Странный отбор кандидатов в Верховный Суд: кого туда выбрали
В истории борьбы с коррупцией добор в Верховный Суд не менее важный, чем конкурс в Высший антикоррупционный. Потому что именно в ВС будут рассматриваться все кассации топ-чиновников, которых станет судить антикоррупционный суд.
В издании Фокус внимательно изучили новых судей.
Сокрытие доходов, политически мотивированные судебные решения и конфликты интересов – вот далеко не полный перечень “грехов”, которые эксперты обнаружили у судей, прошедших конкурс в Высший антикоррупционный суд
Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) назвала фамилии 39 победителей в конкурсе по отбору кандидатур в Высший антикоррупционный суд Украины (ВАСУ). Определены также 78 членов Верховного суда, которые пополнят эту судебную инстанцию, присоединившись к 115 судьям, уже работающих там.
Важно понимать, что в истории борьбы с коррупцией добор в Верховный Суд не менее важный, чем конкурс в Высший антикоррупционный. Потому что именно в ВС будут рассматриваться все кассации топ-чиновников, которых станет судить антикоррупционный суд. И стало быть, окончательное решение в отношении казнокрадов и мздоимцев будет принимать Верховный Суд.
Отбирать наиболее достойных вершителей правосудия ВККС помогали международные эксперты и члены общественного совета добропорядочности (ОСД). В ходе конкурса “международникам” удалось отсеять большинство кандидатов, к которым у них возникли вопросы относительно профессиональной деятельности, родственных связей и имущества. “Это была успешная совместная работа. У нас, членов общественного совета международных экспертов, осталось хорошее впечатление от сотрудничества с членами ВККС”, – заявил бывший судья Верховного суда Англии и Уэльса сэр Энтони Хупер.
Мнение отечественных “общественников” при отборе бралось во внимание гораздо реже: из 44 негативных оценок общественного совета добропорядочности ВККС учла лишь 13. “Комиссия закрыла глаза на многочисленные факты незадекларированного кандидатами имущества, конфликты интересов, а также политически мотивированные решения, которые имелись в их профессиональной деятельности ранее”, – говорят эксперты ОСД.
Гроза коррупционеров
Сначала ВККС объявила 27 имен будущих судей первой инстанции антикоррупционного суда. Среди них 15 служителей Фемиды, девять адвокатов, два ученых и один юрист.
Больше всего баллов – 792 из тысячи возможных – набрала судья Печенежского районного суда Харьковской области Елена Танасевич. Об этом кандидате почти ничего не известно. Работает в суде с 2012 года, рассмотрела 1093 дела, из них ни одного о коррупции. В декларации судьи указано, что ее муж – предприниматель и владеет шестью участками земли в Запорожской области. Во время собеседования с членами ВККС Танасевич сказала, что решила участвовать в конкурсе, чтобы у “ее детей никогда не возникал вопрос о смене страны проживания”.
Среди известных фамилий в списке победителей конкурса – эксперт судебной группы Реанимационного пакета реформ Маркиян Галабала. Он – адвокат, представляющий интересы семей Героев Небесной Сотни в деле о расстрелах на Майдане. Несмотря на то, что изначально у “международников” были вопросы к этому кандидату, он смог на них ответить во время совместного заседания с ВККС.
Присутствует в окончательном списке и фамилия судьи Тернопольского окружного админсуда Инны Белоус. По данным Единого государственного реестра судебных решений, судья Белоус входила в состав коллегии судей, которая 10 декабря 2013 года запретила проводить мирные акции протеста в Тернополе. Позднее это решение было отменено в апелляции. Львовский апелляционный админсуд указал на отсутствие доказательств создания реальной опасности беспорядков и преступлений, что послужило бы основанием для ограничения права на мирные собрания. Факт принятия такого решения Белоус забыла указать в своей декларации добропорядочности. Несмотря на это Высший совет правосудия отказался открывать дисциплинарное дело в отношении нее.
Что же касается второй инстанции Высшего антикоррупционного суда – апелляционной палаты, – то в нее попали 12 человек: шестеро судей, три адвоката и трое ученых.
Первое место в этом рейтинге занял ассистент кафедры публичного права Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича Сергей Бондарь, получив 780 баллов из тысячи. Как раз к нему возникло больше всего вопросов со стороны гражданского общества. Поскольку оказалось, что Бондарь был партийным юристом Блока Петра Порошенко. А это означает, что его вообще не должны были допустить к конкурсу – в законе есть прямой запрет на участие в нем тех, у кого были договорные отношения с политическими партиями. Но на совместном заседании в ВККС он рассказывал, что произошла ошибка – никакого договора не было, а в судах интересы БПП он представлял бесплатно.
