В Украине вступил в силу запрет на рекламу магических услуг в СМИ. Но обойти его несложно

В Украине с 4 февраля вступил в действие запрет на рекламу оккультно-мистических услуг и их предоставление в прямом эфире. В январе соответствующие изменения в законы «О рекламе», «О печатных средствах массовой информации» и «О телевидении и радиовещании» внесли украинские парламентарии. Но проку от новаций немного. Впрочем, как и от всего прочего, за что берутся “народные” депутаты Украины.

«Мы причиняем зло только тем, кто вредит нам», — заявила верховная ведьма Румынии Братара Бузея. Ее коллеги по магическому ремеслу 7 января прокляли румынское правительство и парламентское большинство из-за решения властей внести оккультистов в реестр профессий, приравняв их к предпринимателям и обложив налогом. Румынскому премьеру Эмилю Боку не удалось отделаться типуном — 6 февраля под давлением многочисленных уличных акций против мер бюджетной экономии его кабинет ушел в отставку.

В Румынии, традиционно занимающей первое место в Европе по количеству оккультистов, борьба с работниками магической сферы услуг ведется еще с 2002 года. Тогда власти ввели запрет на прямую и косвенную пропаганду оккультизма на радио и телевидении. В соседней Болгарии к румынскому опыту пока только присматриваются. Тамошние священники, намеревающиеся отлучить от церкви гадалок, знахарей, хиромантов и экстрасенсов, рекомендуют газетам отказаться от публикации рекламы их услуг.

В Украине с 4 февраля вступил в действие запрет на рекламу оккультно-мистических услуг и их предоставление в прямом эфире. В январе соответствующие изменения в законы «О рекламе», «О печатных средствах массовой информации» и «О телевидении и радиовещании» внесли украинские парламентарии. Как сказано в пояснительной записке к документу, к такому решению их подтолкнули обращения граждан и представителей церкви, а также христианские ценности, которые разделяют народные депутаты. «Естественно-научного обоснования не нашлось, а о других религиях авторы как-то вспомнить не решились», — едко заметил по этому поводу юрист фирмы «Губенко и партнеры» Виталий Власюк.

Соавторы закона и его обоснования — нардепы Евгений Царьков, Павел Унгурян, Валерий Дубиль (оба — БЮТ) и Владимир Олейник (Партия регионов) вызвали гнев отечественных служителей потусторонних сил. Еще на этапе подготовки закона, во время парламентских слушаний, приглашенные на них гадалки и экстрасенсы пообещали наслать порчу на «экзорцистов» с мандатами.

Магический запрет

В отличие от Братары Бузеи, некоторые румынские ведьмы восприняли внесение магических специальностей в национальный классификатор профессий как официальное признание их ремесла. А вот в Украине, напротив, — к 1 апреля астрологи и гадалки, а также гадалки и хироманты могут исчезнуть из Государственного классификатора. Новый закон обязывает Кабмин рассмотреть целесообразность присутствия этих профессий в списке утвержденных специальностей.

Гадалки, астрологи и хироманты появилась в госклассификаторе в 1995 году и в его новую редакцию перекочевали после присоединения Украины в 2000-м к Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг. Однако за годы легального существования магических специальностей так и не были разработаны учебные программы по подготовке специалистов оккультной сферы, принципы их аттестации и контроля качества услуг.

По словам Царькова, в Украине уголовные дела против магов возбуждаются только в тех случаях,когда действия целителя подпадают под ст. 190 Уголовного кодекса — «мошенничество,завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием». В среднем за год по этой статье правоохранители заводят около десяти тысяч уголовных дел,но лишь каждое третье из них доходит до суда.

Не могут помочь пострадавшим и в управлениях по защите прав потребителей: доказать, что состояние здоровья клиента ухудшилось после визита к вещуну, магу или ворожке, очень сложно. Для этого необходимо, чтобы пострадавший располагал чеком об оплате услуг и договором, в котором указана ответственность и обязанности сторон.

Несмотря на наличие в госклассификаторе профессий астролога, хироманта и гадалки, украинские чародеи не имеют возможности работать легально — отсутствует законодательное поле. Лишь немногим представителям мистической сферы услуг способности и образование позволяют получить Специальное разрешение (лицензию) целителя. Еще в 1990-х, когда у граждан постсоветских стран вспыхнул интерес к мистике и чудесам, Министерство здравоохранения отнесло специалистов в области народной и нетрадиционной медицины (целителей) к категории младшего медперсонала и утвердило принципы их деятельности.

Как пояснили «Эксперту» в пресс-службе Минздрава, Специальное разрешение на занятие народной и нетрадиционной медициной выдает соответствующий комитет ведомства после тщательной проверки претендента. Этот документ выдается на методы (биоэнергоинформотерапии, мануальной терапии, фитотерапии, точечного массажа), которые основаны на принципах доказательной медицины. Лицензии магов, знахарей, колдунов, шаманов, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов и ясновидящих Минздрав не выдает. За 17 лет работы Комитет по вопросам народной и нетрадиционной медицины выдал всего 250 спецразрешений, отказав более чем трем тысячам соискателей.

