Народное движение по спасению автолюбителей пощады не знает. Блокираторы побеждены!

Восьмой месяц подряд автомобилисты терпят нелепые и незаконные действия Киевской горгосадминистрации — блокирование колес автомобиля. Впрочем, многие водители уже нашли противоядие. Итак, все хитрости борьбы с «крабами». Не ломайте, сами снимем

Энтузиасту одного из украинских автоклубов, Сергею (имя изменено — «Известия в Украине»), в начале года удалось снять блокиратор с машины и отвезти к себе в гараж. Он разобрал устройство, изучил его конструкцию. Схема оказалась незатейливой — появилось несколько способов избавиться от железяки на колесе, используя общедоступный инструмент. Так стартовала новая эра борьбы с «крабами». Сергей начал обучать этому одноклубников. И даже записал на мобильный телефон видеокурс: «Как снять блокиратор за минуту». Буквально за сутки этот ролик разлетелся по всем автомобильным интернет-ресурсам.

Стало очевидно — тема востребована. Следующим шагом в битве за права автолюбителя стало создание сайта blokiratora.net. Там в деталях он описал, как освободить машину из ловушки и повесил (ради смеха) объявление, что сайт продается. «Думаю, потенциальных покупателей у меня лишь два: столичная мэрия и «Киевпарктранссервис», — говорит Сергей.

В автоклубе наука демонтажа блокираторов далась далеко не всем. Не было опыта, не всегда под рукой оказывался инструмент. Тогда клуб организовал акцию взаимопомощи и собрал отряд мобильного реагирования. Как только машину блокируют — на место выезжает подготовленная группа поддержки. «Как правило, блокираторщики — люди, «не обезображенные интеллектом». Они всегда готовы затеять драку с автолюбителем, когда видят свое физическое превосходство. Козырь группы поддержки — численное превосходство, спесь блокираторщиков сразу сходит на нет», — делится опытом Сергей.

Я тоже записался в мобильный отряд. Буквально на следующий день раздался звонок: «Дмитрий, нашего товарища заблокировали на Южном вокзале. Можете подъехать?» Через 20 минут я был на месте. Парень встречал жену из командировки, оставил машину на официальной парковке. «Я не против платы за стоянку. Но парковщика рядом не было. Не буду же я бегать по вокзалу и искать его! Когда мы с супругой увидели блокиратор, решили принципиально не платить и обратиться за помощью в клуб», — рассказал водитель. Через полчаса приехали еще пять одноклубников с необходимым арсеналом инструмента. Но вот незадача — на колесе «Мазды» оказалась новинка, тогда еще малоизученный блокиратор четвертого поколения. Зная об умении водителей вскрывать ловушки, служба блокировки периодически модернизирует оборудование.

Быстро открыть капкан не удалось. Решили применить резервные универсальные методы. Завидев толпу мужиков с инструментом, представители навязчивого парксервиса сами подняли белые флаги. «Ломать будете? Ладно, не нужно, я сам сниму», — сказал парень в форме «Киевпарктрансервис». Уходя, буркнул себе под нос: «Проще сто рублей дать, чем целую бригаду собирать!» В этой фразе зашифрована причина, по которой этот сомнительный бизнес городских властей до сих пор на плаву. Для человека, которому по карману эксплуатация автомобиля, 100 гривен — действительно не столь большая сумма, поэтому многие водители предпочитают выругаться, расстаться со «стольником» и не терять время. Но есть и сознательные драйверы, умеющие отстоять свои права.

За державу обидно

Главный идеолог движения по борьбе с блокираторами приглашает меня в гости, чтобы наглядно продемонстрировать все способы вскрытия «крабов». У Сергея настоящий музей — около двух десятков ловушек.

«В начале года я увидел заблокированную машину с черкасскими номерами возле супермаркета. Понимая, что это незаконно, решил помочь людям. Было свободное время и инструмент. Тогда завязалась небольшая драка, но мы все же сумели забрать первый экземпляр «краба» на изучение», — вспоминает Сергей. На следующие выходные он вместе с товарищем провел своего рода благотворительную акцию на железнодорожном вокзале. Мужчины бесплатно помогали снимать блокираторы незнакомым людям. «Я на этом ни копейки не зарабатываю, у меня другой бизнес. Просто за державу обидно. Творится полное беззаконие, причем при поддержке властей», — рассуждает энтузиаст.

