Осужденный на пожизненное. «Я засыпал под вой маньяка Оноприенко»
Отсидев два с половиной года, 39-летний Игорь Безслезный смог доказать, что невиновен. За это он расплатился свободой, здоровьем и успешным бизнесом — сейчас бывший директор фирмы работает обычным слесарем. Поломанная жизнь, подорванное здоровье — вот что получил житель Житомира за стремление милиции и областной прокуратуры по-быстрому отчитаться в раскрытии резонансного убийства.
А вся его вина в том, что он уже был ранее судим. «Повесить» убийство на бывшего заключенного оказалось проще простого.
ЗАЛОЖНИК СИСТЕМЫ
С Игорем Безслезным мы встретились в Житомире. Мужчина крупного телосложения производит впечатление спокойного и прямолинейного человека. Сейчас Игорь работает слесарем. А ведь до того, как сесть в тюрьму по несправедливому обвинению, он сам нанимал работников на собственную фирму.
— Мы изготавливали траурные венки для ритуальных агентств, — рассказывает Игорь. — Заработок был высокий и стабильный, все шло хорошо, пока не наступил тот роковой день.
В сентябре 2005 года в Житомире произошло преступление, о котором тогда написали все украинские газеты. Владимира Сахневича — авторитетного предпринимателя, по некоторым данным — руководителя местной ОПГ, расстреляли в салоне собственного автомобиля. Киллер целился с близкого расстояния через боковое стекло машины. Владимир Сахневич скончался на месте от четырех огнестрельных ранений. Одна из свидетельниц видела стрелка на месте преступления. И признала в нем Игоря Безслезного.
Напрасно Безслезный доказывал, что в день убийства он был за много километров от Житомира — в Обухове на встрече с клиентами. Его арестовали, началось расследование.
До сих пор Игорю не понятно, почему сотрудники МВД, проводившие следствие, не опросили тех клиентов, которые могли подтвердить его алиби. Почему построили доказательство его вины на словах свидетелей, которые уверенно говорили, что на месте преступления видели именно Безслезного, при этом путались в описании его внешности, роста…
Тогда ни один из житомирских адвокатов не взялся защищать Безслезного. С большим трудом его семье удалось нанять киевского адвоката. Поначалу столичный защитник вроде бы повел дело в правильном русле и указал суду на массу несоответствий. Но потом адвокат внезапно потерял пыл. На суде он согласился со всеми обвинениями и не пытался протестовать. Сейчас, как и тогда, Игорь считает, что на адвоката надавили. В итоге Безслезного признали виновным в расстреле и дали максимальный срок — пожизненное лишение свободы. Для самого Игоря и его семьи это стало потрясением.
— Из суда я вышла на ватных ногах. Не могла поверить, что мужа посадили, — говорит супруга Игоря Ольга. — Однако я решила бороться до конца, до тех пор, пока Игоря не оправдают. Я так мужу и сказала: потерпи немного, и ты выберешься, главное — не теряй надежду!
ЖИЗНЬ В НАРУЧНИКАХ
Игоря доставили в камеру для пожизненно заключенных житомирского ИТК № 8. Именно здесь содержат самых опасных преступников страны. Он вспоминает, что когда за ним захлопнулась дверь камеры, он словно прозрел:
— Я испытал настоящий ужас, когда понял, что остаток своих дней могу провести в этих четырех стенах. Впечатление было такое, будто я стою на краю пропасти и от следующего шага зависит — упаду я вниз или останусь жить.
Игоря Безслезного посадили в двухместную камеру, которая располагалась в подвале тюрьмы. В ней даже летом было жутко холодно и сыро. Единственное, что вносило хоть какое-то разнообразие в жизнь заключенного — прогулка. Правда, всего на час и не на свежем воздухе, а в другой камере, побольше и посветлее.
Свобода передвижения была сведена на нет, общаться с соседями было запрещено, а из камеры в камеру водили только в наручниках. По словам Безслезного, в тюрьме царила гнетущая тишина, которую прерывал вой — это голосил в своей одиночке маньяк Анатолий Оноприенко.
