Если намертво застрять в снегу – что будет

Сильные снегопады показали, что даже в 21-м веке можно ощутить себя снежным человеком, которому нужно выжить любой ценой. Речь идет о ситуациях, подобных той в которой оказались сотни автомобилистов на трассе Киев-Чоп.

Сильные снегопады показали, что даже в 21-м веке можно ощутить себя снежным человеком, которому нужно выжить любой ценой. Речь идет о ситуациях, подобных той в которой оказались сотни автомобилистов на трассе Киев-Чоп.


Поскольку на носу Новый год и многие планируют дальние поездки, АвтоПортал решил рассказать об основных правилах выживания в экстремальных условиях. Для этого наша редакция обратилась за советом к президенту клуба внедорожных приключений «Off-Road Adventure Club 4×4» Дмитрию Ковалеву.


Автожурналистам и любителям бездорожья этот человек знаком как один из главных специалистов по выживанию в самых различных условиях. По мнению Дмитрия Ковалева даже не очень продолжительная зимняя поездка это уже своего рода авантюра и приключение. Надо трезво понимать, что ни дорожные службы, ни сотрудники МЧС не прилетят к нам на вертолете, чтобы быстрее расчистить дорогу и освободить наше авто от снежного плена. Поэтому Дмитрий советуют, прежде всего, доукомплектовать свою машину. Особенно тем, кто собирается в дальнюю поездку.

Доведенные до отчаяния жители Бишкека в знак протеста перекрыли одну из столичных улиц. В их домах света нет уже несколько суток. В доме Григория Семенца столбик домашнего термометра застыл на отметке 10 градусов тепла. Когда отключают свет, то перестают работать электрические насосы, которые качают горячую воду в батареи, помочь могли бы наверно твердотопливные котлы . Фото:  ООО БТС

В Кыргызстане стало темно и холодно

Что поможет выжить

 – Лопата

Поможет не только выкопать автомобиль, но и согреться при осуществлении этой процедуры. Важно отметить, что саперная лопатка пригодится разве что для пасочек. При откапывании авто будет полезной только нормальная лопата. Это не значит, что нужно возить с собой ту же, что используется для выкапывания картошки, но лучше подобрать немаленькую лопату с короткой рукояткой.

– Сменная одежда

Бензин может закончиться, аккумулятор – разрядиться. Но если будет запасная одежда – шансов не замерзнуть будет больше. К тому же, снег имеет свойство таить. После попадания в авто, вещи станут мокрыми, а при выходе из него – замерзшими.

– Теплое одеяло (одного будет достаточно)

Позволит укрыть себя или детей/пассажиров и уменьшить подачу теплого воздуха. Результат – экономия бесценного топлива.

– Канистра топлива

10-20 литров запасного топлива никогда не помешают.

– Запас воды (2-5 литров)

Термосы с теплым питьем лишним не будут, но и обычную воду нужно иметь при себе. В дороге случается всякое, поэтому если не для употребления вовнутрь, то хотя бы для ополаскивания рук вода точно пригодится.

– Посуда

Не помешает туристический набор посуды или хотя бы одноразовые стаканчики. От алюминиевых чашек лучше отказаться. Уверены, все понимают, что на морозе они прилипнут к губам.

– Еда (шоколадки, снеки)

 Тут даже говорить не о чем. Даже отправляясь на работу, лучше всегда иметь в бардачке шоколадку. Пробки, снегопады…

– Газовая горелка для приготовления пищи (и посуда для нее)

 Многим этот инвентарь может показаться лишним, но мастер по выживанию Дмитрий Ковалев настоятельно рекомендует не пожалеть 300-800 гривен на покупку горелки. По мнению президента клуба внедорожных приключений, эта вещь никогда не будет лишней. На ней можно и воду вскипятить, и еду приготовить. Чай и бульон позволят быстро согреться. Поможет газовая горелка и владельцам дизельных авто, которые при низких температурах могут не завестись.

– Фонарь (лучше динамо-фонарь, если нет – с запасными батарейками)

Попав в снежный плен, нужно быть готовым к тому, что помощь подоспеет не через час или два, а даже через день. Поэтому фонарик может помочь ночью в откапывании автомобиля и не только.

– Провода для "прикуривания"

Провода нужны не только зимой. Их лучше всегда иметь при себе, но в мороз – тем более.