Говорит, что реакция людей на добровольную поддержку неоднозначна. Одни пугаются, другие соглашаются на помощь. Но когда блокиратор исчезает с колеса — молниеносно прыгают за руль и уезжают, даже не поблагодарив. Лидер антиблокираторного движения с осторожностью дает номер своего мобильного телефона, ведь звонки и так не прекращаются. Каждый день десятки знакомых и незнакомых просят совета или помощи.

Сергей считает, что сначала нужно попытаться воздействовать на блокираторщиков психологически. Нужно сказать: «Друзья, я тут на дне рождения буду до двух часов ночи. Дождетесь — заплачу». Как правило, через 15 минут блокиратор исчезает. Следующий простой способ — дождаться восьми часов вечера. Это окончание рабочего дня службы блокировки, они снимают «крабы» и разъезжаются по домам. На угрозы, мол, вечером машину заберет эвакуатор, можно не реагировать. С разрешенных для парковки мест никто ничего не заберет.

Без вины виноватый

Абсурдная ситуация. Если вы действительно нарушили ПДД и припарковали машину в запрещенном месте, то блокиратор вам не грозит. Это наказание лишь для тех, кто поставил авто по всем правилам, в соответствии с указаниями дорожных знаков. Рассчитаться за стоянку можно непосредственно с парковщиком… если тот подойдет сам, или вы сумеете его найти.

Кроме того, в киосках прессы и на заправках можно купить парковочный талон. Их несколько видов, в зависимости от тарифов на парковку в данном районе Киева. В подходящем талоне нужно отметить точное время стоянки и положить его на панель приборов. Так, чтобы сотрудник парксервиса мог рассмотреть этот «документ» сквозь лобовое стекло. Стоит вам опоздать на пять минут от заявленного времени — «краб» уже на колесе. И придется оплачивать не только время парковки, но и штраф в размере 100 гривен. Еще блокиратор могут «одеть» за то, что талон под стеклом лежит неаккуратно. А также, если вы перепутали тарифную зону и купили неправильный талон.

Пофантазируем. Идеальный водитель, по версии горадминистрации, должен заранее запастись «талонов пачкой». Ведь никогда не угадаешь, в какой район придется отправиться по делам, и какой там тариф. Далее следует поискать в себе дар ясновидящего, и научиться точно предсказать время деловой встречи или похода к врачу. Таковы требования «Киевпарктрансервиса». Скажем, вы припарковались возле кинотеатра и оплатили два часа стоянки наперед. Но перед фильмом показали 10-минутный рекламный блок — вы задержались. Все, придется раскошелиться не только на стоянку, но и «штраф». Или всегда учитывать форсмажоры и на всякий случай оплачивать лишний час парковки.

Юристы в один голос называют действия блокираторщиков вымогательством. Получается, с водителя требуют деньги, лишив его возможности распоряжаться, владеть и пользоваться собственным имуществом. Это нарушение статьи 41 Конституции Украины. Блокираторщикти нарушают не только законы страны, но и постановление своего же начальства — горадминистрации. Оно говорит о том, что разблокирование транспортного средства реально происходит только при условии оплаты всех тарифов и штрафа. Но если водитель отказывается платить, то в присутствии понятых нужно составить акт. А машину разблокировать, ведь дальше водителем будет заниматься уже суд. Понимая, что в суде им ничего не светит, блокираторщики поступили хитро. В протоколе, который они кладут под стеклоочиститель машины, пункт о разблокировании сокращен: не указано, что можно не платить и решать вопрос в судебном порядке.

Забавный момент — позиционируется блокировка колес как «услуга по выездному блокированию и разблокированию транспортного средства». Те, кому пришлось платить штраф, видят в чеке именно такую формулировку. Интересно, найдется ли хоть один водитель, который действительно заказывал эту «услугу»?

Правила съема

Если «мягкий» метод не помог, время браться за инструмент. Блокираторы всех типов имеют схожую конструкцию. Только в первом нет счетчика закрытий — в остальных трех он вмонтирован. Так руководство парксервиса контролирует своих сотрудников и узнает, сколько денег заработало конкретное приспособление.

