Тернистый путь к коммунизму

В эпоху развитого социализма у руководства нашей необъятной родины – членов Политбюро КПСС, периодически возникали идеи, которые наш советский народ с одобрением и энтузиазмом должен был претворять в жизнь. Цель одна – скорейшее построение «светлого будущего» – коммунизма. На самом пике застоя появился лозунг: «Экономика должна быть экономной». Лозунг, наверно, правильный, но что из этого получалось, хочу рассказать без всякой иронии.

Вооруженными силами СССР указания партии и правительства были восприняты с подобающим энтузиазмом. Целая армия политических работников Главного политуправления бросилась выполнять указанные предначертания.

Валом и потоком пошли директивы, указания, рекомендации, разъяснения в нижестоящие организации, то есть в боевые части Красной армии и флота, как быстро и эффективно внедрить лозунг в жизнь, в том числе и прямые указания по экономии ресурсов. Экономия внедрялась в жизнь по всем статьям материально-технического обеспечения армии и флота, в том числе и продовольственного.

Командующий Краснознаменным Северным флотом получил указание выловить энное количество рыбы (неважно какой), оприходовать документально и съесть ее наличным личным составом флота. С учетом этого улова поставки рыбы по линии продовольственной службы флота планировалось сократить. Вот и долгожданная экономия. Гениальный лозунг «Экономика должна быть экономной» в действии.

Можно представить себе унылое лицо убеленного сединами адмирала, командующего флотом, читающего такие экономические указания. Вопрос один: кем и как ловить эту рыбу? Ход размышлений старого боевого подводника был долгим, но, по-видимому, правильным.

Боевые подводные силы флота и авиационные соединения явно не подходят для данной миссии. Внедрить сие новшество можно только на надводных кораблях и судах. Учитывая, что Северный флот в своем составе не имеет тресколовов, краболовов, сейнеров и других посудин аналогичного предназначения, решить задачу предстояло наличными надводными силами.

Наверно, в эту минуту адмирал вспомнил, что есть у него в подчинении героическая орденоносная Печенгская 55-я Отдельная бригада ракетных катеров.

Указание, с соответствующей пометкой командующего флотом, полетело дальше, попав на стол командира означенной моей любимой бригады. Любимой, потому что здесь прошли мои лучшие молодые годы службы на Северном флоте.

Потуги мысли комбрига были проще и более скоротечны, учитывая размер подчиненного подразделения. В боевой состав бригады входили малые ракетные корабли и ракетные катера. Решение созрело быстро: ловить рыбу будут катера. Приказ пошел дальше по нисходящей, попав в дивизион катеров, где я в то время служил дивизионным специалистом радиотехнической службы.

Для выполнения боевой задачи командир дивизиона собрал заседание штаба. Постановка задачи была конкретной: выловить 150 тонн рыбы. Офицеры штаба задумались. После небольшого замешательства стали поступать предложения.

Первое: выйти на катере в море, встать на якорь, расставить матросов вдоль борта и ловить подручными средствами: удочками или «самодурами» до полного выполнения задачи. Посчитав необходимое время, с учетом производительности лова и аппетита морских обитателей, пришли к выводу, что боевая задача невыполнима.

Перспективный план созрел у командира катера – старого браконьера бригады. Он прошел славный боевой путь от матроса до капитан-лейтенанта, не имея специального образования, что в застойные времена развитого социализма было большой редкостью.

План был прост. В нескольких часах перехода от нашей базы на Кольском полуострове есть знаменитый рыбацкий поселок Териберка. Предлагалось осуществить переход ракетного катера в указанное место. И пусть умудренные опытом старые рыбаки объяснят невежественным военным, как можно ловить ракетным катером рыбу.

На переход в Териберку штаб дивизиона пошел в полном составе, чтобы решать оперативные задачи сразу на месте.

Териберка швартовку ракетного катера встретила настороженно. Первыми на причал с оружием на изготовку прибежали пограничники. Их забыли предупредить о нашем переходе. Ведомство другое, флота некасаемо. После разрешения всех формальностей с защитниками рубежей отечества штаб приступил к поиску советников по рыболовецкой части.

