Собаки спасут имидж Украины! Спецподразделение К-9 в Ап-позиции
Украинское кинологическое подразделение в составе миротворческого контингента в Косово почти 10 лет отработало без замечаний со стороны ООН (там постоянно находилось 25 «лохматых милиционеров»). И сразу получило приглашение от ОБСЕ продолжить сотрудничество, после того, как наших стражей порядка оттуда вывели в конце минувшего года.
Но что будет с техническими средствами (35 единиц транспорта, из них 4 БТР и иное имущество), поставленными в свое время Украиной для обеспечения деятельности своего миротворческого корпуса? Ведь проблему заостряет ряд неурядиц финансового и организационного характера (денег на переправку сего имущества к украинским границам нет даже у ООН)? Другой, и главный вопрос: не потеряет ли страна заработанного в Косово авторитета, возможностей для развития отечественной служебной кинологии, ведь известно, что лучший учитель в этом смысле – это «боевая практика» с ее напряжением и экстремальными условиями?
Контингент, ограниченный языковым барьером
В действительности в Косово миротворческий полицейский контингент нужен, в частности и кинологическое подразделение. Но существует несколько ключевых моментов, влияющих на развитие такой практики. Сейчас эта миссия переходит под управление организации безопасности и сотрудничества в Европе. Следовательно, Украина, если в дальнейшем желает иметь в Косово это подразделение, должна содержать его полностью за собственные средства. Что кардинально разнится от недавней ситуации, когда тот же кинологический отряд К-9 находился, если можно так сказать, на полном пансионе ООН. Например, зарплата стража порядка, работающего с собакой, по тамошним стандартам не должна быть ниже 100 евро в сутки. А еще нужно обеспечивать питание, лечение, проживание как людей, так и их четырелапых помощников. Для Украины, тем более при нынешней сложной экономической ситуации, такое задание пока неподъемно. То есть, наше государство не отказывается участвовать в миротворческих операциях, но бюджетная смета таких мероприятий достаточно скудна – вся надежда на международное сообщество, которое не только оценит профессионализм украинских вояк, стражей порядка или иных специалистов и пригласит их к соучастию в каком-то проекте урегулирования кризисных ситуаций, но еще и возьмет на себя чуть ли не весь груз обеспечения их полноценной деятельности вплоть до мельчайших деталей.
«За полгода только на корм для собак мы платили 10 тысяч евро, – говорит начальник кафедры административного права и организации административной деятельности Академии управления МВД полковник Владимир Заросило, который в свое время был командиром кинологического подразделения украинской милиции, отправленного к Косово для установления там мира и правопорядка. – То есть, Украина собачью пищу приобретала за свои средства, а ООН потраченное сразу компенсировала. В Косово с недавних пор, не без помощи украинских коллег, начал действовать собственный полицейский кинологический отряд. Я с ними начинал сотрудничество еще в 2005-ом с совместных патрулирований в районе аэропорта Приштины. Впрочем основную подготовку эти люди проходили в Великобритании – и это досадно, потому что Украина могла бы организовать такой тренинг и учебу на своей территории, причем милицейское ведомство и государство могли заработать не только «свежую копейку», но и достаточно большой имиджевый бонус на будущее.
Вы удивитесь, но среди факторов, которые мешают сегодня укоренению кинологического межгосударственного сотрудничества, является языковой барьер! Вот в свою каденцию руководителем К-9 я пытался вовлечь подчиненных в серьезные занятия английским, но часто слышал от них такое: «А копать вам ничего не надо? Мы лучше возьмемся за лопаты, чем за учебники!». То есть, большинство наших высококлассных кинологов-практиков, которых реально приглашали на работу как консультантов (например, такое предложение было от Швеции – страны, принимающей участие в миротворческих операциях с 1964 года), не просто в совершенстве не знают другие языки, но и просто не желают этого делать! Это при том, что мы хотим евроинтеграции, что Евро-2012, так сказать, уже «на носу». По-видимому, это что-то сугубо ментальное.».
Украинские «тузики» откармливаются в «горячих точках»
«Опыт – это такая уникальная вещь, которая дает право не только гордиться им, но и прилично зарабатывать, – продолжает Владимир Алексеевич. – Если бы в любой иной стране ЕС были специалисты по полицейской кинологии с таким же уровнем энтузиазма, добросовестности, преданности своему делу, опытом работы, как украинские, то там доныне уже создали бы международный центр подготовки (неужели не с нашим счастьем? – Авт.). Например, в Косово проходили соревнования между местными кинологами с британской школой подготовки, американскими, французскими, немецкими коллегами и украинскими милиционерами. Конечно, побеждали мы – причем со значительным опережением ближайших конкурентов. Интересно, что из Украины в Косово немало служебных собак приезжали не только закалить «обоняние», но и просто… откормиться. Ведь еще не так много у нас есть милицейских подразделений, которые в состоянии качественно обеспечить полный комплекс подготовки, присущий кинологической отрасли развитых стран».
Относительно же нашего опыта – он неоценим, его действительно надо изучить, чтобы не потерять, собрать все и систематизировать, чтобы в дальнейшем соответствующие специалисты МВД могли им воспользоваться. Да и с выводом К-9 из Косово у украинских «тузиков» с милицейской пропиской никоим образом не исчезли шансы в который раз продемонстрировать свои незаурядные служебные кондиции. Как ни досадно, а на планете – горячо, и миротворческих миссий, в частности, с сугубо полицейскими задачами, еще немало. Украине надо проводить активную политику в этом направлении. Это могла бы быть работа в Африканском континенте, Гаити, но украинский геополитический интерес не так часто достигает настолько далеких краев.
Геннадий Карпюк, специально для «УК»