Но блокираторщики отказываются жить на одну зарплату и ищут лазейки. Если не закрыть блокиратор на ключ, а только зафиксировать его на колесе, показания счетчика остаются неизменными. Это и есть основной способ подработки сотрудников «Киевпарктрансервиса» — обычно они не закрывают устройства, чтобы не отдавать выручку в кассу. Для продвинутого автолюбителя это идеальная возможность выбраться из ловушки.

Способ 1

Если блокиратор не закрыт на ключ. Потребуется шестигранник на 8 мм. (Целый комплект шестигранников можно купить в любом строительном супермаркете за 5—20 гривен). Инструмент вставляете в верхнее отверстие красной крышки и силой пытаетесь провернуть на 30 градусов по часовой стрелке, будто закручиваете болт. Если блокиратор не закрыт, он отпадает. Если же болт неподвижен, значит, не повезло. Конструкция закрыта на ключ. Придется воспользоваться одним из следующих методов.



Способ 1 – используем верхнее отверстие, способ 2 – расширяем оба

Способ 2

Если есть дрель с автономным питанием и сверло на 18 или 19 мм, то буквально за полминуты можно расширить оба отверстия на красной крышке блокиратора. Она сделана из мягкой стали, поэтому вместо дрели можно применить конусообразный или советский трехгранный напильник. Когда отверстия расширены, нужно полностью выкрутить оба болта все тем же шестигранником «восьмеркой» (для удобства снабдить его «рычагом» — например, небольшой полой трубой). Если отверстия не расширить, болты упираются в крышку и не извлекаются. Когда же вы их вытаскиваете, механизм внутри рассыпается. Для этого нужно лишь подтолкнуть тонкой отверткой внутреннюю шайбу. Или поместить внутрь отвертку и «пошурудить» ею в разные стороны. Вы на свободе.

Способ 3

Снимаем верхнюю крышку, открутив болты, например, плоскогубцами. Если вы сильны физически и имеете лом, крышку можно отломать. Далее, как описано в способе № 2, нужно шестигранником на 8 мм выкрутить оба болта. Если шестигранника нет, то при снятой внешней крышке можно отогнуть отверткой стальную пластину, поджимающую механизм — шестеренки рассыпятся. Вы на свободе.



Сначала снимаем крышку



Затем выкручиваем болты



Либо отгибаем пластину отверткой

Способ 4

Снимаем нижние лапки блокиратора. Это немного «грязный» метод, придется встать на колени. Да и обычный Г-образный шестигранник на 6 мм придется подпилить, ведь болты обращены шляпкой к колесу, поэтому короткую сторону шестигранника нужно укоротить дополнительно, до длины 1 сантиметр, иначе она будет упираться в колесо. Когда обе нижние лапки откручены, приподнимаем и снимаем блокиратор.



Если открутить нижние лапки c обеих сторон, машина на свободе

Способ 5

Болгарка с автономным питанием. Тут все просто. Пилим верхнюю кочергу. Делаем это осторожно, чтобы не повредить колесо.

Способ 6

Неудобный, длительный по времени, но имеющий право на жизнь. Вместо болгарки используем ножовку по металлу. На это уйдет — 15-20 мин.

Способ 7

«Домкратим» машину, приспускаем колесо и пытаемся снять металлическую помеху. Низкопрофильные покрышки провести такой маневр не позволяют. Помните, что освободить от помехи зимнюю резину проще, чем летнюю, ведь первая гораздо мягче.

Бди!

Создатели сайта по борьбе с блокираторами дают советы киевлянам

— Не снимайте «краб», когда блокираторщики стоят у вас за спиной. Дождитесь, когда они отойдут, или вызывайте группу поддержки.

— По возможности фиксируйте процесс на видео. Перед камерой блокираторщики ведут себя спокойнее.

— Блокираторщики — частные лица. Они отвечают за свои действия перед законом на общих основаниях, будь то угрозы повреждения собственности, здоровья, вымогательство. Помните об этом.

— Когда работаете с блокиратором, закройте все двери машины и следите за инструментом. Блокираторщики способны сделать пакость.

— В интернете можно прочитать о том, что блокиратор легко перерезать компактным экзотермическим режущим карандашом. Это что-то вроде карманного сварочного аппарата. На практике такой метод не работает — температуры горения недостаточно, чтобы перерезать блокиратор. Можно лишь испортить его, а еще хуже — заплавить так, что даже с ключом не снимете.

