Долг выбиванием страшен. Какими методами действуют коллекторы

 Поговаривают, что экономический кризис в Украине начался оттого, что катастрофически вырос процент неплатежей по кредитам. Наверняка, эти разговоры имеют под собой основания – из-за нехватки оборотных средств фин-учреждениям приходилось увеличивать проценты по займам, и в силу этого вернуть долг банку становилось еще сложнее.

Фото: Эдуарда КУДРЯВИЦКОГО – «Не отдашь деньги – переселишься в тюрьму!»

Пси-фактор

Чтобы выйти из долгового штопора, банкам пришлось пересмотреть лояльное отношение к клиентам и взяться за неплательщиков со всей жесткостью финансовой хватки. Причем методам, которыми сотрудники служб безопасности добиваются выплат, могут позавидовать даже самые маститые психологи.

На днях стала доступна инструкция по работе с неплательщиками одного из украинских банков. Сложно ручаться за ее достоверность, но мы ее внимательно изучили и почерпнули для себя не-мало информации, которая будет полезна и нашим читателям. Сразу оговоримся, польза состоит не в возможности не платить по кредиту, а в повышении способности сохранить в порядке свою нервную систему во время общения с сотрудниками службы безопасности банка.

«Левый» доход

Как стало понятно из инструкции, при работе с должниками-физическими лицами основной упор делается на психологические аспекты воздействия на заемщика. Дело в том, что перед разговором с неплательщиком «выбивальщики» долгов внимательно вычитывают его документы по кредиту.

Как правило, в них указаны не только легальные, но и неофициальные доходы, по которым обычно налог не уплачивается. Это делается для того, чтобы доказать банку вашу платежеспособность и увеличить шансы на получение займа. Вот тут-то и стоит ожидать неприятностей. «Не хотите ли пообщаться с налоговой инспекцией?» – вежливо спросят вас коллекторы. И избегая обещанного общения, вы перезаймете у друзей, но долг вернете.

«Замечательный» сосед

По каждому из видов кредитов (ипотечный, авто, «рассрочка») есть общие методы работы и отдельные особенности. Общий метод работы заключается в непосредственной беседе с заемщиком или его родственниками. Цель этих разговоров – изучение реальных условий проживания и материального положения заемщика, изыскание ими средств для погашения кредита, выяснение наличия залога по месту жительства, а также обстоятельств, сказавшихся на невыполнении условий кредитного договора.

Если заемщика вдруг не окажется дома, когда к нему придут из банка на задушевную беседу, сотрудники службы безопасности прибегут к «черным» методам. Они побеседуют с соседями, консьержками, благодаря чему установят место проживания родителей или других близких родственников, а также место их работы. При этом как можно большему количеству соседей (для придания максимальной гласности данному факту) вручается официальное предупреждение банка для дальнейшей передачи его заемщику.

Его текст преднамеренно в полной мере содержит информацию о недобросовест-ности заемщика и однозначном предупреждении его об уголовной ответст-венности. Это соответствующим образом компрометирует заемщика в глазах соседей, создает человеку негативный имидж.

Результатом таких дейст-вий может стать (и, как правило, становится) отсутст-вие сопротивления со стороны заемщика во время изъятия залогового имущества. Смысл жаловаться соседям, если они знают, что вы «мошенник»?

Самое ценное

Особенность рассрочки состоит в том, что, как правило, по такой схеме клиенты приобретают что-то очень для них ценное и облегчающее быт. Другими словами, это не просто покупка, а сбывшаяся мечта.

Поэтому основная задача сотрудников банка в этом случае – преодолеть явное нежелание заемщиков расставаться с залоговым имуществом, а после его изъятия убедить в том, что оно им нужно и за него надо платить.

Не нужно думать, что банку невыгодно изымать у вас стиральную машинку или кофеварку. Да, если заемщик не согласится выплачивать недостающую сумму займа, то после ее реализации банк недосчитается некоторой суммы из-за банального устаревания техники. Но в случае недостаточности вырученных средств, банк может заявить в суд имущественные претензии на иное имущество должника, и в дальнейшем производится взыскание долга в порядке исполнительного производства.

Авто с подменой

Проблема автокредитов состоит в том, что залоговое имущество – движимое. Следовательно, оно может быть упрятано от зорких глаз коллекторов. Что же делать в таких случаях? А вот что.

После выяснения всех обстоятельств неуплаты, заемщика приглашают в банк. При этом делают оговорку: «приехать нужно на кредитном авто», якобы для «плановой» проверки технического состояния автомобиля. Как правило, для «притупления» настороженности заемщик в максимально доброжелательном тоне приглашается сотрудниками безопасности в банк от имени кредитных работников.

По прибытии должника на залоговом автомобиле в банк с ним проводится предельно жесткая, но в то же время корректная беседа. В это самое время другими сотрудниками безопасности принимаются меры к блокированию залогового автомобиля с помощью других транспортных средств. Применяются методы изъятия документации на автомобиль под предлогом сверки номеров агрегатов и узлов, а комплекта ключей – под предлогом проверки работы двигателя, тормозной системы и т. п.

Заемщику однозначно объявляют, что автомобиль принудительно ставится на охраняемую стоянку банка, и одновременно его склоняют к необходимости добровольной передачи. Если заемщик согласен, то на месте составляется двусторонний акт по до-бровольной передаче автомобиля на хранение банку с полным указанием визуальных повреждений и комплектности автомобиля, опечатыванием и т. д. При отказе от подписи должника это фиксируется в акте двумя свидетелями.

Культурные методы

Обращают внимание в службах безопасности банков и на такие характеристики клиентов, как уровень их правовой культуры и юридической подкованности. И если одни обращаются за спасением от коллекторов к адвокатам, других достаточно просто припугнуть «заинтересованностью» со стороны фискальных органов к «левым» доходам. Мол, ранее управление безопасности якобы сдерживало или нейтрализовало данную заинтересованность правоохранительных органов. А вот в сложившейся ситуации либеральное отношение банка к заемщику будет незамедлительно прекращено.

Должнику неоднозначно указывается, что его неспособность погашать задолженность по кредиту подтверждает фиктивность предоставленной им информации о дополнительных источниках доходов.

Заемщикам с явно низким уровнем правовой культуры, с целью оказания на них психологического давления, преднамеренно в жесткой форме разъясняются все негативные перспективы: передача банком документов в правоохранительные органы по факту невозврата кредита, распространение о нем информации в СМИ, по системе других банков, партнерам по бизнесу и т. д.

КОМПЕТЕНТНО

Сотрудник службы безопасности одного из крупных банков, на условиях анонимности:

– К каждому проблемному кредитору мы стараемся подыскать свой подход. Не все описанные в этой инструкции методы подходят ко всем заемщикам. В любом случае, заемщик должен понимать, что банк будет с ним действовать его же методами, то есть зеркально.

Сейчас в нашей практике один из наиболее эффективных методов – поиск компрометирующих материалов на должника с последующим направлением материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Дело в том, что многие наши сотрудники – бывшие работники силовых структур, а потому для них раздобыть компромат не составит большого труда.

 

Автор: Евгений МУДЖИРИ, Аргументы и факты в Украине №28

 

You may also like...