С первого дня заключения Безслезный решил сделать все, чтобы выбраться. Нанятый им адвокат почему-то не появлялся, и Игорь, вооружившись Уголовным кодексом, стал составлять апелляцию. В ней четко указал все липовые доказательства. А в это же время его жена Ольга обивала пороги прокуратуры и правозащитных организаций, писала обращения с требованием освободить мужа. И вот пришел день долгожданного суда.
262 ТЫСЯЧИ ГРИВЕН ЗА СТРАДАНИЯ
— Передо мной рассматривали дела еще двух заключенных, осужденных пожизненно. И оба приговора Апелляционный суд оставил в силе, — вспоминает Игорь. — В тот момент я был готов ко всему — нервы напряглись до предела. Очнулся лишь, когда судья несколько раз назвала меня по имени. Огромным усилием воли я заставил взять себя в руки. Судья Житомирского апелляционного суда зачитала приговор: «Безслезного Игоря Валерьевича в совершении преступления признать невиновным и по суду оправдать». Его освободили прямо из зала суда.
Тяжелой ценой досталась Игорю его свобода. Он поплатился за нее здоровьем и благополучием своих близких. За время заключения умерла, не выдержав переживаний, мать. Жена получила нервный срыв. Бизнес полностью прогорел. В его детей сверстники тыкали пальцами и обзывали уголовниками.
Сам Игорь и сейчас не понимает, почему козлом отпущения правоохранители выбрали именно его. Сначала думал, что подставили конкуренты по бизнесу. Но есть и более реальная версия — свалить преступление на ранее судимого всегда удобно. А Безслезный уже был обвинен в убийстве в 1998 году. Бывший муж его супруги забрал их сына (Безслезный ему — отчим) и увез в Москву. Его поймали, ребенка отобрали. Тогда мужчина стал угрожать Игорю. Они встретились и решили поговорить «по-мужски». Завязалась драка, в которой Игорь убил соперника. Получил 8 лет колонии, но через 6 лет был помилован.
…Когда Игоря Безслезного оправдали, он решил не мстить ни милиции, ни прокуратуре. Зато подал крупный иск на возмещение материального и морального вреда. Поначалу дело продвигалось со скрипом. В суде и прокуратуре только посмеивались, мол, больше десяти тысяч гривен Безслезному не видать: ну ошиблись, когда незаконно его посадили, и что из того? Осужденный же не умер. Но вскоре Апелляционный суд Житомирской области постановил: выплатить 262 тысячи гривен за все страдания, которые перенес Игорь в тюрьме.
На этом можно было бы закончить грустную историю со счастливым концом. Если бы не одно маленькое обстоятельство: сейчас, уже находясь на свободе, Игорь Безслезный каждый свой шаг контролирует. Например, хранит все чеки из магазинов, снимает на мобильный телефон места, где бывает, запоминает поминутно, с кем и когда разговаривал. Готовит алиби на случай, если его снова в чем-то обвинят…
Игорь пытается жить по-новому: растит детей, работает. Но свободным себя уже не чувствует. Фото из семейного архива Игоря Безслезного.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Адвокат Владимир ГОРБОВЫЙ:
— Чтобы увеличить показатели по раскрываемости преступлений, сотрудники МВД и прокуратуры порой злоупотребляют своим служебным положением и нарушают права человека. К сожалению, доказывать неправомерные действия правоохранителей, как правило, очень тяжело. Подобные дела часто «умирают», не доходя до суда, и виновные остаются безнаказанными.
ОФИЦИАЛЬНО
Мы отослали запрос в Житомирскую областную прокуратуру, которая занималась расследованием дела Безслезного. На что нам ответили, что для подготовки ответа потребуется не одна неделя. Общаться по телефону или выслать ответ по факсу в прокуратуре отказались.
Автор: Александр КИТРАЛЬ, КП-Украина
Tweet