— В последнее время блокираторщики иногда вызывают милицию. Вам нечего бояться — вы защищаете свое имущество, которого вас незаконно лишили. В случае вызова милиции не забирайте блокиратор себе, чтобы вас не обвинили в краже.

— Помните, что вы тоже вправе позвонить 02, ведь ваши права нарушаются. Милиция очень не любит такие вызовы, но всегда приезжает. Написанное вами заявление результата, вероятнее всего, не принесет. Поэтому лучше от этой затеи отказаться, если только не имели место реальнее угрозы со стороны блокираторщиков или даже попытки затеять драку.

— Если после демонтажа блокиратора вас вдруг вызывают в милицию по телефону, мол это «формальность, которую нужно уладить», не соглашайтесь. Просите высылать повестку по почте. Помните, что законодательной базы по блокираторам нет вообще. Они не прописаны ни в одном законе, о них не упоминается в КоАП.

— Часто, когда вы уже начали разбираться с «крабом», блокираторщики сами предлагают снять его и полюбовно разойтись, чтобы не лишиться оборудования. В такой ситуации логично согласиться на предложенный ими компромисс и не тратить время.

Возьми с собой

Шестигранник 8 мм

Шестигранник 6 мм с короткой стороной 1 см

Шлицевая и крестовая отвертки

Плоскогубцы

Пассатижи

Универсальный свертыш. О том, как его изготовить, читайте на сайте blokiratora.net

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Вадим Володарский, адвокат:

— Блокираторы не предусмотрены никаким законодательством. Они просто не должны использоваться. Применение таких устройств нарушает целый ряд законодательных актов Украины. Это и ограничения права собственности, и навязывание платных услуг, и нарушения закона о защите прав потребителей, и нарушение антимонопольного законодательства. Иными словами, целый букет. В ряде случаев блокирование колес можно смело рассматривать, как вымогательство. Учитывая, что сама практика блокираторщиков незаконна, самостоятельный демонтаж устройства можно расценивать как деятельность, подходящую под определение самозащиты гражданских прав. Это предусмотрено Гражданским кодексом Украины. И если это самозащита, то человеку ничего не грозит. Даже если он повредил блокиратор. Если же он его украл — то возможна ответственность за хищение имущества. Но сегодня еще никто документально не подтвердил стоимость того самого блокиратора. Суммы, которые оглашаются, документально не подтверждены. А значит не понятно, какой может быть степень ответственности за воровство блокиратора. Насколько мне известно, дела о самостоятельном избавлении от блокираторов водителями ни разу не рассматривались в каких-либо инстанциях.

Если служба блокировки обращается в правоохранительные органы — возможно ответное обращение со стороны водителя, ведь у него вымогали деньги. Мой совет — если вы все-таки решили избавляться от «капкана» своими силами, то по крайней мере не забирайте его. Зачем давать лишний повод для обвинения? Когда приедет вызванный ими патруль — ссылайтесь на незаконность действий блокираторщиков и вымогание денег. Акцентируйте внимание на том, что вы защищаете свои гражданские права, нарушенные незаконной деятельностью службы блокировки. Это самая подходящая формулировка.

Помните, если вам начинают угрожать физическим насилием или применять таковое — срочно вызывайте милицию первым. Причем акцентируйте внимание именно на то, что на вас нападает группа лиц и угрожает физическим насилием. Это ускорит приезд патруля. Далее в официальном порядке оформляйте заявление, в котором не забудьте написать об угрозах и вымогательстве.

Лично я считаю, что решать проблему физически — это крайний случай. Я сторонник юридического пути. И в случае блокирования машины собрал бы все документы, чеки за разблокировку. И настаивал бы на возбуждении уголовного дела по факту вымогательства у меня данной суммы. Ведь деньги я заплатил за услугу, которую не заказывал. И которая ограничивала возможность пользоваться автомобилем.

И еще. Если вдруг вас вызывают в милицию по вопросу снятого блокиратора спустя некоторое время, в обязательном порядке должна быть письменная повестка, врученная в установленном порядке. Прежде чем давать какие-либо показания, обязательно узнайте, на чем основаны обвинения, и есть ли хоть какие-то доказательства, что именно вы сняли блокиратор.

Дмитрий Комаров, Известия

You may also like...