Ивано-Франковск: каждая третья АЗС торгует нек­а­ч­ес­твен­н­ым топливом

Ивано-Франковск – второй город на западной Украине, в котором инициативная группа AutoVisio искала качественное топливо. Год назад мы посетили Львов, где обнаружили всего одну АЗС, торговавшую некондиционным бензином. Неужели на западной Украине ситуация с «бодяжничеством» не такая критичная?

Результаты проверки в Ивано-Франковске показали: каждая третья АЗС торгует некачественным топливом. Но все по порядку…

Кого и как проверяли

В Ивано-Франковске мы нашли всего 22 АЗС. На каждой АЗС бралось три пробы – две бензиновые «А-92» и «А-95» и еще одна дизельная. Если на конкретной заправке такового не находили, то брали их современный аналог, то есть бензин «А-95 Евро» или дизель «ДТ Евро», либо брендированное (в случае с АЗС «WOG»). Бывало такое, что на стелле при АЗС топливо значилось как обычное, а по сопроводительным документам как «Евро». В таком случае лаборатория проверяла его на соответствие новым стандартам.

На топливном рынке Ивано-Франковска выступают 6 компаний – «УкрНафта», «Лукойл», «ОККО», «WOG», «Укр-Петроль» и «Formula». Одиночных заправок с неординарными названиями по типу «Веселая бензоколонка» мы не обнаружили. Дальше по известным брендам.

В Ивано-Франковске мы нашли 3 АЗС «Лукойл». К сожалению, на двух заправках бензин «А-95 Евро» не прошел по ГОСТам по показателю бензола, а на одной из них еще и по октановому числу. Конечно, данные «промахи» находятся в рамках погрешности измерительной техники, но почему-то именно на лукойловском бензине показатели «качнулись» в неудобную для компании сторону.

 Народный контроль AutoVisio в Ивано-Франковске: каждая третья АЗС торгует некачественным топливом

На АЗС «WOG» в Ивано-Франковске – с бензиновой стороны все отлично, а с дизельной – плохо. Так, на двух АЗС из трех присутствующих в городе торговали ДТ старого образца под видом «ДТ Евро» и «ДТ «Mustang» (см. таблицу). Основной показатель соответствия тому или иному ГОСТу – сера. Так вот она в ДТ продающемся по документам как «ДТ Евро» зашкаливала в 11 раз! А в «ДТ «Mustang» всего в 5. Стоит ли говорить, что такое топливо опасно для современных дизельных авто. 

Народный контроль AutoVisio в Ивано-Франковске: каждая третья АЗС торгует некачественным топливом

а всех четырех АЗС «УкрНафта» присутствующих в городе продается топливо только старых стандартов. Наименее сернистым можно назвать лишь бензин «А-92». По данному показателю он находится в пределах «Евро-4». А вот «пятый» бензин на одной АЗС все же немного нарушил старые стандарты и именно по показателю серы. Превышение на первый взгляд не существенное (см. таблицу), но учитывая, что это и так ГОСТ 2001 года, то такое количество серы для современных выхлопных систем авто недопустимо.

В Ивано-Франковске 8 АЗС «ОККО». Ни на одной «бодяги» мы не выявили. Все топливо, кроме бензина «А-92», продается по новым стандартам. «Второй» и по бензолу, и по сере тоже в них вписывается, а вот по ароматике – не добирает. Зафиксированное в нем содержание ароматических углеводородов (около 41%) приемлемо для старых ГОСТов, но «Евро-4» требует не больше 35%.  

Особое внимание следует уделить бренду АЗС «UKR-PETROL». Топливо здесь соответствует стандартам 2001 года, как и заявлено компанией, но лабораторные исследования показали, что на этих заправках показатели бензина «А-95» едва не вписываются  в нормы «Евро-4» – показатель бензола «подкачал», да и то на одной АЗС.

Все остальные показатели не то что в норме, а им еще могут позавидовать бензины других брендов. Но и это еще не все. В бензине «А-92» хоть так же всего на 0,2% зашкаливает бензол, но все остальные показатели – сера, ароматика сидят, притаившись далеко от верхних границ стандарта. Октановое число у «второго» бензина оказалось, внимание, 84 единицы, при требуемых 82,5.

 Народный контроль AutoVisio в Ивано-Франковске: каждая третья АЗС торгует некачественным топливом

Две АЗС «Formula» очень сильно подпортили топливную надежность Ивано-Франковска. Так, именно «Formula» прошлась «бодягой» по всем видам топлива – «А-92», «А-95» и «ДТ».  Конечно, как и с прочими нарушителями, здесь бензин плохим можно назвать условно – и в «А-92» и в «А-95» всего лишь занижены на 0,1 единицу октановые числа. Зато дизельное топливо в неформате ГОСТа засело серьезно. На одной АЗС в ДТ обнаружено превышение серы в 5 раз, а в другой – в 2,5.

Итоги

Как видно из вышеперечисленных данных, в Ивано-Франковске найти «бодягу» не сложно – 7 АЗС из 22 продают некачественное топливо. С другой стороны, отступление от нормы на десятые процента тоже нельзя назвать критичным. Хотя дизель на некоторых АЗС большим количеством серы вызвал удивление.