Поселок Териберка уникально расположен между сопок на песчаной косе. Со стороны моря коса ничем не защищена. Дующий ветер с моря этот песок и раздувает во все стороны. Много бродячих собак и пьяных мужиков. Рядом с современными домами-хрущобами соседствуют покосившиеся серые строения, построенные, наверно, еще во времена Петра Первого. Говорят, в стародавние времена царь ссылал в оное место староверов и просто неугодных ему людей.

Нам подтвердили, что в поселке имеется рыболовецкий колхоз, в управление которого нас и направили местные аборигены. Поиски привели к серой избушке с вывеской «Териберский рыбколхоз». К нашей радости на месте оказался председатель колхоза, физическое состояние которого еще позволяло давать советы с учетом местного колорита и специфики.

В начальной стадии нашей беседы председатель колхоза плохо понимал, чего же от него хотят гости – военные моряки. Но потом повеселел и на его лице появилась лукавая улыбка. Когда же до него дошел весь смысл нашей просьбы, раздался такой искренний гогот, какого я никогда в своей жизни больше не слышал.

Передергиваясь от смеха, председатель колхоза достал из стола бумагу. Со словами: «Я получил ее только вчера» он дал нам ее для прочтения. Бумага сия была указанием, рожденным в недрах политруководства рыболовецких сил отчизны, предписывающим рыболовецкому колхозу построить свинарник и организовать выращивание свиней, разумеется, с целью знаменитой экономии.

Вот так все просто: военные моряки ловите рыбу, а рыбаки выращивайте свиней. Интересно, какое указание получили доблестные сельчане, занимающиеся свиноводством? Я этого так никогда и не узнал.

В общем, наша миссия провалилась полностью. Оценив критическим взглядом ракетный катер проекта 205, председатель предложил купить у него старый траулер и ловить рыбу в промышленных масштабах. А чтобы нам не было так обидно за провал операции, он даже подарил нам списанный трал. Его в «сухом» виде мы все – штаб и экипаж – с огромным трудом загрузили на катер. Я представил себе «мокрый» трал, да еще и с пойманной рыбой. Это все просто утащило бы нас вместе с катером на дно.

Поставленная перед бригадой задача оказалась проваленной, но потом как-то сама собой завяла и отпала. Про нее просто забыли. На горизонте уже маячила перестройка, с ее новыми важными задачами ускорения производства и борьбы с алкоголизмом. Лозунги резко менялись.

БУДЬ ЗДОРОВ, ОЛЕГ ПЕТРОВ

Для проведения планового ремонта корабли выводят из компании и ставят в судоремонтный завод. Вот и мы после тяжелых будней боевой подготовки, которая в советское время была очень интенсивной, так же отшвартовались к стенке судоремонтного завода в поселке Росляково. И на длительное время вошли в состав дивизиона ремонтирующихся кораблей, разнородных и малотоннажных.

Поселок Росляково, в простонародье «бермудский треугольник», расположен между Североморском и Мурманском, что позволяло в свободное от ремонта время скрашивать свой досуг в самых больших культурных центрах Кольского полуострова.

Культуры в то время хватало. Североморск и Мурманск помимо проката кинофильмов могли предложить в избытке культурный отдых в питейных заведениях, которые были основным местом посещения наших моряков – военных и гражданских.

Экипажи ремонтирующихся кораблей перезнакомились друг с другом и жили дружно. Даже иногда отмечали наши праздники небольшими компаниями за столом.

Стоял рядом с нами бортом морской тральщик, командиром которого был Олег Петров. Очень хорошо запомнился его любимый тост: «Будь здоров, Олег Петров».

Любой ремонт рано или поздно, но заканчивается. К концу подошел плановый ремонт и нашего соседа – морского тральщика. Программа приемки от промышленности качества ремонта корабля включает в себя целый ряд мероприятий, в том числе и проведение ходовых испытаний, то есть проверку функционирования всех систем корабля на плановых выходах в море.