– Спички/зажигалки

Источник огня позволит разжечь костер и согреться (особенно, если разрядился аккумулятор или закончился бензин)

– Буксировочный трос

По мнению Дмитрия Ковалева, трос нужно выбирать с запасом. Если машина весит 2 тонны, трос должен быть рассчитанным на авто весом 4 тонны. Это связано с тем, что застрявший в снегу автомобиль становится гораздо тяжелее (из-за нападавшего на него снега и вязкости самого снега под колесами).

– Зарядное устройство для мобильного телефона

Чтобы не остаться посреди поля без связи с внешним миром – всегда возите с собой автомобильную зарядку для мобилки. Тем более при сильных морозах, когда аккумуляторы в телефонах разряжаются быстрее.

– Моторное масло (на долив)

При попытках выехать из сугроба раскрутка мотора до предельных оборотов явление распространенное. В таком режиме двигатель может «скушать» немало масла (особенно на старых авто), поэтому запас смазки для него лишним не будет.

– Скребок или щеткa для очистки авто от снега

Без скребка в принципе не стоит ездить зимой. Это всем, наверное, ясно.

– Домкрат

 

Без домкрата, как впрочем, и без аптечки или набора самых необходимых инструментов, также лучше не ездить ни зимой, ни летом. В зимнее же время он может пригодиться не только при замене поврежденного колеса, но и при спасении автомобиля из снежного плена.

– Мешочек песка или соли

Если вы действительно глубоко и плотно застряли в снегу, вряд ли песок или соль вам помогут. Однако, в гололед или при невозможности выехать на горку они могут сыграть важную роль.

– Топор

Его нельзя отнести к вещам первой необходимости, но небольшой топорик поможет в разведении костра.

– Цепи противоскольжения

В нашей стране к цепям противоскольжения большинство водителей относятся с опаской и непониманием. Тем не менее, как утверждает Дмитрий Ковалев, иногда они могут реально спасти жизнь. Одев их на ведущие колеса, даже самый обычный легковой автомобиль, даже заднеприводный, может проехать там, где застрянет полноценный внедорожник. Учитывая их эффективность, считаем целесообразным не пожалеть 250-500 гривен на эту покупку. Тем более, что при правильном и нечастом использовании цепи могут прослужить весь период эксплуатации одного автомобиля.

Как защитить себя и автомобиль

Не имеет значения, куда и насколько далеко вы собрались ехать зимой. Будь то Крым или Карпаты, помните – снег, мороз и ветер могут изменить ваши амбициозные планы.

Помимо еды и воды, отправляясь в дальнюю поездку зимой, лучше вооружиться еще и кремом. Подойдет любой, главное, чтобы он не содержал воды. Есть специальные кремы от мороза.

Если вы застряли в снегу, заранее нанесите его на лицо и руки. Он сохранит открытые части тело от обморожения. Не будет лишней и гигиеническая помада. Сохранит губы.

Важно помнить, что застрявший в снегу автомобиль требует тщательного ухода. Если в порядке ваша машина, не замерзнете и вы вместе с пассажирами.

Порядок действий водителя, намертво застрявшего в снегу

1)      По номеру «112» сообщите о том, что застряли. Если нет GPS-навигатора, доложите ориентиры (близ лежащие населенные пункты и пр.). Если навигатор есть – продиктуйте точные координаты.

На холостом ходу 1-литровый мотор потребляет 0,5 л/ч, 2-литровый – вдвое больше

2)      По возможности разверните авто так, чтобы ветер дул ему в заднюю часть.

3)      Независимо от силы ветра и его направления оградите капот. Для этого можно прикрыть радиатор, воспользовавшись любыми подручными вещами (одеялом, свитером, ковриком, картонкой). Также можно с помощью лопаты накидать впереди авто снега, оградив таким образом передок от нежелательного «поддувания» и, как следствия, быстрого остывания мотора.

4)      Следите за тем, чтобы выхлопная труба была очищена от снега.

5)      Если позволяет запас топлива, мотор лучше не глушить. При этом важно отключить фары, аудиосистему и другое электрооборудование. Не включайте «печку» на полную, лучше укройтесь одеялом или наденьте дополнительную/запасную одежду.

