Чтобы лечить душевнобольного, он должен сначала поджечь дом или напасть на соседа
Заявления от граждан на поведение и действия психически нездоровых людей периодически поступают в милицию. Поступают заявления и от самих психически нездоровых людей. От общего количества заявлений подобные жалобы составляют 2%. В большинстве случаев решить проблему заявителей невозможно: милиции не удастся привлечь к ответственности разбушевавшихся инопланетян. И найти управу на психически нездоровых нарушителей правоохранители не могут.
Уже рассказывали о, мягко говоря, нестандартных заявлениях, с которыми горожане часто обращаются в милицию. Кто-то требует разобраться с назойливыми инопланетянами, другой устраивает перестрелку с вооруженными летучими мышами. Все это смешно до того момента, пока заявители не начинают решать свои надуманные болезненные проблемы собственными силами.
В одном из домов по улице Бородинской живет пенсионерка, которая два года обвиняет соседей в том, что они пытаются ее убить током или газом, даже установили в квартире какой-то таинственный «прибор», с помощью которого издеваются над женщиной. Заявления женщины проверяли милиция и ЖЭК, но нарушений не нашли. Старушка занялась самообороной: когда ей кажется, что соседи включают свой «прибор», она принимается стучать в стену. Днем и ночью. Даже ухитрилась однажды пробить дыру. Возмущенные соседи тоже начали писать в милицию, ЖЭК и больницу, но помощи получить так и не смогли.
– Заявления от граждан на поведение и действия психически нездоровых людей периодически поступают в милицию, – говорит замначальника отдела общественной безопасности горуправления милиции Максим Джихур. – Поступают заявления и от самих психически нездоровых людей. От общего количества заявлений подобные жалобы составляют 2%.
В большинстве случаев решить проблему заявителей невозможно. При всем желании милиции не удастся привлечь к ответственности разбушевавшихся инопланетян. И найти управу на психически нездоровых нарушителей правоохранители не могут.
– По действующему законодательству мы не имеем права изолировать, задерживать или любым другим образом ограничивать права и свободу граждан, страдающих психическими расстройствами, если они не совершают действий, прямо угрожающих жизни и здоровью окружающих людей, самим себе либо чужому имуществу. Если они пока не проявляют агрессии в действии, мы можем только уговаривать, не более, – рассказывает Максим Анатольевич.
По ныне действующему закону определить человека в психиатрическую лечебницу можно только с его личного согласия, по заявлению родственников или опекунов либо по решению суда. А между тем, медики отмечают в Украине быстрый рост психических заболеваний.
– Ситуация с психическим здоровьем населения является серьезной и острой проблемой, которая поднимается в том числе и на уровне Верховной Рады, – говорит профессор-психиатр, заслуженный врач Украины, народный депутат от КПУ Ирина Спирина. – Чтобы изменить ситуацию, необходимо менять законодательную базу. Не желающего лечиться одинокого больного можно госпитализировать только по решению суда. А для этого нужно, чтобы у него были выявлены психоактивные симптомы: агрессивное поведение, патологические высказывания, бред, галлюцинации. Потенциальный пациент сначала должен нанести человеку или себе какое-то увечье или же попытаться уничтожить чужое имущество опасным для окружающих способом – например, пытаться поджечь дом. Без этого решения суда о принудительной госпитализации не будет. А значит, говорить об эффективной защите общества от действий психически больных людей мы сегодня не можем.
Поэтому мирные люди никак не защищены от опасных соседей, и врач им не поможет.
– Даже если вызовут неотложную психиатрическую помощь, то максимум что сможет сделать врач – дать больному успокоительное. И все! – объясняет Спирина.
Тревожные расстройства и невротические депрессии составляют 72,2% от всех случаев, когда больных доставляют в больницу, психозы – 19,2%. В 2012 году впервые шизофрению диагностировали у 3,1% взятых на учет пациентов.
– Имеется стойкая тенденция к росту психических заболеваний у людей пожилого возраста, их в 2012 году (по сравнению с 2011-м) стало на 33,3% больше среди пациентов с впервые поставленным диагнозом. Среди детей и подростков рост составляет 20,4%, – рассказывает Ирина Дмитриевна. – Но хуже всего то, что среди общего количества пациентов психиатрических лечебниц и диспансеров люди активного трудоспособного возраста составляют примерно 64%. Акцентирую внимание, что статистические данные не отражают реальной картины, так как ни один страдающий психическими расстройствами человек сам в больницу не идет, он считает себя вполне нормальным.
Такой рост заболеваемости в первую очередь говорит о том, что сегодня в стране напрочь отсутствует профилактика психических расстройств и невротических состояний.
– В связи с медицинской реформой врачей-психиатров из первичного звена убрали, перевели в звено оказания узкой специализированной помощи. На первичном уровне этих специалистов заменили переученными за несколько месяцев семейными врачами. Такого нет нигде в Европе, в нормальных странах психиатр есть в любой, даже самой маленькой поликлинике или амбулатории, – говорит Ирина Спирина.
Ирина Дмитриевна напрямую связывает рост психических заболеваний с сегодняшней социально-экономической ситуацией в Украине.
– Абсолютное большинство украинцев живет в постоянном стрессе, который вызван тотальной безработицей, бедностью, отсутствием перспектив. Они все время с опаской думают о том, как прокормить детей, как дать им образование, как оплатить коммунальные услуги, одеться и обуться, – говорит народный депутат.
По мнению медиков и правоохранителей, нужно немедленно на законодательном уровне решать проблему с оказанием психиатрической помощи и принудительной госпитализации.
Что же касается ситуации, сложившейся у жителей улицы Бородинской, по словам адвоката, если психически неадекватный человек нанес своим соседям материальный ущерб, им необходимо обратиться в суд.
– В любом случае у пенсионерки есть родственники или опекуны, обязанные ее досматривать и отвечать за ее действия. Также этим занимаются социальные работники определенного органа социальной службы. Если ничего этого нет, суд обяжет провести женщине психиатрическую экспертизу на предмет его адекватности и выплатить хоть какую-то материальную компенсацию, – говорит адвокат Андрей Верба.
Основанием для проведения экспертизы может стать заявление соседей или родственников.
– Человека в принудительном порядке госпитализируют в психиатрическую больницу, где за его поведением наблюдают на протяжении месяца. Если медики диагностируют психическое расстройство и комиссия признает человека недееспособным, суд отправит больного на принудительное лечение. Это очень длительный и сложный механизм, который необходимо корректировать на законодательном уровне, – рассказывает Ирина Спирина.
Автор: Александра Пшеничникова, газета ГОРОЖАНИН
Tweet