Лицедейство: вариант общества будущего?
Общество, где в большом престиже лицедейство, будет бурно развивать лицедейскую сферу. Лицедейство настолько войдет в жизнь, что станет повседневным. Почти прекратится продуктивная работа – вместо нее останется ее видимость: стройматериалы, одежда и прочее будут завозиться из-за рубежа, дома будут строить смуглые эмигранты. По вечерам женщины будут обниматься с пылкими азиатами, ибо свои мужчины будут лицедействовать за стаканом водки с родимыми собутыльниками…
Говорят, у тебя нет друзей, у тебя нет врагов. Все тебе – учителя.
Народная мудрость
Чтобы лицедейство стало как можно основательнее и проросло на века, школа почти перестанет учить математике, физике, химии и географии. Иностранным языкам она и так никогда не умела учить. Школа будет шлифовать умение лицедействовать, называя это воспитательной работой. Главным в школьном образовании останется не научная база, а душевная рефлексия: трепетные чувства, сердечные порывы, вспышки доброты вроде эпизодичных акций по сбору мусора или посещения детского дома и т.п.
Самые высокие государственные награды будут для талантливых лицедеев! Инженер, технолог, конструктор, оператор, машинист и т.п. станут изгоями. Социологи, психологи, политологи, имиджмейкеры и другие "мерчендайзеры" выдвинутся как наиболее престижные, т.е. те, кто будет "правильно" расставлять по жизненным нишам элементы "красивой жизни". Расставлять так, чтобы общество соблазнялось на ТО, в чем оно может совсем и не нуждается.
Расширяется область «пищевого» лицедейства. Колбасой всегда назывался исключительно мясной продукт. Естественно это никак не запрещает изготавливать, скажем, соевые или овощные сосиски. При адекватном этому названии. Так и не было бы ситуации, когда в последние добавляют мясные отходы, ртуть цинк, кадмий и прочие яды, чтобы цветом и запахом обманывать доверчивого покупателя.
Самыми рейтинговыми, наконец, станут телепрограммы о возрастно-разрывных многочисленных браках лицедейской тусовки, любовных предательствах, семейных скандалах и прочих их «героических» примеров для подражания.
Для того, чтобы все это продолжалось в истории хотя бы лет 70, как то было с советским образом жизни, остается найти дармовой природный источник валюты и соответствующий рынок иностранных материально-культурных благ. Что это может быть? Возможно украинская земля. А что, в мире ожидается продовольственный кризис. Продуктивно активные нации будут за валюту скупать украинский чернозем. Для них это будет значительно дешевле и главное мудрее: продуктивно-деятельная занятость населения – это наиболее социально ценная экономико-политическая модель. Вон, недавно британские ученые огласили список самых перспективных профессий ближайшего будущего. В его верхней части появились так называемые "вертикальные" фермеры. Это специалисты по выращиванию продуктов питания на вертикальных стенах небоскребов с помощью новейших научных технологий.
– Интересно, а имеешь ли ты основания видеть будущее именно в таком ракурсе?
– Очень похоже, что да.
Недавно провел с поступившими в этом году девятиклассниками следующую работу. Перед тем, как проработать повторение материала по электричеству методом мини-интеллект карты по Бьюзен Тони попросил их сначала сделать подобное со словом "Счастье". Обосновал тем, что правильное видение окружающего нас мира держится в первую очередь на развитом умении видеть самого себя во всей полноте.
Внешне это выглядит следующим образом. На листике схематично обозначено "море счастья" и десять "рек", что его наполняют. Ученику надо дать этим рекам названия, которые отражают его внутреннее ощущение счастья. Это была разминка к работе с мини-картой "Электричество". Но в последнем случае, для зачета требовалось кроме названия дать еще и конкретную физическую характеристику каждой "электрической реки".
Детям было очень интересно работать со "счастьем", да к тому же на последующем родительском собрании каждый родитель получил статистически обобщенную версию, что следует ниже. Это для того, чтобы дома в семье, сев плечом к плечу, могли посмотреть уже свою индивидуальную версию и поразмышлять над тем, что имеем.
