Социальное вырождение: В России живёт 50 миллионов гопников
По самоидентификации (данные 2010 года) к гопникам относят сами себя около 30% молодежи в российской провинции. То есть в любом случае речь идет о миллионах человек. Есть еще и большая «периферия» гопничества – студенты, бизнесмены, чиновники, которые усваивают и транслируют мировоззрение, ценности и поведение гопников. Именно трансляция «гопнических» ценностей практически во все слои российского общества и делает субкультуру гопников такой опасной и создает представление о ней практически как о всеобщей.
Такие данные содержатся в Докладе Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, посвященного молодежным субкультурам в современной России и их социализирующему потенциалу. Доклад опубликован отдельной 72-страничной брошюрой в 2014 году. Автор доклада, О.В. Куропаткина (Зеленова), понимает под "субкультурой" в широком смысле "часть культуры, которая по своим ценностям и внешним формам отличается от культуры общественного большинства.
Основные опознавательные признаки субкультуры — это особое мировоззрение, увлечения, внешний вид, отношение к обществу и т. п. «Носителями» субкультуры являются социальные группы".
Всего Куропаткина выделяет 4 вида субкультур:
1) субкультурные группы, функционирующие как общины-общежития;
2) сообщества, участники которых регулярно собираются для совместной деятельности, разделяют общие ценности и довольно жесткие правила;
3) группы, которые объединены общими увлечениями, но не обязательно собираются вместе;
4) сообщества, которые объединяет прежде всего стиль жизни и внешний вид.
Второй вид включает в себя несколько подвидов, одним из которых являются "полукриминальные группы" – к ним-то и относится субкультура "гопников". Вот что написано про российских гопников в этом докладе:
Гопники. Численность — до 50 млн человек, из которых 21–24 млн — подростки 14–18 лет. Субкультура в современном виде оформилась в СССР в конце 1980-х гг., хотя имеет давние традиции (уличная шпана в СССР). Слово «гопник» происходит либо от слова «гоп-стоп» (на воровском жаргоне это означает «грабеж»), либо от аббревиатуры 1920-х гг. ГОП — Городское общежитие пролетариата.
…На голове у гопника располагается его гордость и величие – кепка. Цвета обычно черного, фирмы «Adidas», модели «классической» – так они её называютэту абсолютно безобразную «восьмиклинку». Важный компонент одежды – «олимпийка» (куртка от спортивного костюма). Завершают всё это чудо спортивные штаны (трико), которые являются гордостью и величием гопоты. Довершает общую картину такие мелочи, как абсолютно не нужная гопнику «барсетка», в которой обычно хранится пустота. Но понт – дороже денег!
Сами себя гопники в отдельную группу обычно не выделяют, предпочитая называть себя «пацанами». Группируются вокруг двора и района. В каждом таком объединении есть свой вождь, районный князек, подчиняющийся, в свою очередь, «старейшинам» — вышестоящим криминальным авторитетам.
«Район» гопники агрессивно защищают от «чужих», особенно от неформалов и «черных». Нападают всегда группой. Важность компании единомышленников возведена в культ: любой подвиг хорош, только если его увидели и оценили товарищи. Стиль поведения гопников — наглый, грубый и агрессивный.
Несмотря на то, что гопники — это «реальные пацаны», т.е. чисто мужское братство, в их субкультуру на правах «подруг» входят и девушки, разделяющие ценности гопников, — как правило, из бедных семей и без полного среднего образования. Гопники носят дешевые спортивные костюмы, кеды и кепки — «таблетки» или бейсболки. Прическа — короткая стрижка. Обычно слушают так называемый «русский шансон» или «блатную песню». Внутри субкультуры гопников есть мини-субкультуры — «чавы» и «полугоп».
Они кучкуются у подъездов и ларьков, в подворотнях и возле игровых автоматов. Они похожи друг на друга, как солдаты Империи: их униформа — спортивные штаны, кепка-«утка» на бритой голове и куртка из кожзама — знакома каждому обывателю. Они идут по жизни, оставляя за собой тротуары, усеянные шелухой от семечек, осколками от бутылок, пустыми шприцами и выбитыми зубами.
Чавы — такая же полукриминальная группа мелких хулиганов, ставших хорошо зарабатывающими специалистами. Носят одежду спортивного стиля, но, в отличие от обычных гопников, брендовую и дорогую.
Полугопы — респектабельные представители среднего класса, старающиеся ничем внешне не отличаться от обычных людей, однако сохранившие «гопническую» нагловатую и агрессивную самоуверенность, ограниченность и крайний прагматизм, культ компании «реальных пацанов» (только это не районные князьки, а успешные бизнесмены) и полутюремный жаргон.
Собственно из этого описания "гопников" я ничего нового для себя не узнал, про "чав" и "полугопов", правда, прочел впервые, но что меня, действительно, удивило, так это цифра в 50 миллионов гопников среди россиян. Учитывая, что общая численность жителей России не превышает на сегодняшний день 150 миллионов человек, то количество гопников просто зашкаливает.
А если отнять из общего числа совсем юных детей и дряхлых стариков, то гопником по сути является едва ли не каждый второй россиянин. Может, в этом и кроется секрет суперпопулярности Путина, который также имеет "пацанскую психологию" и любит использовать в своей речи сомнительные шутки и обороты, свойственные субкультуре гопников? Удивительно также и другое – какая же это субкультура, если гопников среди общего числа россиян так много?!
Скорее это уже вторая культура, а может, что и основная, официальная… Чавы и полугопы, ставшие депутатами, министрами и эффективными менеджерами, без всяких сомнений и зазрения совести громят российскую науку и культуру. оптимизируют всю гуманитарную сферу, чтобы выслужиться перед паханом.
В публичных выступлениях они применяют сальные скабрезности вроде "Рашки-говняшки" и т.п. Или все-таки с цифрой в 50 миллионов в этом докладе что-то напутано?
"Хотела бы дать некоторые пояснения в связи с заданным вопросом. Во введении доклада сказано, что практически нет научных данных о численности субкультур; приходится пользоваться очень примерными оценками. 50 млн – не мои данные, а взяты из статьи, на которую поставлена ссылка. В статье приведены очень примерные данные – мне как автору доклада следовало отнестись к ним более критически.
Соглашусь, что цифра 50 млн чрезмерна – проверенных данных нет: ведь к гопникам относятся не только полукриминальные подростки, часть которых на учете, но и многочисленные дворовые компании, и многие взрослые из «депрессивных» районов – а их посчитать можно очень приблизительно. Кроме того, при расчетах к гопникам отнесли всех, кто так или иначе попадал в поле этой субкультуры за длительный период – с 1990-х годов, а не на настоящий момент. Это надо было оговорить специально – приношу извинения за это упущение.
Еще пару слов о численности гопников. По самоидентификации (данные 2010 года) к гопникам относят сами себя около 30% молодежи в российской провинции [Гаврилюк В.В. Гопники как феномен в среде молодежи // СОЦИС, 2010, № 1.]. То есть в любом случае речь идет о миллионах человек. Есть еще и большая «периферия» гопничества – студенты, бизнесмены, чиновники, которые усваивают и транслируют мировоззрение, ценности и поведение гопников. Именно трансляция «гопнических» ценностей практически во все слои российского общества и делает субкультуру гопников такой опасной и создает представление о ней практически как о всеобщей – подробнее можно посмотреть здесь –centero.ru"
Источник: ehorussia.com