Криминальный портрет Петербурга и ТОП-10 уркаганских городов России

Каждый район Петербурга по-своему уникален, в том числе и в криминальном плане. Это обусловлено многими факторами: местом расположения, инфраструктурой, традициями, ментальностью населения, миграционными потоками, особенностями работы территориальных подразделений милиции. Несмотря на общую стабилизацию криминогенной ситуации в Петербурге в последние годы, эти факторы не утратили своей актуальности и продолжают оказывать значительное влияние на формирование преступного облика северной столицы. 

Пальму криминального первенства уже не одно десятилетие уверенно держат два центральных района города – Петроградский и Адмиралтейский. Им в затылок дышит бывшая рабочая окраина имперской столицы России – Невский район. В пятерку лидеров также входят Кронштадт и Петродворцовый район. Коэффициент преступности в этих двух городских пригородах более чем в 2 раза выше аналогичного показателя, например, в таких районах города, как Фрунзенский или Курортный. Чем обусловлен этот вал преступности?

Каждый район Петербурга по-своему уникален, в том числе и в криминальном плане.
Каждый район Петербурга по-своему уникален, в том числе и в криминальном плане. 

С Адмиралтейском и Петроградском все более-менее понятно: центр города, масса приезжих (в том числе и из других районов), полно криминальных соблазнов, по ночам пышным цветом расцветает уличная преступность. И хотя преступникам в этих районах противостоят самые многочисленные милицейские подразделения, а на многих зданиях установлены камеры видеонаблюдения, волну криминала сбить, увы, не удается. Слабым утешением для жертв является то, что именно в этих районах города по статистике одна из самых высоких в городе раскрываемость преступлений, особенно тяжких.

Активность же криминалитета в Невском районе во многом обусловлена ментальностью и традициями населения: в районе довольно много так называемых злачных мест – «пьяных точек», темных скверов и дворов, заброшенных промышленных объектов. Особенно опасно терять бдительность вблизи станций метро, например «Ломоносовской» или «Елизаровской». (Впрочем, станции метрополитена – особенно пересадочные и конечные – являются источником опасности во всех районах города.) Развитая инфраструктура района способствует мобильности преступников: совершив кражу или разбой, они легко могут уйти от погони.

К числу мест повышенной опасности можно смело отнести и городские вокзалы: уровень преступности здесь, как правило, в несколько раз выше, чем в целом по городу. Это касается всех видов преступности – убийств, грабежей, краж.

Как в этой «компании» оказались Кронштадт и Петродворцовый район, где с инфраструктурой большие проблемы, – загадка. Возможно, это объясняется тем, что РУВД этих районов выдают самые низкие в городе показатели раскрываемости. Например, раскрываемость преступлений в Петродворцовом районе не превышает 30 процентов. Как следствие, процветает рецидив?

В непосредственной близости от лидеров печального рейтинга расположилась группа городских районов во главе с Центральным, криминальная обстановка в котором мало чем отличается от ситуации на той же Петроградке. Довольно высока опасность стать жертвой преступления в Красногвардейском, Пушкинском, Красносельском районах…

Далее идут районы-середняки. Как ни странно, именно они лидируют в рейтинге самых опасных районов по угонам автотранспорта, а также наркомании. Автовладельцы Выборгского и Калининского районов больше других рискуют не обнаружить на стоянке своего железного коня, а жители Пушкинского и Красногвардейского районов – столкнуться нос к носу с наркоманом, готовым на все ради очередной дозы зелья. Хотя с районной наркоманией сразу нужно сделать оговорку: милицейская статистика отражает качество работы оперативных служб, а отнюдь не наркопораженность районов. Например, в Василеостровском районе долгое время в плане наркомании была тишь и благодать, а потом выяснилось, что у наркодельцов была «ментовская крыша», фальсифицировавшая статистические данные.