"Море щастя" та "річки", що його наповнюють:
версія учнів 9-Б класу (2010р. – навчання ведеться українською мовою)
Компоненты счастья от учащихся (каждый ученик мог подать не более десяти позиций)
Друзья/ Дружба / Добрые отношения с друзьями – 31 Уважение сверстников – 1 Семья/Родные/ Близкие/ Хорошие отношения с родителями/ Забота родителей – 27 Здоровье – 20 Любимое дело/Хобби – 14 Любовь /Любимый человек – 16 Дети – 1 Осуществление желаний /мечты/ Удача -9 Благополучие/Достаток – 7 Знания/Наука – 7 Учеба – 5 Лицей – 3 Быть умным человеком – 1 Жизнь – 5 Жизнь без войны – 1 Удовлетворение физических потребностей – 1 Высыпание – 1 Шоколад – 1 Глоток холодной воды в жаркий день – 1 Улыбки людей – 3 Хорошее настроение – 2 Понимать других/понимание – 2 Радость в каждом дне – 2 Общение – 5 Возможность помочь и услышать "спасибо"/ Помогать нуждающимся/ Делать людям приятное/ Счастье других людей – 4 Свобода – 4 Радость – 4 Отдых – 4 Спорт – 3 Тренировка – 1 Дорога – 1 |
Хорошие взаимоотношения с людьми – 3 Уметь прощать – 1 Настойчивость – 3 Стремление к новому / к лучшему – 2 Достижение жизненных целей – 1 Умение совершенствоваться – 1 Умение правильно распределять силы и время – 1 Интернет – 2 Музыка – 2 Просмотр любимых фильмов – 1 Танцы – 1 Иметь силу воли/ Не иметь плохих привычек – 3 Ничего не бояться – 1 Бескорыстная помощь друга – 2 Общение с интересными людьми – 2 Судьба – 1 Вера – 1 Цель – 1 Доброта – 1 Иметь своё место в жизни – 1 Умение любить и ценить – 1 Душевное спокойствие – 1 Знать, что ты не одинок – 1 Конкуренция – 3 Оценивать поступки – 1 Быть собой – 2 Успех – 2 Работа – 2 Мелочи – 1 Подарки – 1 Деньги – 1 Хорошая погода – 1 Окружающая среда – 1 Солнце – 1
|
Легко увидеть "весомость" научно-продуктивного направления в душах наших школьников. В моем 9-ом классе 36 учеников и он мало чем отличается от других еще шести классов этой возрастной параллели лицея. Распределение поступивших в лицей выполняет автоматизированная электронная система (и по количеству учащихся, и по индивидуальной развитости), которая запрограммирована на формирование равномерной ученической среды в каждом классе. Для особо одаренных детей существуют общие для всех неурочные кружки и факультативы.
Вот и получается, что с одной стороны мы декларируем инновационное общество знания как свою общественно-историческую цель, а с другой игнорируем глубинную информацию о приоритетах внешнего к школьнику мира взрослых. А дети – это же столь "глупые существа", что вместо того, чтобы следовать глубоко умным указаниям взрослых, упрямо копируют их жизненно-поверхностные стереотипы поведения.
Лицедейство один из таких разрушительных примеров: "Не мордуй себя физикой, математикой, химией, географией и т.п.. Без этого можно жить "красиво". Научись пускать пыль в глаза: развивай в себе талант лицедея (не путать с настоящим АРТИСТОМ, которых в принципе "не может быть много"). Посмотри вокруг: именно лицедеям посвящают практически все внимание все виды масс-медиа".
Вот и получается, что школа в нашем социально-жизненном исполнении нас учит, как учит история – НИЧЕМУ НЕ УЧИТ. Чтобы по-настоящему. А ведь качество нашего будущего в том, ЧЕМУ мы научились. По-настоящему.
P.S. Зазвичай автор пише українською, та маючи досвід роботи ще й російською та французькою вважає, що певні поняття повноцінно звучать лише у своєму мовному оригіналі. Простими прикладами є "Шерше ля фам", "О-кей" тощо. Видається, що у нашому контексті про загальносуспільне життя за принципом тієї "мухи, що прогуляла все літо" кращого словесного аналога, ніж з російської мови не знайти.
Владимир Белый – завуч физико-технического лицея г. Херсона, Эксперты Украины
Tweet