Как я торговала на рынке: покупатели-«маньяки» и выручка в сорок гривен
С одной стороны, в стране миллионы безработных, которые, если верить их стенаниям, долго и безуспешно ищут работу. С другой стороны, вакантные рабочие места видны, что называется, невооруженным глазом. Взять хотя бы вещевой рынок возле моего дома – примерно каждое пятое торговое место закрыто, а на плотных жалюзи висят объявления «Требуется продавец»…
Почему же безработные не торопятся занять пустующие вакансии? Чтобы получить ответ на этот вопрос, корреспондент устроилась работать на рынок продавцом.
СОБЕСЕДОВАНИЕ: ГЛАВНОЕ – БЫСТРО
Никогда в жизни я еще не получала работу так оперативно. Всего-то и нужно было сделать, что позвонить по номеру, указанному в объявлении. На работу меня взяли практически мгновенно – телефонное собеседование длилось всего несколько минут! Услышав о киевской прописке и полном отсутствии опыта работы в этой сфере, хозяйка торговой точки Светлана буквально возликовала и тут же приняла меня на работу. Правда, она хотела взять у меня в залог паспорт, но я категорически отвергла данное предложение. К моему удивлению, Светлана не стала настаивать. Я даже не успела спросить, чем именно мне придется торговать, как мы уже договорились встретиться возле павильона следующим утром.
Я пришла, как и было условлено, к 10 утра и… была на этом рынке первая. Во все остальных павильонах надежно закрыты жалюзи, и обстановка вокруг выглядела безжизненно и несколько удручающе.
Условия работы хозяйка обозначила одним словом – «божеские». Оплата – 40 грн. плюс 5% от выторга в день. Рабочий день – с 10.00 до 19.00, понедельник – выходной. Впрочем, как я успела заметить, начало рабочего дня в 10 утра – чисто условное, и в это время здесь нет ни продавцов, ни (что самое печальное!) покупателей.
– Повезло тебе, – оптимистично заявила Светлана. – Погода хорошая, тепло, световой день нынче длинный. Словом, не жизнь – малина! Да и товара не так уж много – за пару часов разберешься!
Надо сказать, я оптимизма Светланы не разделяла. С тоской оглядев свое рабочее место, сплошь увешанное женским бельем, подумала, что ни за что не найду в этом хаосе нужный товар. На витрине было выставлено около 200 моделей бюстгальтеров и примерно в два раза больше трусиков всех известных мне цветов и оттенков. Плюс пижамы, майки, футболки, боди, комбидрессы, пеньюары, халаты, купальники… Подавляя тяжелые вздохи, я мечтала только, чтобы покупателей в ближайшие дни было как можно меньше…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ОСКОРБЛЕННАЯ ПОКУПАТЕЛЬНИЦА
В пятницу мне и в самом деле никто особо не докучал. Редкие посетители подходили, смотрели, спрашивали и… уходили. Казалось, стою тут уже целый день, хотя часы показывали всего лишь 14.15. Я считала часы, как солдат до дембеля, и попутно волновалась: вдруг вообще ничего не продам? Неудобно как-то получается…
Ближе к трем часам возле моего прилавка остановилась девушка. Задумчиво перебрав несколько коробочек и ознакомившись с ценами, она поинтересовалась, нет ли у меня товара подешевле. У меня дешевого белья был целый ворох – перед уходом Светлана собрала большую коробку «Все по 10 гривен». Я достала эту коробку и поставила перед ней.
– А сколько вы мне уступите, если я возьму вот этот комплектик? – неожиданно поинтересовалась она.
– Сколько же я могу вам уступить? Этот комплект и так 10 гривен стоит!
– Ну хотя бы 3 грн. уступите? – было видно, что моя покупательница оказалась из тех, для кого поторговаться – дело принципа.
– Знаете что, забирайте так! Я вам его подарю, если у вас 10 гривен нет…
– Не надо мне ничего дарить! Я не нищая! – неожиданно оскорбилась девушка и, бросив на прилавок десятигривенную купюру, гордо удалилась.
Больше покупателей не было.
Таким образом за всю пятницу мне удалось заработать 40 грн. 50 коп.
