Боевик “ЛНР”, осужденный в Беларуси на два года, досрочно вышел на свободу и вероятно, уехал из страны
Гомельчанин Виталий Котлобай – один из двух белорусов, наказанных реальном тюремным сроком за участие в боевых действиях на Донбассе. В декабре 2017 года его приговорили к двум годам колонии общего режима по ч. 1 ст. 361-3 Уголовного кодекса («участие в вооруженном формировании на территории иностранного государства»). В издании Belsat.eu узнали, что в прошлом году экс-боевик вышел на свободу досрочно, хотя свою вину не признал.
В конце 2015 года Виталий Котлобай решил поехать на Донбасс и присоединиться к одному из подразделений в самопровозглашенной “ЛНР” – «казачьему полку ЯрГа». Боевик взял себе позывной «Шопен». Как нам ранее рассказывали сослуживцы Котлобая, он выполнял функцию «штатного программиста», находился в тылу, на передовую вообще не выезжал. Его задачей было создавать агитационные видеоролики, «социальную рекламу против наркотиков», размещать в интернете объявления с призывом вступать в полк.
В объявлениях среди прочего назывался стандартный заработок рядового – 15 тысяч российских рублей. Сослуживец Котлобая в разговоре с нами тогда отмечал, что и сам белорус получал на Донбассе именно такую сумму. Позже на суде боевик утверждал, что «возил гуманитарную помощь» и не имел огнестрельного оружия.
В “ЛНР” Котлобай пробыл до января 2017-го, после чего периодически выезжал в Ростовскую область РФ, а летом захотел вернуться на родину.
«Через пару месяцев его взяли. Родители сразу связались с нами, просили помочь. Мы начали писать обращения в белорусские правоохранительные органы, но тщетно. Обвинитель первоначально потребовал для него от 5 до 8 лет, в результате дали 2», – рассказали тогда в «казачьем полку ЯрГа».
Котлобай – довольно активный пользователь соцсети «ВКонтакте», часто репостит записи из разных групп. Его посты помогают понять хронологию событий. Первое фото, сделанное в Гомеле по возвращении из Донбасса, появилось на странице Котлобая в июне 2017-го, а последняя публикация перед арестом – в конце августа. Позже страница больше не восстанавливалась. Вероятно, силовики задержали его в сентябре того же года. Суд состоялся в декабре – значит, следственные действия продолжались примерно три месяца.
Еще один белорус-боевик, Виталий Митрофанов из Речицы, задержанный в июле 2017-го по той же статье 361-3, рассказал нам, что встречал Котлобая в СИЗО, а их уголовные дела вел один следователь. Самому Митрофанова дали два года «химии».
«Администрация относилась нормально»
Публикации на странице Котлобая «ВКонтакте» (сейчас подписан «Виталий Белицкий») возобновились в конце сентября 2018 года. Мы связались с ним и получили подтверждение, что он на свободе. Таким образом, вместо двух лет от начала следствия боевик провел за решеткой всего год. При этом, когда ранее родственники Виталия подали апелляцию, Верховный суд оставил приговор без изменений.
«Апелляции не помогли», – коротко объяснил нам Котлобай. Он отказался давать развернутое интервью. Отметил лишь, что администрация колонии к нему «нормально относилась». По словам боевика, своей вины он не признал.
Через некоторое время Котлобай все же согласился пообщаться, но в последний момент перед интервью перестал выходить на связь. Тогда мы отыскали в электронном справочнике в сети мобильный номер Velcom, зарегистрированный на Виталия Котлобая. Трубку взял мужчина, назвавшийся его сослуживцем.
— Считайте, что я друг, сослуживец.
— По срочной службе в белорусской армии?
— Не важно, где мы служили, важно, что вместе.
— Где сейчас находится Виталий?
— Ну, страна у нас большая: есть Россия, Украина, Прибалтика…
— Он вернулся на Донбасс?
— Ну зачем сразу так радикально ?!
— Но территорию Беларуси он оставил?
— (долго молчит) Я не могу ответить на этот вопрос. Набирайте не раньше, чем через неделю.
Согласно статье Уголовного кодекса, условно-досрочное освобождение из мест заключения возможно «только при образцовом поведении, свидетельствующем об исправлении». Оно может быть применено к осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления при условии отбытия не менее половины срока, назначенного судом. Часть 1 статьи 361-3 (по которой был осужден Котлобай) относится к менее тяжким – максимальная санкция предусматривает до пяти лет тюрьмы. Также досрочно могут выйти на свободу инвалиды, пожилые люди, женщины и одинокие мужчины с маленькими детьми. Скорее всего, Котлобая выпустили из-за «примерного поведения».
После досрочного освобождения, правоохранители обычно устанавливают за осужденным профилактический надзор. То есть, человек должен соблюдать комендантский час, не может сменить место жительства или покинуть город больше, чем на месяц по личным делам, не предупредив правоохранителей. Где сейчас находится экс-боевик и насколько он уехал – belsat.eu пока выяснить не удалось.
***
В апреле 2016 года белорусские власти дополнили Уголовный кодекс статьей 361-3, которая предусматривает ответственность за участие в вооруженном формировании на территории иностранного государства без признаков наемничество, то есть – без доказанных фактов получения денег. Максимальное наказание по нему – до 10 лет лишения свободы при условии, что обвиняемый занимался вербовкой или материальным обеспечением таких формирований.
Всего с начала конфликта на Донбассе по статье 361-3 в Беларуси осудили четырех боевиков ЛДНР. Причем произошло это в короткий промежуток времени – в течение восьми месяцев. В сентябре 2017-го Витебский областной суд на закрытом заседании приговорил Алексея Ершова из Постав к 2 годам домашней химии, но вскоре после приговора Ершов покинул Беларусь и вернулся на Донбасс в вооруженное формирование.
В ноябре Гомельский областной суд назначил жителю Речицы Виталию Митрофанову 2 года химии. Первый реальный срок получил Виталий Котлобай в декабре – 2 года колонии. А в мае 2018-го к 2 годам колонии общего режима был приговорен Иван Яровой с Могилевщины. Примечательно, что впервые силовики задержали Ярового еще в 2015 года, но отпустили, после чего тот много раз ездил на Донбасс и возвращался домой.
Кроме того, наказание сейчас отбывает боевик батальона «Спарта» Дмитрий Макаревич из Логойска, но оно не связано с участием в войне. Макаревича посадили на полтора года за «хулиганство» – по возвращении из Донбасса он попал в пьяную драку.
Автор: Екатерина Андреева; belsat.eu
Tweet