Наименее же опасными районами можно с натяжкой назвать лишь 3 из 18 – Фрунзенский, Курортный и Колпинский. Правда, у каждого есть свои особенности. Например, летом в Курортном районе резко возрастает число тяжких преступлений, в том числе убийств, совершенных в зонах летнего отдыха горожан – в парках и на озерах. А в Колпино можно вне зависимости от времени года нарваться на нож уличного грабителя.

Вообще уличная преступность – важнейший индикатор, по которому в первую очередь нужно судить о защищенности населения от криминала. Ее уровень в Петербурге достаточно высок, причем в последнее время преступники все чаще стали использовать огнестрельное и травматическое оружие; участились нападения в подъездах жилых домов. В то же время нарядов ППСМ в районах днем с огнем не найти. Разве только в центре города – на Невском или на Петроградке – иногда можно увидеть вальяжно прогуливающийся наряд молоденьких милиционеров, причем без оружия.

И наконец, последнее. Высокий показатель коэффициента уровня преступности, безусловно, свидетельствует о том, что в районе неспокойная криминогенная обстановка, но он также показывает и то, что местное РУВД не скрывает преступность – регистрирует обращения потерпевших, фиксирует совершенные преступления, а значит, работает.

РЕЙТИНГ

Петербург – вовсе не криминальная столица России

Два года назад в России было проведено исследование криминогенной ситуации в 156 российских городах с населением более 100 тысяч жителей. Был составлен рейтинг самых криминальных городов. Петербург не попал даже в сотню. В десятке лидеров своего рода криминальных столиц в основном города Сибири, Урала и Дальнего Востока. Абсолютным лидером по общеуголовной преступности признан Сургут, в затылок ему дышит нефтедобывающая столица России – Тюмень.

А вот столица Республики Тува город Кызыл является «всероссийским чемпионом» по особо тяжким преступлениям – убийствам и изнасилованиям: 46 злодеяний на 10 тысяч человек (следом, с почти двукратным отрывом, идут Якутск и Чита). Разбойничьей же столицей России может по праву считаться Пермь. Кстати, по прогнозам, в этом году она может стать и абсолютным лидером криминала, отодвинув с пьедестала Сургут и Тюмень. Что же касается наркоторговли, то здесь вне конкуренции столица Еврейской автономной области Биробиджан. Самым же безопасным российским городом назван город Новомосковск. Кстати, уровень преступности в этом городе практически соответствует уровню криминала во Фрунзенском и Курортном районах Петербурга.

Справка
• На службе в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области состоит порядка 40 тысяч сотрудников. Некомплект, по разным оценкам, составляет от 8 до 10 процентов (около 3 тысяч человек). Самые серьезные проблемы с личным составом испытывают Управление вневедомственной охраны, патрульно-постовая служба и оперативные службы уголовного розыска.

• Если разделить количество совершенных в Петербурге преступлений (около 82 тысяч) на общее количество стражей правопорядка, то в год на одного милиционера – от рядового до генерала – получится от силы три преступления. Но понятно, что вся тяжесть расследования злодеяний приходится на оперативные службы. Здесь арифметика уже совершенно другая: на одного опера в год приходится от 30 до 40 преступлений. Так, в Петербурге раз за разом проводятся громкие антинаркотические акции, а реально в районах с наркоторговлей борются два-три опера. При этом зарплаты у оперов смешные – 12–14 тысяч в месяц. И никаких федеральных доплат в отличие от других служб. За такую зарплату могут работать либо фанатики своего дела, либо циники.

• Дисциплина во внутренних органах северной столицы все еще хромает. В 2008 году в отношении сотрудников милиции было возбуждено 154 уголовных дела, осуждено 36 стражей правопорядка. Было утрачено 5 единиц табельного оружия и 162 служебных удостоверения.

• К сожалению, милиция мало говорит о своих героях. А говорить есть о ком и о чем. Например, в 2008 году при исполнении своих служебных обязанностей погибли 10, а 148 милиционеров получили ранения.

 Виктор Бовыкин, Яков Костюковский, Невское время

You may also like...