ДЕНЬ ВТОРОЙ: В СУББОТУ РАБОТА НЕ КЛЕИТСЯ
В субботу я пришла попозже и была за это наказана: покупателей в выходной было гораздо больше. Я как раз мысленно подсчитывала, сколько товара могла бы продать, если бы пришла ровно к 10.00, когда мои размышления были прерваны дамой средних лет и более чем внушительных размеров:
– Девушка, покажите мне вон тот бежевый комплект. И заодно подайте вон тот беленький. И еще розовый… И, пожалуй, коричневый…
Ощупав весь товар и придирчиво «протестировав» его на эластичность, дама заявила, что все это ей не подходит:
– Это все не то! Может быть, вон тот, цвета кофе с молоком? Или лучше оливковый… Хотя лично мне больше всего нравится темно-синий с кружевами. Я бы, честно говоря, на нем и остановилась…
Естественно, на темно-синем с кружевами она не остановилась. И гора белья на прилавке начала расти с каждой секундой…
– Покажите персикового цвета. Или тот, гладкий, с красивыми бретельками… Впрочем, нет, я же хотела приобрести что-нибудь яркое: салатное, лимонное, фиолетовое… А может, красное? Да, красное – это то, что мне нужно!
– Вы пройдите прямо до конца ряда и поверните направо – там как раз то, что вам нужно, – продемонстрировала я остатки вежливости. – Там у них потрясающий выбор белья!
– Я у них вчера была – ничего хорошего! – досадливо встряхнула дама кудряшками. – Вы лучше покажите мне сиреневый комплект с вышивкой.
– Это на совсем худенькую девочку, и к тому же там стринги. В общем, вам не подойдет, – я уже чувствовала, что закипаю.
– Сама разберусь, что мне подойдет, а что – нет, – настаивала моя чудо-покупательница и, немного поковырявшись в куче белья, которая была уже выше нее ростом, продолжила:
– Я бы хотела посмотреть вон тот бирюзовый набор и ярко-оранжевый, который похож на купальник. Это и есть купальник? Какой милый! А вы знаете, мне как раз нужен купальник, только этот мне не подходит – слишком яркий. Покажите мне что-нибудь менее вызывающее.
Я автоматически продолжала выкладывать товар и думала, что до сегодняшнего дня была стопроцентно согласна с известным постулатом «покупатель всегда прав». Теперь мне придется пересмотреть некоторые взгляды на жизнь…
Как и следовало ожидать, дама покинула меня, так ничего и не купив. Зато я была занята до семи часов вечера: сортировала, раскладывала, развешивала. Позже Светлана рассказала, что моя «покупательница» знакома местным продавцам не понаслышке. Единственный способ избавиться от нее – пресечь всякое общение в самом начале.
– Тебе еще повезло, что она ничего не купила! – радостно сообщила Светлана. – Иначе непременно пришла бы на следующий день возвращать – ей вечно что-то трет, жмет или оказывается не по размеру.
Да уж, повезло, ничего не скажешь, – анализировала я, возвращаясь домой. Устала так, как будто вагоны разгружала. Но при этом не заработала ни копейки сверх положенных мне 40 грн.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ПЕРВЫЙ ЗАРАБОТОК
В воскресенье я была на рабочем месте уже в 10 утра и снова не угадала: на этот раз покупателей было еще меньше, чем в пятницу! Ну где, спрашивается, справедливость?
Правда, как показали дальнейшие события, воскресные покупатели были самыми качественными. Почти все, кто подходил к моему прилавку, что-то покупали. К 6 часам вечера я наторговала 426 грн. и была почти счастлива! Хотя бы воскресенье на этом рынке оказалось прожито не зря!
А когда я уже собиралась уходить, мне повезло еще больше. По рынку буквально сломя голову неслась девушка. Оказалось, что ей нужно было купить подарок подруге, но все вокруг уже закрыто… Так что я буквально за пару минут осуществила грандиозную сделку: продала пеньюар за 500 грн.
Словом, в воскресенье я побила все рекорды: за день моя выручка составила довольно внушительную сумму – 926 грн., а заработок – 40 грн.+46,3 грн.=86,3 грн.
ПОДВОДИМ ИТОГИ
Таким образом, даже учитывая невиданное воскресное везение, за три дня мне удалось заработать:
40,5+40+86,3=166 грн.80 коп.
Глядя на эту сумму, я поняла, отчего безработные не торопятся идти в продавцы. Но возникает другой вопрос: за счет чего живут хозяева точек? При такой активности покупателей арендная плата, торговый сбор и оплата продавцу становятся прямыми убытками. Дешевле просто не работать!
– А что мне прикажешь с товаром делать? – удивилась Светлана. – Здесь белья тысяч на двадцать, его же как-то продавать надо. Хотя, конечно, ты права: нанимать продавцов – сплошные убытки. Придется самой стоять за прилавком – хоть 40 грн. в день сэкономлю.
Наталья Мичковская, фото Максима Люкова. КП-Украина
Tweet