Специалисты нетрадиционной медицины, у которых есть лицензия, могут продолжать рекламировать свои услуги, но должны указывать в рекламном объявлении номер своего Специального разрешения. По новым правилам транслировать телевизионные передачи и сюжеты с участием магов и чародеев можно лишь при наличии пометки «шоу» в одном из углов экрана. Такого послабления добились представители медиалобби.

По словам юриста Виталия Власюка, в случае игнорирования ограничений на размещение рекламы магических услуг и нарушения законов, ответственность несут рекламодатель, производитель и распространитель рекламы. Тех, кто преступит закон впервые, ждет штраф в пятикратном размере от стоимости рекламы. А при повторном размещении запретной рекламы нарушителям придется расстаться с суммой в десять раз превышающей стоимость этой сделки. Контроль законности рекламной деятельности осуществляют Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, Госкомитет по телевидению и радиовещанию, а также уполномоченные органы по защите прав потребителей.

Весомая статья доходов

По данным Евгения Царькова, в Украине насчитывается около 62 тыс. магов, гадалок, ясновидящих, экстрасенсов, хиромантов и ведьм. Только в столице в сфере оккультных услуг работает более десяти тысяч человек. Большинство из них не располагают никакими квалификационными и разрешительными документами.

В лучшем случае они могут предложить клиенту ознакомиться со свидетельством об окончании непризнанных «магических университетов». Обучение в одном из таких заведений в среднем обходится до двух тысяч долларов и окупается достаточно быстро. Ведь обычный сеанс магиотерапии длится 30–40 минут и стоит 150–250 гривен (встречаются и более высокие гонорары). А налоги чародеи предпочитают не платить, и лишь единицы работают как частные предприниматели-единоналожники.

Точную сумму, которую тратят представители мистической сферы услуг на рекламу в СМИ, установить невозможно. Эксперты грубо оценивают подобные расходы в 200 млн гривен в год. Большинство этих средств идет в недорогие и не переборчивые региональные СМИ, давая им возможность сводить концы с концами. По словам директора Ассоциации независимых региональных издателей Украины Оксаны Бровко, в некоторых из таких изданий до 25% поступлений от рекламы обеспечивают маги.

Как рассказал «Эксперту» гендиректор небольшого регионального телеканала, волшебники, экстрасенсы и ясновидящие охотно покупают у него эфирное время, платя по 15–60 гривен за секунду. В структуре рекламного бюджета его компании доля «магических» денег составляет 10–15%. Поэтому даже после введения запрета на рекламу оккультно-мистических услуг канал рассматривает возможность создания очередной программы, в которой можно задействовать магов на платной основе. «Это логично. В эфире останутся те же ясновидящие и чародеи. Только называть себя они будут экспертами», — комментирует намерения коллеги гендиректор телеканала S-TET Лидия Калашник.

Невозможность размещения прямой рекламы магических услуг приведет к различным «креативным» решениям возникшей проблемы. По словам Власюка, чародеи могут, к примеру, зарегистрировать юрлицо с говорящим названием наподобие ООО «Выкатаю сглаз яйцом» или ЧП «Дельфийский оракул» и давать имиджевую рекламу. Но авторов запрета рекламы магических услуг это не смущает. «В таких случаях проверочного телефонного звонка будет достаточно, чтобы наложить штраф», — уверяет Царьков.

Ныне в печатных СМИ не встретишь объявлений магов, зато немало предложений услуг психологов. Позвонив по одному из телефонов, указанных в такой рекламе, «Эксперт» познакомился с потомственной гадалкой Татьяной, специализирующейся на снятии порчи. Она оказалась не в курсе того, что данная ею реклама носит обманный характер, а поэтому, согласно Закону «О рекламе», влечет штраф в размере ста необлагаемых минимумов. То есть 170 гривен. Сумма взыскания Татьяну не впечатлила.

«Люди, которые действительно обладают экстраординарными способностями, в рекламе не нуждаются. Но для мошенников, даже лишенных возможности рекламы на ТВ, радио и печатных носителях, остается большое поле действия — в Интернете и метрополитене, где и увеличится количество магических объявлений», — считает директор агентства Nirvana Media Любовь Конон. «Если сайт не зарегистрирован как СМИ, тогда никаких препятствий для рекламы оккультно-мистических услуг нет», — согласился с ее доводами Евгений Царьков.