Но в целом, если отступить от стандартов и сравнить «бодяжников» Ивано-Франковска с другими городами центральной, Восточной Украины, а также Крыма, то топливо в этом городе еще приемлемого качества. Например, в Харькове 2/3 АЗС продают некачественное топливом, при этом на некоторых АЗС превышение бензола составляло около 11-ти раз, а серы – около 36-ти раз! Что говорить, если даже на АЗС «ТНК» оказалось превышение серы в 50 раз! В Севастополе каждая четвертая АЗС продает бодягу, зато какого «качества» – октановое число в «А-95» может быть занижено на 7 единиц!, бензол скачет выше нормы до 7 раз, а сера до 10 раз.

Такой разброс по качеству относительно регионов страны, очевидно, вызван двумя факторами. Первый и, как нам кажется, самый весомый – отсутствие в западных городах АЗС-одиночек и присутствие крупных сетей, а второй географический – близкое расположение к западным странам-импортерам качественного топлива.

Стабильное качество по всем видам топлива в Ивано-Франковске продемонстрировали только две сети – «UKR-PETROL» и «ОККО».  Но к тому, что «ОККО» акцентировано на качество нефтепродуктов мы уже привыкли, проводя исследования в других регионах, а вот весьма и весьма добротное топливо от «UKR-PETROL» стало для нас приятным сюрпризом.

Показатели, на которые проверяли, и их свойства

Название показателя

Его свойства

Октановое число

Своеобразный маркер, означающий стойкость топлива к детонации. Чем меньше бензин склонен к детонации, тем лучше работа двигателя, его отдача.

Бензол

Повышенное содержание бензола в топливе снижает срок годности катализатора и некоторых частей двигателя. Токсичен.

Сера

Самая страшная гадость в топливе. Очистка нефти от серы очень дорогостоящее мероприятие. Продукты горения серы в организме автомобиля разрушают металлические и резиновые части. А попадая в окружающую среду, наносят непоправимый вред здоровью.

Ароматические углеводороды

Разрушают резиновые и пластмассовые детали, увеличивают нагарообразование. Вызывают мутагенные реакции у всего живого.

Плотность

Несоответствие параметрам приводит к падению мощности двигателя, увеличивает дымность отработанных газов, расход топлива

Полужирным шрифтом выделены несоответствия стандартам

Название АЗС, адрес

Название бензина

Количество бензола

Норма (не более)

Количество ароматических углеводородов

Норма    (не более)

Сера      

Норма (не         более)

Октановое число 
норма 85 для бензинов А-95 (норма 82,5 для бензинов А-92)   

1

«Лукойл», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Вовчинецкая 219

А-95 Евро

1.1

1%

34,2

35%

0.0008

0,005%

84,7

2

«Лукойл», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Ребета 6

А-95 Евро

1.1

1%

34.8

35%

0.0008

0,005%

85.1

3

«УкрНафта», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Евгения Коновальца 320

А-95

1.4

5%

42.1

53%

0.0169

0,015%

85.1

4

«Formula», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Надречная 3

А-95

1.1

5%

32.6

53%

0.0036

0,015%

84.7

5

«Formula», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Ивасюка 2

А-95

1

5%

32.5

53%

0.0043

0,015%

84.9

А-92

0.9

5%

31.1

53%

0.0041

0,015%

82.4

АЗС, которые на момент взятия проб торговали некачественным дизельным топливом.

Жирным шрифтом выделены несоответствия стандартам

Название АЗС,
адрес

Название топлива

Кинематическая
вязкость при температуре
20°С,
 мм²/с
(для ДТ с
тарого ГОСТа
норма 1,8-6, для нового
– 1,5-4)

Плотность,
кг/м³
(для ДТ старого
ГОСТа норма 860,

для 
нового – 820-845)

Сера,
%
(норма 0,5
для ДТ старого ГОСТа,
для нового ГОСТа – 0,005)

Предельная
температура
фильтр-сти,
°С
(для ДТ

старого ГОСТа норма -5,
для нового – -20)

Температура
вспышки
в закрытом
тигле,
°С
(для ДТ
старого
ГОСТ
а норма 40, для 
нового – 55)

Темп-ра
застывания °С
(норма -10)

1

«Formula», 
Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Надречная 3

ДТ Евро

4.54

838

0.0143

-10

71

-12

2

«Formula», 
Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Ивасюка 2

ДТ Евро

4.35

838

0.0239

-6

68

-11

3

«WOG», 
Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Мазепы/набережная

ДТ Евро

4.29

846

0.0581

-5

72

-15

4

«WOG»,
Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. А.Довженко 21а

ДТ Mustang

3.97

837

0.0268

-17

66

-20

Автор обращается ко всем желающим обвинить его в клевете: материал был создан на основе данных, опубликованных на портале «AutoVisio» в рубрике «АЗС Украины».

* Под словом «премиум» подразумевается бензин марки А-95 улучшенного качества, под который, по нашему мнению, подпадает любой бензин с «улучшающей» приставкой, например «Евро», «Плюс» «Супер», «Супер-пупер» и т.д. 

 Автор: Иван Броды, Народный контроль AutoVisio

You may also like...