Швейцария – больше не сейф Европы
Время оффшоров и банковской тайны закончилось. Швейцарские банки срочно меняют специализацию, а тысячи вкладчиков выбирают, как спасти свои деньги – задекларировать или перепрятать. Но для Украины эта страна по-прежнему остается налоговой гаванью
Если бы в немецкой таможне существовало социалистическое соревнование, то подразделения, расположенные на границе со Швейцарией, выбились бы в ударники коммунистического труда. Еще бы – в 2008 году они изъяли здесь 21,4 млн. незаконно ввозимых в Германию евро. Это в четыре раза превышает показатели предыдущего года, и тенденция имеет перспективы роста. Причем основная масса контрабандистов – клиенты швейцарских банков, пытающиеся спасти свои деньги.
Спасаться бегством из государства, которое раньше считалось самым безопасным хранилищем для денег любого происхождения – чистых и не очень, вкладчиков заставила «охота на ведьм», начатая ведущими странами мира против оффшоров. А именно – риск того, что теперь сложно будет скрыть капитал от налоговых органов под прикрытием знаменитой швейцарской банковской тайны. Точку же в ее многовековой истории поставил прецедент с инвестиционным банком UBS. Точнее, недавнее соглашение между Берном, Вашингтоном и топ-менеджментом банка.
Чья правда
Спор Вашингтона с UBS разгорелся еще в прошлом году. 19 июня 2008 года бывший банкир UBS Брэдли Беркенфелд признался суду во Флориде, что сотрудники банка помогали состоятельным клиентам из США скрывать активы от налоговиков, регистрируя на Британских Виргинских островах, в Гонконге и Панаме фиктивные структуры, которым приписывалось владение незадекларированными средствами.
В качестве компенсации руководство UBS согласилось выплатить США $780 млн. В июле того же года американские власти обратились с просьбой к Берну предоставить данные по 255 американским клиентам банка UBS, уличенным в неуплате налогов. Но к указанному сроку (концу декабря 2008 года) информации из Швейцарии не поступило. 16 февраля американские власти направили правительству Швейцарии ультиматум с требованием выдать им данные на протяжении трех дней.
UBS отказался. Но после угрозы Вашингтона запретить деятельность UBS на территории страны FINMA (швейцарский департамент по контролю над банковской деятельностью) заставил банк выполнить требование США. Так 19 февраля 2009 года Швейцария впервые нарушила банковскую тайну.
Вскоре после этого Вашингтон потребовал намного больше – данные о 52 тыс. своих граждан, хранящих деньги на счетах UBS. И тогда банк взбунтовался, ведь это фактически было посягательством на традиционный принцип швейцарского банкинга – конфиденциальность. Дискуссия по этому поводу длилась пять месяцев, причем финучреждение представляла официальная делегация страны, показывая этим, что речь зашла об интересах уже не бизнес-структуры, а всей нации.
По словам Джеймса Нэйсона, главы департамента международных коммуникаций Швейцарской ассоциации банкиров, UBS находился в чрезвычайно трудном положении из-за коллизии законодательства двух суверенных государств. С одной стороны, если бы UBS не отвечал нормам John Doe Summons в США, ему пришлось бы столкнуться с серьезными санкциями Вашингтона. С другой стороны, если бы этот банк просто выдал имена своих клиентов, как того требовали американские власти, он нарушил бы швейцарское законодательство.
Выходом из ситуации стало соглашение, подписанное 19 августа. Оно позволило решить проблему в рамках существующего договора об избежании двойного налогообложения между Швейцарией и США и в соответствии с швейцарскими законами. Теперь UBS будет определять счета, которые клиенты из США явно используют для мошенничества с налогами и выдавать информацию по ним Швейцарской федеральной налоговой администрации (SFTA).
Американское налоговое управление (Internal Revenue Service – IRS), в свою очередь, должно направлять в SFTA запрос об определенных счетах граждан США – клиентов UBS. SFTA будет изучать каждый случай в отдельности и, если он будет квалифицироваться как мошенничество с налогами, передавать данные властям США. В целом будут изучены данные о 4450 американских клиентах банка, подозреваемых в сокрытии активов на его счетах. Взамен власти США отзовут иск против UBS, который был направлен в суд после отказа банка выдать информацию о счетах 52 тыс. своих клиентов. При этом выплат по штрафам от швейцарского банка не потребуется.
Впрочем, Вашингтону нет необходимости формально штрафовать UBS. Его банковская репутация настолько испорчена, что вкладчики устроили просто массовое бегство. Началось оно в середине прошлого года и с тех пор не прекращается. С июля 2008 года из Wealth Management & Swiss Bank – департамента UBS, занимающегося управлением состояниями клиентов из Швейцарии и Европы, было изъято на 136,3 млрд. швейцарских франков ($127,5 млрд.) больше, чем положено на банковский счет. Примечательно, что в это же время американские клиенты выводили средства из департамента Wealth Management Americas, но в итоге приток средств оказался больше, чем отток – на 2 млрд. швейцарских франков ($1,9 млрд.).
