Бундестаг решился: «троянец» на пороге!
Бундестаг утвердил «Закон о защите от опасности мирового терроризма с помощью Федерального уголовного розыска» (BKA-Gesetz), который в ближайшем будущем даст неслыханные ранее права германской полиции.
375 депутатов проголосовали «за», 168 – «против», шестеро воздержались – таким стал итог более чем двухлетней дискуссии о законности нового закона. Партнеры по коалиции пришли к единению, и теперь, после внесения требуемых СДПГ поправок, документ призван стать отправным пунктом для превращения ВКА в правоохранительный инструмент с гигантскими полномочиями.
Главных новшеств – ровным счетом четыре. Сотрудники ВКА получают возможность прослушивать телефонные переговоры подозреваемых в склонности к терроризму и других тяжких преступлениях, вести видеонаблюдение в квартирах (через скрытые камеры), проводить обыски компьютеров (путем засылки вирусов – «троянских коней»), а также внедрять агентов в предполагаемые террористические ячейки. Первые три пункта ранее практиковались только на земельном уровне и обязательно – с санкции суда; теперь уголовный розыск может действовать «без границ», а судебное постановление – быть подписанным задним числом. Что касается «засланных казачков» – до сих пор такой формой расследования пользовались лишь спецслужбы, но не полиция.
Спор об «особых полномочиях» ВКА продолжался с момента презентации Министерством внутренних дел проекта закона в 2006 году. Особое опасение внушала система проникновения в домашние и офисные компьютеры, «виртуальные обыски» помещений, где потенциальные преступники не живут, а лишь иногда бывают, и система сортировки и хранения данных – во всех этих случаях, твердили «младшие» партнеры по коалиции, существует риск вторжения в интимную сферу ни в чем не виновных, законопослушных граждан. По настоянию СДПГ, в окончательный текст закона внесены следующие поправки: помимо двух экспертов угро, анализировать полученную информацию и «отделять частную от относящейся к расследованию» будет еще «специалист по защите данных» (впрочем, тоже сотрудник полиции); прослушивание можно будет установить лишь на 3 месяца (по дополнительному запросу судьи – до полугода); вся система записи информации ограничивается сроком действия до 2020 года, после чего вновь должна будет пройти тщательный контроль на всех властных уровнях.
По мнению Вольфганга Шойбле (Wolfgang Schaeuble), главы МВД и отца-основателя современной системы слежения, «хороший закон в результате компромисса стал еще лучше» и «гарантирует эффективную борьбу с терроризмом на территории Германии и за ее пределами». Критика этой самой «гарантии» не заставила себя долго ждать. «Основой для немецкого ФБР» назвала закон глава парламентской фракции «зеленых» Ренате Кюнаст (Renate Knast), «оплотом идеологии Штази» – партийный эксперт этой партии по внутренней политике Вольфганг Виланд (Wolfgang Wieland), «лицензией на произвол» – его коллега от Левых Улла Йельпке (Ulla Jelpke).
«В юридическом смысле это абсолютно неправовое решение», – заявила вице-шеф фракции СвДП Сабине Лейтхойсер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger). Ее поддержали ведущие представители Германского союза судей, Федеральной врачебной палаты, Адвокатской гильдии и – выражая свой протест особенно громко – журналисты. «Нас будут просвечивать с двух сторон, – опасается спикер Германского союза издателей Манфред Протце (Manfred Protze). – Это нарушает принцип защиты информации и противоречит идее свободы слова!» (Согласно тексту закона, журналисты обязаны впредь предоставлять правоохранительным органам данные своих расследований, включая имена тайных осведомителей, а в случае отказа могут попасть под штрафные санкции, вплоть до ареста.)
Уже в день принятия закона Бундестагом «зеленые» и СвДП оповестили электорат о намерении обратиться в Конституционный суд с иском, объявляющим документ противоречащим Основному закону ФРГ. «Мы, может быть, и не сумеем разбить весь закон в пух и прах, но попробуем доказать неправомочность его отдельных параграфов, – подчеркивает Вольфганг Виланд. – Кто-то же должен донести до Федерального правительства мысль о неприкосновенности личной сферы граждан».
Неожиданно о своем намерении блокировать BKA-Gesetz в Бундесрате заявили социал-демократы Саксонии – а закон такого уровня после принятия Бундестагом должен быть одобрен и Бундесратом. Если эта федеральная земля, управляемая большой коалицией, проголосует «против», в верхней палате парламента не наберется необходимого большинства голосов. Субъекты федерации, в кабинеты которых входят либералы, «зеленые» и Левые, – Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург, Бремен и Берлин, – при голосовании предполагают воздержаться. Земельные политики от СДПГ требуют направить документ на доработку в парламентскую согласительную комиссию. При этом федеральная верхушка правящей партии заявляет о полной поддержке коалиционного проекта, даже если, по словам генсека Хубертуса Хайля (Hubertus Heil), «в отдельных местах имеет место недовольство». Вольфганг Шойбле к возможным трудностям относится спокойно, как сам он говорит, «расслабленно»: «Самый современный в Европе закон пункт за пунктом был выверен на предмет соответствия Конституции. Мнимые борцы за свободу и демократию напрасно пытаются вбить в голову обывателя мысль о новой Штази или о новом гестапо. И свобода, и демократия предполагают в первую очередь безопасность. Безопасную жизнь свободных людей». Так что даже если «Закон о защите от опасности мирового терроризма с помощью Федерального уголовного розыска» не будет утвержден Бундесратом 28 ноября, вопрос о его вступлении в силу останется лишь вопросом времени.
Елена Ободовская, Русская Германия
Tweet