Во времена не столь далекой холодной войны в прибрежной зоне Баренцева моря постоянно находились на дежурстве корабли нашего потенциального противника, то есть боевые единицы членов НАТО. Да и сейчас, наверно, они выполняют свою миролюбивую миссию вдоль всего нашего побережья.

В один из рабочих дней вышел наш тральщик на ходовые испытания, погода благоприятствовала их успешному проведению. К концу завершения испытаний тральщик в море на свою беду встретил представителя вероятного противника. Погодные условия позволяли кораблю подойти достаточно близко к борту тральщика и демократически свободный командир иноземца решил сделать подарок нашему экипажу, находящемуся под гнетом большевизма.

Иностранные моряки с борта своего корабля на борт тральщика перебросили пакеты с сувенирами. Сувенирами оказались журналы чуждой нам идеологии, восхваляющие прелести капиталистического мира, в том числе, что самое главное, красоту обнаженного женского тела. Вскрыв пакеты, наш сплоченный экипаж обнаружил журналы типа «Плейбой», в общем одну сплошную порнографию. Олег Петров понял, что совершается идеологическая диверсия.

Чем думал наш командир Олег? Трудно сказать. Наверное, не головой. Потому и решение созрело быстро – провести ответную акцию. На чуждую нам идеологию ответить нашей идеологией строителей коммунизма.

По команде командира личный состав бросился собирать по отсекам корабля литературные издания для проведения ответной акции. Что они могли найти на корабле в то время? Вы сами понимаете. Это работы классиков марксизма-ленинизма и их продолжателей, то есть нашего любимого Генерального секретаря ЦК КПСС и членов Политбюро КПСС.

Собрав всю библиотеку по кораблю в мешки, Олег Петров дал команду на ответный ход по переброске. Экипаж изумленного вероятного противника получил ответный подарок. Надо сказать, этого он ну никак не ожидал.

Понравился им наш подарок, и читали ли они творения наших теоретиков марксизма-ленинизма? Что по поводу такой диверсии подумали их капиталистические идеологические органы? Об этом история умалчивает.

Что подумали наши органы, я расскажу.

Вернувшись в базу по завершении ходовых испытаний, Олег Петров побежал докладывать в политотдел о проделанной работе по пресечению идеологической диверсии вероятного противника. Туда же были сданы все вещественные доказательства, то есть сувениры вероятного противника. Дальнейшая судьба красот капиталистического мира неизвестна.

Олег Петров в душе надеялся на благодарность вышестоящего командования. Мечты возносились далеко, думал и о возможной награде и о дырке на кителе. Но не тут-то было.

Получив доклад, политотдел замер от неожиданности и взял рабочую паузу. Пауза длилась два дня. Наверно, пошли донесения выше. По нисходящей ответная реакция с самого верха политических органов была разгромной.

Где только не склоняли бедного Олега Петрова. Склоняли на всех собраниях и по всем направлениям партийной и командирской деятельности. Главная мысль: как вы, коммунист, смогли клюнуть на идеологическую провокацию? Как вы посмели в ответ на их порнографию передать противнику сокровище нашей идеологии, работы классиков марксизма-ленинизма, труды нашего вождя Леонида Ильича Брежнева: «Малая земля», «Целина», «Возрождение» – эти жемчужины мировой литературы, сокровищницы человеческой мысли.

Вот так пошло и поехало, получил Олег Петров за свою инициативу по самые яйца. Чуть не оторвали… Будь здоров, Олег Петров!

P.S. Автор родился в СССР в 1955 году. С детства мечтал стать военным. Окончил ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Служил на Северном флоте. Выполнял интернациональный долг в Анголе. Добросовестно боролся за качество продукции в военпредстве и в системе контроля военных представительств МО РФ. Продолжает заниматься этим и сейчас.

Автор: Юрий Ласьков – капитан 1 ранга запаса., НГ-НВО

You may also like...