Тело раздетого догола мужчины морозным декабрьским утром увидел на обочине дороги водитель-дальнобойщик и вызвал полицию. Погибший был жестоко избит, его лицо превратилось в кровавую маску. Никаких документов и личных вещей потерпевшего оперативники не обнаружили.
— По температуре тела погибшего эксперты установили, что мужчина умер за два часа до того, как его нашли, — продолжает Вячеслав Давыденко. —
Когда мы начали осматривать территорию, то выявили следы борьбы. Потом обнаружили предметы одежды, а на склоне оврага увидели лоточек для еды. Оказалось, что погибший жил с мамой, и она каждый день давала ему с собой в таком контейнере обед.
Довольно быстро мы установили личность пострадавшего. Это 34-летний харьковчанин, известный в городе программист. Он работал в одной из IT-компаний, разрабатывал программы для зарубежных банков. Был профессионалом своего дела, при этом очень закрытым в общении человеком. Практически не имел друзей, не общался с девушками. Получал высокий доход, предпочитал добираться на работу на трамвае, хотя мог позволить себе купить машину. Деньги никуда не тратил.
Через две недели после убийства служба безопасности банка отследила, что с карты погибшего попытались снять деньги. Правоохранители сразу же выехали к банкомату и забрали видео с камер наблюдения, которое стало первой зацепкой. На нем заметны силуэты двух парней. Один из них был одет в приметную курточку. Расследуя убийство, оперативники нашли предпринимателя, который завез такие курточки в город, проверили магазины, где они реализовывались.
— Если рассказывать все, что мы делали за эти полгода, боюсь, не хватит и двух суток, — признается Вячеслав Витальевич— Лично я изучал видео с камер наблюдения около сотни раз. Выискивали любую зацепку. Тогда мы и заметили, что примерно за неделю до убийства, около погибшего стала крутиться невзрачная машина. Грязный ВАЗ-2101 все время следил за айтишником. Провожал его от дома до трамвая, от трамвая до работы. Мы стали выяснять, кому принадлежит машина. Качество видео было очень плохим, номера авто не просматривались. Но один программист помог нам их «вытащить» даже с такой картинки.
И как раз в это время злоумышленники совершили еще один прокол. С места преступления они забрали телефон, дубленку, ноутбук и кожаный портфель жертвы. А через несколько месяцев один из бандитов вставил в телефон убитого сим-карту. На ней оставалось 20 гривен, и он решил перебросить их на свой номер. В этот момент мы его и засекли.
— Что же это за люди, которые не забыли за столько месяцев про 20 гривен на телефонной карте?
— Если вы их встретите на улице, ни за что не догадаетесь, что перед вами жестокий убийцы. Вот их фото. Обычные молодые парни, двоим по 28 лет, третьему 33 года. Харьковчане, все безработные. «Очень нужны были деньги», — сказали. Деньги для жизни. Они не наркоманы, не игроки. Двое даже с высшим образованием. Таким вот образом решили подзаработать. Один из них случайно узнал, где работал погибший и сколько получал. Подговорил друзей, и они решились на преступление. Купили старую «копейку», отследили маршруты жертвы. Вечером 21 декабря затолкали программиста в машину, вывезли в лесополосу и стали пытать, чтобы выведать пин-код банковской карты. Вернее, бить его они начали еще в автомобиле — там все сиденья были пропитаны кровью.
— Погибший назвал им пин-код?
— Как все происходило на самом деле, будет выяснять следствие. Возможно, человека сразу избили так, что он потерял ориентацию. Похитители от этого, скорей всего, озверели, и стали ногами прыгать по голове жертвы. У несчастного на лице не осталось ни одной целой кости. Его карту с деньгами бандиты забрали себе. Но снять с нее деньги — 78 тысяч гривен — не смогли.
— Когда вы задерживали злоумышленников, они были внутренне к этому готовы?
— Нет, для них это стало полной неожиданностью. Прошло уже полгода, похитители хорошо, как им казалось, замели следы. Машину-«копейку» разрезали и частями развезли по разным пунктам сдачи металлолома. Окровавленные сиденья закопали в лесу. От вещей тоже избавились. В момент задержания один из компании собирал сумку, чтобы ехать на море. Мыслями уже был на отдыхе, а оказался в камере.
— Они признались в содеянном?
— Да, и показали все на воспроизведении. Теперь каждый пытается доказать, что это именно он уговорил остальных вернуться к избитому парню и перевезти его ближе к дороге. Дескать, они его не убивали, только побили. Открыто уголовное производство по статье «Умышленное убийство», санкции по которой — от десяти до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. У нас есть обоснованные подозрения, что это не единственное преступление данной группы.
Галина Кожедубова,
«ФАКТЫ» (Харьков)