ИЗ “ПАЛАТОЧНОГО ГОРОДКА” В НАТО

Киев, Украина, 14 декабря 2004 года. Мир все еще знает этот город под его русским именем Киев, но давайте, начиная с сегодняшнего дня и с данной статьи, именовать столицу Украины ее законным именем Киив (Kyiv). Это имя, которое всегда используют украинцы, отражает развивающиеся здесь исторические события. “Завершение нашей революции”, “самые важные дни за тысячу лет”, “наш окончательный разрыв с Москвой” – все это фразы, которые здесь можно слышать неоднократно. Их можно слышать не только от молодых демонстрантов, которые намерены и дальше оставаться в некоторых районах центральной части Киева, пока их кандидат Виктор Ющенко не выиграет назначенное на 26 декабря переголосование президентских выборов, но также и от участвующих в этой ожесточенной борьбе политических лидеров.Почти нет сомнений в том, что Ющенко вскоре станет президентом. Любая попытка правительства объявить победителем его оппонента, премьер-министра Виктора Януковича, привела бы к резкому всплеску демонстраций протеста, национальному параличу и, возможно, гражданской войне. Однако этот катастрофический исход сегодня куда менее вероятен, чем когда-то опасались. Ведущие политические фигуры и даже военнослужащие ежедневно перебегают к Ющенко, а самый сильный сторонник Януковича, российский президенр Владимир Путин, оказался изолированным и униженным. Даже президент Леонид Кучма, который в последние 10 лет правил посредством практически тотальной власти, сидя в своей скромной загородной вилле, за многие километры от своего офиса в центре Киева, который, как он говорит с раздражением, в данное время трудно использовать, косвенно признает неизбежность победы Ющенко. Ничто с такой очевидностью не символизирует то, как быстро утекает власть из рук правительства.

Ющенко нужны молодые, идеалистические демонстранты – палатки которым дала армия, электричество и тепло которым поставляет мэр Киева, дезертировавший из рядов назначившего его на этот пост правительства – для того чтобы помешать еще одним мошенническим выборам. Если нужно, толпа многократно умножится сразу же после голосования и останется на улицах, пока Ющенко не станет президентом.

А что потом? Не является ли это просто борьбой за власть между двумя Викторами? Или же это начало глубокой, всесторонней демократической трансформации? И, что еще более важно, не тот ли это момент, когда Украина, прожив тысячу лет почти исключительно в “российском пространстве”, делает поворот в сторону Запада и стремится вступить в НАТО и затем в Европейский союз (ЕС)?

Не заблуждайтесь: год 2004-й для Путина является “annus horribilis”, годом, в который он в результате антироссийских народных революций “потерял” Грузию и Украину, годом “ЮКОСа” и массовой резни в школе Беслана, годом, в который, оставаясь популярным у себя на родине, он утратил доверие в остальном мире. Его цель на Украине – помочь предпочтительному для Москвы кандидату в президенты – была совершенно рациональной, но его личное поведение является непонятным, вздорным и самоуничижительным. Сейчас он должен найти способ быстренько ретироваться и научиться жить с Ющенко, иначе, если он попытается разжечь сепаратистские настроения в русскоговорящей Восточной Украине или наказать Украину экономически, он рискует разрушить свои отношения со значительной частью Запада.

По иронии судьбы, путинский тяжеловесный подход, столь напоминающий о советской эпохе, скорее всего, будет иметь противоположный задуманному эффект – и ускорит поиски Украиной путей вступления в НАТО и в ЕС. Вот как выразился в этой связи один из ближайших советников Ющенко: “После того, что Путин уже сделал, как может он себе позволить риск остаться болтающимся между Востоком и Западом”?

В силу сложностей интеграции экономических систем и тревоги ЕС по поводу той быстроты, с которой он растет, Украина станет полноправным членом ЕС, вероятно, не ранее, чем через десятилетие. Путин с этим может жить. Но НАТО – дело более серьезное, даже если этот альянс давно уже расстался со своим антисоветским происхождением.

Россия, разумеется, станет возражать, как она возражала против прежних этапов расширения НАТО, особенно против приема в этот альянс Польши. Однако ни одно из опасений и мрачных прогнозов многих знающих комментаторов и умников в Соединенных Штатах не оправдалось после того, как в 1999 году в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика. То же самое произошло и в более недавнем прошлом, когда в эту организацию вступили прибалтийские страны и еще семь центрально-европейских стран. Так почему бы не Украина?

С точки зрения Соединенных Штатов, это имеет смысл. НАТО, по существу, определяет нашу главную зону безопасности в половине земного шара, а угроза безопасности исходит с юга и с востока. Украина, став составной частью величайшего в истории мирного времени военного альянса (она уже держит 1600 своих солдат в Ираке), придаст восточной опоре стран НАТО дополнительный комфорт и стабильность.

Но будут колебания в некоторых столицах, особенно в Берлине. Для этого потребуется сильное спонсорство Вашингтона, при активной помощи Варшавы. И очень важна быстрота. Президенту Бушу-младшему (George W. Bush) придется признать, что он мало что получил от своего 4-летнего романа с Путиным, и что мы не можем себе позволить, чтобы безопасность Украины определялась в Москве.

Ющенко (и его украинско-американская жена) вскоре после того, как он придет во власть, будет добиваться официального приглашения в Вашингтон. Когда он там окажется, ему следует заявить, что Соединенные Штаты станут во главе поисков “дорожной карты”, который формально начнется на встрече министров НАТО в декабре 2005 года и закончится, если все пойдет хорошо, двумя годами позднее.

Все это нужно сделать, чтобы Москва не стала рассматривать еще одно расширение НАТО как “игру с нулевой суммой” для России. Украина должна поискать другие пути для установления конструктивных отношений со своим гигантским соседом; всенаправленная внешняя и экономическая политика – единственный способ достичь этого.

Путь расширения НАТО, казавшийся таким тернистым и таинственным, когда мы на него встали в 1994-1995 гг., сегодня стал хорошо понятным. Он дал существенную отдачу в плане безопасности США и Европы, а также и новых членов НАТО – и он не разрушил отношений с Москвой. Вполне может казаться, что от “палаточного городка” в Киеве до НАТО очень далеко, но благодаря идеалистическим молодым демонстрантам этот поход уже начался. Логика нынешней ситуации превращает когда-то немыслимое в неумолимое.

Ричард Холбрук (Richard Holbrooke), The Washington Post ИноСМИ.Ru

Автор был послом США при Организации Объединенных Наций

You may also like...