Трудный выбор
Поделиться информацией о клиентах теперь придется не только UBS. Сорвать покров банковской тайны и оказаться под угрозой оттока клиентских денег придется и другим финансовым учреждениям. В рамках проводимой сейчас в США налоговой амнистии, которую власти обещают продлить и после дедлайна 23 сентября, многие богатые американцы раскрыли местонахождение своих счетов.
Теперь под пристальное внимание Вашингтона попадет около десятка швейцарских и европейских банков, среди которых, по данным The Wall Street Journal, – Credit Suisse, Julius Baer, Zuercher Kantonalbank и Union Bancaire Privee. Не все из них обвиняются в нарушении международных норм или в содействии гражданам США в уклонении от уплаты налогов, но общения с американскими налоговиками им не избежать.
В таких условиях швейцарским банкам, прославленным своим wealth management, остается лишь одно – переориентация. Прежде всего некоторые швейцарские банки решили покинуть американские рынки, закрыв инвестиционные счета американских граждан. Вдобавок часть из 300 швейцарских банков уже переключили внимание на emerging markets, в особенности на Россию, Азию и Ближний Восток. К примеру, такие учреждения, как Julius Baer Holding AG, Lombard Odier & Cie. и Bank Sarasin & Cie., в течение последних двух лет открыли представительства в крупных финансовых центрах от Москвы до Сингапура и Мумбаи.
Что касается зарубежных банков, работающих в Швейцарии (140 только в одной Женеве), то они предпочитают закрывать представительства и уходить. Как, к примеру, немецкий банк Commerzbank, который продал швейцарскому банку Vontobel Holding AG свое подразделение в Швейцарии, специализирующееся на wealth management.
Куда деть деньги
Наряду с банками в неоднозначной ситуации оказались и вкладчики. Сейчас для них выбор сводится к нескольким опциям – задекларировать деньги и вернуть их на родину, перепрятать в другой банк или в другой стране, либо оставить все как есть. Некоторые швейцарские банкиры сегодня рекомендуют первый, наиболее безопасный вариант – добровольно принять участие в программах раскрытия информации о банковских счетах.
Другие банковские работники отговаривают клиентов от «самодоноса», пугая их тем, что они могут потерять 50% денег. Хотя на самом деле речь идет о 10-15%, в крайнем случае – 30%. Например, в США от «добровольцев» требуется уплатить только налоги, проценты и штраф в виде 20% от самой большой суммы на балансе за последние шесть лет.
В то же время часть бывших клиентов UBS, которые ценят Швейцарию не в качестве налоговой гавани, а как политически стабильную страну с высоким качеством управления банками, просто поменяли месторасположение своих денег, не выводя их из страны. Это подтверждает и тот факт, что в то время как в крупнейшем швейцарском банке UBS наблюдается отток средств со счетов богачей, в следующих по размеру четырех банках, в том числе и в Credit Suisse, суммы на счетах для wealth management выросли на 31 млрд. швейцарских франков ($29 млрд.).
Однако желающим подстраховаться специалисты советуют «переезжать» в более безопасные финансовые центры. «Данных относительно раскрытия информации владельцев счетов – резидентов иных, нежели США и Великобритания стран, – нет. Следовательно, и риски являются на сегодня для них минимальными.
Однако тем лицам, которые страхуются во всем и собираются открывать счета в швейцарских банках, мы советуем открыть счет в иной юрисдикции, – говорит Александр Рудаков, юрист международной юридической компании Integrites. – Тем лицам, которые страхуются во всем и которые уже имеют счета в швейцарских банках (особенно UBS), а также резидентам США и Великобритании мы советовали бы перевести счета в иные, безопасные юрисдикции». К наиболее безопасным сейчас относятся Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур и Чили.
Продолжение следует
Между тем волна «экспедиций» в поисках недобросовестных вкладчиков грозит охватить все большее количество финучреждений. Ведь по данным Boston Consulting Group и Швейцарской ассоциации банкиров, Швейцария является пристанищем для почти $2 тлрн., принадлежащих иностранным вкладчикам, или 27% мировых оффшорных депозитов. А значит, швейцарские банки ощущают давление не только со стороны США, но и со стороны властей Германии, граждане которой держат на швейцарских счетах около $175 млрд., Франции и других государств.
При этом Швейцария является фактически последним бастионом, который до конца защищал банковскую тайну – остальные финансовые центры, обвиняемые в оффшорной деятельности, уже давно сдались и приняли стандарты ОЭСР либо находятся в процессе переговоров по заключению двухсторонних соглашений. Достаточно вспомнить соглашение Лихтенштейна с Великобританией об обмене информацией о банковских счетах, которое было принято за несколько дней до подписания документа Швейцарией и США (см. «Инвестгазету» №32, «Открытие Лихтенштейна»).
Теперь же к Лихтенштейну, Люксембургу и Австрии, которые отказались от преимуществ оффшорной практики, присоединится и Швейцария. Долгие и запутанные поиски законодательного компромисса в случае с UBS наряду с давлением крупных развитых стран подстегнули Берн перейти на международные стандарты банковского дела. Хотя отказываться от банковской тайны разбогатевшая на ней страна не хочет.