К слову, именно Сергея Бондаря называют наиболее вероятным претендентом на пост главы ВАС.
Вторая в рейтинге судья Днепропетровского окружного админсуда Валерия Черная. У “международников” поначалу были вопросы по поводу ее имущества, но кандидату удалось их снять.
Докомплект Верховного суда
В числе победителей в конкурсе в Верховный Суд (ВС) нынешний глава Высшего совета правосудия (ВСП) – Игорь Бенедисюк. Он оказался на девятом месте в рейтинге претендентов в кассационную хозяйственную инстанцию, набрав 752,75 баллов.
Бенедисюк работает в ВСП по квоте президента. Член Общественного совета Роман Маселко предполагает, что кандидат, вероятно, до сих пор имеет российское гражданство, ведь в начале 1990 годов был судьей военного суда в городе Южно-Сахалинск в России. Все запросы общественности по этому поводу Бенедисюк проигнорировал, так и не предоставив документы, подтверждающие факт выхода из российского гражданства и получение украинского. К нему есть и другие вопросы. Например, он, как председатель ВСП, несет ответственность за проверку фактов давления на судей со стороны аппарата президента Виктора Януковича. Но проверка не состоялась – истек срок давности. Почему с проверкой затягивали, до сих пор непонятно.
В эту же палату попала и Татьяна Малашенкова – еще один член ВСП по квоте президента. До этого юрист работала в коммерческих структурах президента Порошенко, в 2014 году была кандидатом в Верховную Раду от БПП.
Максим Титов, судья Оболонского районного суда, стал одним из победителей конкурса на должность судьи Кассационного гражданского суда, входящего в состав Верховного Суда. Он входил в тройку служителей Фемиды, признавшей бывшего президента Виктора Януковича виновным в совершении государственной измены и в пособничестве агрессии в отношении Украине. Но перед этим успел “испортить карму”, отобрав права у “автомайдановцев” за поездку в Межигорье в декабре 2013-го. Более того, Титов не внес эти свои постановления в Единый реестр судебных решений. Интересен он и своими родственными связями. Его отец – Юрий Титов – с 2014 года является членом Высшей квалификационной комиссии судей, а до этого десять лет работал судьей Верховного Суда Украины.
Член Общественного совета добропорядочности Михаил Жернаков называет еще ряд фамилий, вызвавших немало вопросов у активистов. Среди них член Высшего совета правосудия Наталья Волковицкая и судья Высшего хозяйственного суда Сергей Могил.
При участии Волковицкой, напоминает Жернаков, к дисциплинарной ответственности был необоснованно привлечен Виталий Радченко, судья Галицкого районного суда Львова Виталий Радченко. Он разрешил детективам НАБУ проводить обыск у председателя Окружного административного суда Киева Павла Вовка. Имела отношение Волковицкая также к преследованию известной судьи-разоблачителя Ларисы Гольник.
Что же касается Сергея Могила, то он, по словам эксперта, обязан успехом в карьере своему известному дяде – Сергею Кивалову, экс-главе Центризбиркома, признавшему победу Януковича на президентских выборах 2004 года. Кивалов в свое время подал в Верховную Раду кандидатуру племянника и голосовал вместе со всей фракцией Партии регионов за его избрание. Могил и его семья – владельцы жилья премиум-класса. В их собственности квартира площадью 112 кв. м. в новостройке на Печерске, которая оценивается в 3 млн. грн, и еще одна в том же районе площадью 182 кв.м. и стоимостью около 9 млн. грн. Наличными в 2015 году Могил задекларировал 262 500 долларов США.
В Центре противодействия коррупции напоминают, что результаты конкурсов, оглашенные ВККС, еще не окончательные – заблокировать любого кандидата вправе Высший совет правосудия, который в соответствии с законом может отказать в назначении на должность судьи, если такое назначение негативно повлияет на доверие к судебной власти.
Списки прошедших конкурс уже направлен в ВСП. Далее – решение за гарантом Конституции. Оно уже формальное: президентские указы о назначениях должны быть подписаны не позднее 30 дней со дня получения представления. По прогнозам экспертов, это произойдет еще до первого тура президентских выборов.
Автор: Татьяна Катриченко; Фокус
Tweet