4. Но в наиболее концентрированном виде содержание, суть сталинской дипломатии тех времен проявилась в двух эпизодах.

Первый. В начале войны советские самолеты начали бомбардировать Хельсинки, погибали мирные люди. В ответ на протесты европейских дипломатов министр иностранных дел В.Молотов заявил, что это клевета, а советские самолеты сбрасывают на Хельсинки хлеб для голодающего населения. Всего-навского. Ангелы с неба. Не уверен, что рафинированные европейские дипломаты знали украинскую поговорку: «Ты ему плюй в глаза, а он говорит — божья роса». Поэтому и не смогли отреагировать на откровенную ложь. О здравом смысле говорить излишне. Это было откровенное, демонстративное пренебрежение к мировому сообществу. В.Молотов хорошо знал, что он врет. Но как еще говорить с классовыми врагами.

Так же происходит и с войной на Донбассе. Откуда у боевиков появляются танки, артиллерия, «Грады», бездонные запасы боеприпасов, якобы не является секретом. Западные разведывательные структуры фиксируют непрерывный их поток с территории России. А что утверждали российские официальные лица, как и сам В.Путин? Все это они находили в заброшенных шахтах Донбасса, а также отбивали у «укропов». Если кто-то в это и не верит, то это уже не проблема россиян.

Второй. Западные государства все-таки удосужились наказать Россию за откровенную агрессию и исключили ее из Лиги Наций. В своей прощальной речи в январе 1940 года тот же В.Молотов заявил: «Война в Финляндии является гражданской, поскольку участие в ней принимают две противоборствующие стороны — правительство в Хельсинки и правительство в Терийоки, а Красной Армии там вообще нет». То есть пополнение Путиным словаря русского языка новообразованием «ихтамнет» является не его заслугой, а обычным плагиатом. Но суть у них одна — ложь.

Итак, эти аналогии наглядно показывают, что информационная, пропагандистская политика Кремля начала ХХІ века ничем не отличается от политики Кремля середины ХХ века. Так, Россия Путина является наследницей России Сталина. И мы должны осознавать, что сегодня имеем дело с информационной политикой, за которым стоят традиции не только 80-летние, но и многовековые. Воевать на этом фронте с надеждой на позитивный результат должны профессионалы соответствующего уровня, а не любители и волонтеры.

Стоит выразить сожаление, что тогда Лига Наций все-таки смогла наказать агрессора и исключила СССР из своего состава, а сейчас ПАСЕ восстановила полноправное членство страны-агрессора в своих рядах. Такими ли европейскими ценностями они при этом руководствовались, ради которых на Донбассе погибают украинские патриоты и к которым мы мечтаем приобщиться?

В своем выступлении в Давосе Президент Украины В.Зеленский заговорил о чуде. О чуде как перспективе. «Зимняя война» была реализованным чудом. Именно это имел в виду обозреватель П.Казарин: «…военное чудо превратилось потом в чудо экономическое. Возможно, и нас ждет что-то подобное». Как всегда, хочется надеяться.

Автор: Руслан ГАРБАР, историк-международник; ДЕНЬ

You may also like...