Магия on-line

Служители оккультных наук начали активно осваивать виртуальную сферу два-три года тому назад: с тех пор порталы астрологических прогнозов и магических услуг массово становятся платными. Регистрация на сайте начинается с 30 гривен, получить гороскоп или предсказание на любую тему можно за 100–1000 гривен, а индивидуальную консультацию — за 500–1500 гривен. Оплата взимается через sms, системы Web Money и «Яндекс-деньги», а также посредством почтовых переводов

Размер прибыли таких сайтов зависит только от технической подготовки программистов и креатива менеджеров проектов. Масштабы бизнеса впечатляют даже матерых предпринимателей. Так, несколько лет назад один из крупнейших российских инвестиционных холдингов «Финам» за три миллиона долларов приобрел 40-процентную долю в проекте Astrostar.ru. На момент покупки этому сайту, торгующему гороскопами, было чуть более года, но его оборот уже составлял около полутора миллионов долларов, а аудитория превышала три миллиона человек.

Во Всемирной паутине «Эксперт» обнаружил примерно 50 различных порталов, предоставляющих оккультно-мистические услуги в Украине: от онлайн-магазинов,специализирующихся на продаже магических товаров, до личных сайтов волшебников, ясновидящих, астрологов и ведьм, а также порталов школ и курсов, обучающих магическому волшебству.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Данковский

Крибле-крабле-власть

Коллеги-журналисты рассказывали: один из членов нынешнего Кабмина регулярно пользуется услугами астролога, другой всерьез увлекается даосскими техниками, а третий время от времени наведывается на Алтай, дабы посоветоваться с шаманами.

Нет смысла спорить о том, действительно ли эти шаманы что-то могут (например, лечить радикулит, обеспечивать светлое политическое будущее или в реформах помогать) или только голову морочат облеченному властью политику. В конце концов, это вопрос веры, а у нас вроде бы свобода совести. Поговорим лучше о том, почему в начале XXI века не только темные представители низших сословий, но и образованные, неглупые и богатые члены элиты обращаются к чародеям.

Как утверждают всезнающие психологи, одна из доминант человеческого поведения — стремление управлять ситуацией (отсюда проистекает и тяга к власти). А чтоб ею управлять, нужно ее понимать.

Долгое время на роль главных «объясняльщиков» мира претендовали магия и религия. Причем во многих культурах и культах эти понятия не разделяются, четкой границы между богами, духами и прочими потусторонними силами нет, хотя ветхозаветная монотеистическая традиция и велит: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18).

Затем их потеснили наука и техника. Они, кстати, столетиями развивались в удалении друг от друга: ни отец паровой машины Джеймс Уатт, ни изобретатель первого парохода Роберт Фултон университетов не кончали. Но технические чудеса и научные открытия конца XVIII — первой половины XIX века и в самом деле обещали народам «дивный новый мир», где покоренные силы природы позволят человеку жить богато, а потому счастливо. Вспомните оптимистические романы Жюля Верна.

А потом наступило разочарование. Оказалось, не могут ученые ни объяснить, ни тем более предсказать поведение мира во всём его многообразии. Особенно остро это недовольство наукой проявляется во времена кризисов, на сломе эпох, когда ситуация становится особенно непредсказуемой, прошлый опыт не работает, а хоть на что-то опереться надо.

В Российской империи, да и в Европе мощный всплеск интереса к спиритизму, магии и прочему оккультизму наблюдался в конце XIX — начале ХХ века. В СССР население воспылало любовью к экстрасенсам во времена перестройки, и символами эпохи стали Алан Чумак и Анатолий Кашпировский с их телесеансами.

Сейчас прошел новый кризис — значит, возник новый всплеск интереса к чудесам. Те же коллеги-журналисты рассказывают: до кризиса к операторам хрустального шара и знатокам узоров на ладони захаживали обычно депутатские жены да подруги, которых интересовала, как правило, личная жизнь «благоневерных». А теперь зачастили и сами депутаты.

Почему они идут в магический шатер, а не в церковь, если уж так хочется общения с потусторонним миром? Думаю, если чуть упростить, то объяснение следующее. Современная религия требует от человека внутренней работы (не греши, не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе, и так далее), да к тому же не гарантирует благоприятного исхода (молись, но решение примет Бог). А магия приземленная и технологичная: зарежь в новолуние на перекрестке трех дорог черного петуха ножом из бедренной кости девственницы — и получишь нужный результат. Это проще и привычнее для человека, воспитанного в научной парадигме. Кислоту со щелочью смешивать или жабью слизь с пеплом папоротника — разница невелика.

Работает ли это? Доводилось встречать в бизнес-литературе такую шутку. Мол, можно рассчитывать поведение биржевых котировок по сложным моделям, а можно посадить обезьяну, дать ей пучок дротиков для дартса, и пусть бросает в список акций. Предсказательный эффект примерно тот же.

Ведь если человек (особенно начальник) принимает решение на базе рациональных соображений, с ним можно спорить, приводить контрдоводы, находить слабину в логических построениях. А против аргумента «мне так велел мой Аку-Аку» не попрешь. И особенно плохо, когда так — по наитию — управляют большой европейской страной.

Автор: Дарья Кутецкая, журнал ЭКСПЕРТ #7(337)

You may also like...