Как посчитать приблизительный расход топлива в час несложно. Для этого нужно поделить объем двигателя на 2. То есть, если машина имеет 1-литровый мотор, то на холостом ходу она будет потреблять порядка 0,5 л/ч. Если 3-литровый двигатель – соответственно, порядка 1,5 л топлива в час. Это касается бензиновых моторов. Если говорить о дизельных – расход будет ориентировочно на 20% меньше. Говоря проще, если в авто заполнена половина бака емкостью 40 литров, то 20 литров у авто с 2-литровым мотором хватит почти на сутки.

В экстренных ситуациях употреблять алкоголь нельзя

Как сэкономить: если в беду попали и другие участники дорожного движения (вспоминаем трассу Киев-Чоп), можно "выживать по бартеру". Греться в разных автомобилях и делиться пищей, водой. В общем помогать друг другу.

6)      Независимо от того, много топлива в баке или нет, регулярно очищайте авто от снега. Во-первых это сделает авто видимым для спасательных служб. Во-вторых, физические упражнения помогут вам согреваться.

7)      Желательно установить неподалеку аварийный фонарь (особенно в темное время суток), чтобы вас могли заметить. В крайнем случае – повесьте на антенну кусочек яркой ткани или что-то яркое. Подойдут любые подручные средства – не обязательно из одежды.

8)      В перерывах между процедурами освобождения авто от снега, пейте горячие, но не горячительные напитки. В экстренных ситуациях алкоголь нельзя употреблять даже тем, кто не имеет водительского удостоверения. Спиртное рассредоточивает внимание и вызывает сонливость. К слову, при попадании в снежную ловушку лучше не спать вообще или спать по очереди – чтобы не замерзнуть при внезапной остановке двигателя или прекращении подачи тепла. Хотя Дмитрий Ковалев считает, что на морозе здоровый человек проснется в любом случае.

Искать ночлег у местных жителей можно только в случае близости населенного пункта

9)      Следите за тем, чтобы ноги были сухими. Если заметили, что в ботинки набилось много снега – снимите носки и положите их на торпедо, чтобы просушить их. Ботинки же можно расположить на полу так, чтобы на них дул теплый воздух. В это время массируйте голые ноги, улучшая кровообращение.

10)  Есть мнение, что в случае попадания в снежный плен, лучше бросать машину и идти к ближайшему населенному пункту. По мнению нашего эксперта, это имеет смысл лишь в одном случае – когда поселок/город расположены близко, и вы точно знаете, как туда идти. Но лучше ждать подмоги и не оставлять авто на произвол судьбы. В противном случае можно не только потеряться на пути к людям, но еще и упустить из виду свой автомобиль – его может банально замести снегом. Результат – ни еды, ни крыши над головой, ни машины…

Что делать, если так и произошло

Если вы оказались совершенно неподготовленным к возможным трудностям, или ваши нервы сдали, и вы решили идти, куда глаза глядят, нужно ясно понимать – шансов на выживание у вас немного. В лучшем случае обморожение.

Даже если у вас закончились еда, бензин, разрядился телефон, вам все равно лучше оставаться в авто. Ведь снег можно растопить и использовать его вместо воды. Во-вторых, крыша над головой всегда лучше чем ее отсутствие. В-третьих, рано или поздно вас все равно найдут. Ваша задача – дождаться помощи.

Для этой цели нужно рационально использовать свою энергию и имеющиеся блага цивилизации. Не нужно съедать запас пищи за один-два раза. Не надо выпивать сразу все воду. Ну и конечно без острой необходимости (когда запас топлива на исходе) не глушите мотор. В этом случае вы не замерзнете, а значит – дождетесь помощи. Что касается еды и воды, без нее человек может легко прожить не один день. А вот если вы покинете свое 4-колесное логово – бороться с природой придется один на один. А это уже не правила, а искусство выживания.

Вывод: намертво застряв снегу, соблюдайте спокойствие и следуйте вышеуказанным правилам. Кроме того, не забудьте доукомплектовать свой автомобиль. Да, это потребует определенных средств, но что может быть дороже собственного здоровья?

P.S. Напомним, что в связи со сложными погодными условиями АвтоПортал сделал видео-инструкцию по зимнему вождению.

Автор: Алексей Черняк-СамойленкоАвтоПортал

 

 

 

You may also like...