Поэтому для Швейцарии основополагающими в скором будущем станут договоры об устранении двойного налогообложения. Швейцария уже подписала подобные соглашения с более чем 70 странами. Кроме того, в марте швейцарцы объявили, что присоединяются к Model Tax Convention в рамках ОЭСР и впредь будут предоставлять административное содействие во всех делах, касающихся налогообложения, в том числе уклонения от уплаты налогов (а не только в случаях уголовно наказуемого мошенничества с налогами, как было ранее). Сейчас страна также пересматривает свои договоры об избежании двойного налогообложения на предмет соответствия стандартам ОЭСР.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, давление со стороны стран G20, стремящихся пополнить бюджеты, вернув припрятанный капитал на родину, не ослабевает. Так, в конце июля Франция и Британия угрожали ввести санкции в отношении государств, которые не подпишут до марта 2010 года договоры об устранении двойного налогообложения как минимум с 12 странами. В Германии принята политика препятствования открытию счетов в Швейцарии без раскрытия информации немецкому правительству. А США намерены проводить такой «разбор полетов», как со Швейцарией, и с другими государствами.
«Мы будем работать с другими правительствами, у которых можно получить необходимую нам информацию. Богатые американцы, которые спрятали свои деньги в оффшорах, окажутся в тисках», – заявил Дуглас Шульман, комиссар IRS, после подписания соглашения между Вашингтоном и Берном.
Да и в самой ОЭСР обещают внимательно следить за тем, чтобы финансовые центры не вернулись к оффшорной деятельности в прежнем или модифицированном виде. «Международное сообщество будет следить и принимать меры, чтобы отбить к этому охоту, – объяснили «Инвестгазете» в ОЭСР. – Например, если к оффшорной деятельности потянется развивающаяся страна, ей можно будет сократить помощь на цели развития (development aid).
Если же это будет развитое государство, то возможных «разубеждающих» способов несколько. К примеру, можно запретить компаниям своей страны проводить взаимозачет налоговых обязательств относительно каких-либо расходов, которые компания несла при ведении бизнеса в стране-оффшоре. Это вызовет проблемы для двухстороннего бизнеса и будет очень убедительной причиной для такой страны не практиковать оффшорную деятельность».
Украина – Швейцария – Украина
Дискредитация швейцарского принципа банковской тайны затронула и Украину, чьи миллионеры также облюбовали финучреждения этого государства. Впрочем, они относятся как раз к разряду тех вкладчиков, которые скорее поменяют банк, чем страну хранения денег, стараясь не столько оптимизировать налого-обложение (что, правда, также нелишне, поскольку в Украине одна из самых высоких налоговых нагрузок в Европе), сколько спрятать их подальше от политических дрязг. Другое дело, украинские налоговики: для них, как и для их американских коллег, созданный прецедент открывает большие перспективы. «Механизм открытия информации о клиентах швейцарских банков благоприятно повлияет на недопущение непродуктивного оттока капитала, – заявили «Инвестгазете» в Государственной налоговой администрации
Украины, – и даст возможность эффективно принимать меры по разрушению схем минимизации (налогообложения. – Ред.). А это, в свою очередь, позитивно повлияет на наполнение бюджета». Это очень на руку и нынешнему правительству, уже который год обещающему увеличить доходы бюджета через сокращение теневой экономики, в том числе через борьбу с отмыванием денег и уклонением от налогов.
Правда, все это теория. На практике такие возможности у нашей страны были и раньше, но ими, видимо, забывали пользоваться. На данный момент Украиной подписаны соглашения об обмене налоговой информацией с 63 государствами. В том числе и со Швейцарией. Подписанная с ней Конвенция об избежании двойного налогообложения относительно налогов на доходы и на капитал вступила в силу еще в конце 1995 года.
Сейчас же, как рассказали в ГНАУ, Министерство финансов и налоговая администрация работают над углублением сотрудничества налоговых органов Украины и Швейцарии путем оптимизации методов обмена налоговой информацией и усовершенствования соответствующей нормативной базы с учетом последних мировых тенденций и рекомендаций ОЭСР.
Если украинские налоговики окажутся такими же любознательными и последовательными в своей настойчивости, как их американские коллеги, то, возможно, через год-другой Украина заставит нескольких миллиардеров вернуть деньги на родину и обеспечить бездефицитный бюджет стране. Потому что без активности национальных налоговых органов все успехи, достигнутые на фронте борьбы с банковской тайной, ничего не стоят.
Но с учетом инертности украинских госорганов, логично предположить, что в ближайший десяток лет Швейцария останется такой же надежной налоговой гаванью для состоятельных людей Украины, как и многие годы до сих пор.
$2 трлн., принадлежащих иностранным вкладчикам, находятся в Швейцарии. Это 27% мировых оффшорных депозитов
ЕЛЕНА СНЕЖКО, Инвестгазета
Tweet