Гарри Гудини: ловкий беглец
Американский иллюзионист Гарри Гудини мастерски открывал самые хитрые замки и был пионером саморекламы, создав и сейчас популярную легенду.
Мастерству спецэффектов и умению поражать зрителей мэтры современного кинематографа могли бы поучиться у своих предшественников. Отличным примером того, как создавать легенду и поддерживать интерес к ней в течение более чем ста лет, может послужить карьера иллюзиониста Гарри Гудини.
Он настолько хорошо понимал механизмы рекламы, что сознательно позаботился о создании личной легенды и поддержании неувядающего интереса к ней со стороны будущих поколений. Подтверждением этому служат премии престижных конкурсов, проводимых среди кинокритиков. Минувшей весной имя Гудини принесло славу специалисту по кино, профессору Университета Нью-Йорка Мэтью Соломону, который получил престижную премию фонда Kraszna Krausz в категории «лучшая книга о кино».
Более того, кинокомпания Columbia Pictures объявила о начале работы над фильмом о Гудини, который снимет Фрэнсис Лоуренс, режиссер таких блокбастеров, как «Константин» и «Я — легенда».
Король наручников
По своей известности Гудини (настоящее имя — Эрих Вейс) может смело соперничать с лучшими актерами Золотого Голливуда: его именная звезда есть на Аллее славы «Фабрики грез», ему посвящены десятки телефильмов и бродвейских мюзиклов, о нем поют популярные музыканты (например, Ник Кейв) и упоминают в «Симпсонах», а ученые пишут о Гудини серьезные монографии.
Трюком, на котором Гудини заработал репутацию непревзойденного иллюзиониста, стало освобождение из всяческих пут и оков, причем в экстремальных условиях. Первым полноценным номером на эту тему, разработанным Гудини в 1901 г., стал «Побег из молочного бидона»: предварительно обмотанный цепями с множеством амбарных замков и в наручниках, артист протискивался в бидон и его там закрывали — опять-таки на замки.
Занавес опускался, и буквально через пару минут из-за него выходил Гудини, уже свободный, безо всяких пут. Обычно на представлениях с «побегом» Гарри приглашал добровольцев на сцену, чтобы они воочию убедились, что никакого подлога нет, а еще часто здесь же присутствовали полицейские, которые прямо перед зрителями заковывали артиста в самые что ни на есть настоящие наручники. С годами он совершенствовал свое мастерство, выбираясь из «китайской водяной пыточной клетки» — большого ящика с водой, куда закованного по рукам и ногам артиста опускали вниз головой, и даже из могилы — был и такой номер.
Все это выглядело донельзя эффектно, сам Гудини был хоть и невысоким, но симпатичным молодым человеком (особенно репортеры любили акцентировать внимание на прекрасных голубых глазах и чарующей улыбке артиста), и довольная публика ревела от восторга. Не в последнюю очередь потому, что потомкам ковбоев, по большей части бывших не в ладах с законом, нравилось смотреть на то, как некто очень ловкий легко освобождается от наручников, оставляя копов «с носом».
Артист не уставал придумывать новые поводы подогреть интерес репортеров и, соответственно, публики. Он охотно заключал пари на «побег» с газетами, но его изобретением были пари с полицейскими — к примеру, приехав в 1900 г. в пятилетнее турне по Европе и оказавшись в Великобритании, Гудини первым делом пошел в Скотланд-Ярд, где попросил полицейских заковать себя в наручники, что и было сделано.
Освободился он мгновенно, чем очень удивил комиссара лондонской полиции, а заодно получил двухнедельный контракт на выступления и всеобщую любовь лондонцев. С тех пор Гудини регулярно проводил состязания со стражами порядка, освобождаясь не только из наручников, но и тюремных камер, даже самых надежных, а в России он выбрался из особо прочного железного фургона, в котором перевозили в Сибирь опасных преступников.
Молодец из ларца
Около 20 лет Гарри Гудини удерживал внимание публики все более сенсационными «побегами» ведь, в отличие от современных celebrities, у Гудини была очень приличная личная жизнь — отец его рано умер, он обожал мать и жену, жил тихо. К тому же, как отмечает Джефф Тэйлор, директор Американского музея магии, «поразительно, что в свое время Гудини стал международной суперзвездой и создавал сенсации, не имея в своем распоряжении телевидения или сайта».
Но Гудини обращал внимание публики на созданный им образ ловкача, который выбирается из любой, даже самой сложной ловушки и обходился доступными в то время средствами. В начале своей карьеры он тратил до 90% гонораров на рекламу — заметки и объявления в газетах, афиши, зазывал.
И, конечно же, он грамотно выбирал информацию, которую распространял о себе. Ведь фокус состоит из двух частей: собственно представления и его разоблачения. Свои секреты Гарри Гудини предпочитал не раскрывать и очень дозированно рассказывал, как ему все удается. К примеру, всем было известно, что Гудини — прекрасный атлет, эдакий гуттаперчевый мальчик, способный запросто вывихнуть себе плечевой сустав, чтобы освободиться от цепей.
А вот как он открывал наручники и замки, прямо не говорил, обходясь туманными намеками вроде книжки об обычаях и поверьях карманников (вообще Гудини написал несколько книг, вел дневники и издавал специализированный журнал о магии), а свою сценическую группу он обязывал подписывать «договоры о неразглашении», гордясь тем, что стал первым иллюзионистом, кто до этого додумался. Поэтому информация о секретах великого «мастера побега» выплыла гораздо позже его смерти. Он завещал своему брату, тоже иллюзионисту, выступавшему под именем Теодор Хардин, свой реквизит, в том числе и некий сундучок, который Теодор должен был уничтожить в конце своей жизни.
Однако это не было сделано, и после смерти Хардина в 1945 г. вся заинтересованная общественность узнала, что в сундучке хранятся десятки отмычек на все случаи жизни, по большей части миниатюрные, которые можно прилепить пластырем к телу, а во время выступления незаметно снять и воспользоваться. Эта сенсационная находка дала толчок к появлению множества биографических историй с подробным разбором каждого трюка и разоблачением.
Однако вместо того чтобы возопить «вот он, шарлатан!», американская публика стала уважать Гудини еще больше — его номера были настолько сложны, что даже их разоблачение стало настоящей сенсацией и привлекло много внимания. К тому же американцы называют фокусников, иллюзионистов «магами», ведь для публики главное в представлениях иллюзионистов — шоу, саспенс, все, что вызывает восторг и удивление. И в этом смысле Гарри Гудини — непревзойденный маг, репутации которого не помешали никакие разоблачения.
А ведь он стал мастером побега практически случайно. В начале своей карьеры (целых восемь лет) Гудини показывал разные фокусы — в основном карточные, и даже называл себя Королем карт. Успеха это не приносило, ведь программа у Гарри была стандартная, как у тысяч фокусников, колесивших по просторам Америки в конце XIX в. Однажды представление Гудини увидел Мартин Бек, известный продюсер, владелец сети театров варьете Orpheum. Он посоветовал сосредоточиться на единственном удачном, по его мнению, небольшом номере — «таинственном избавлении от наручников». Молодой артист послушал совета опытного продюсера, забыл о всех прочих трюках — и это принесло ему мировую славу.
С того света
Когда здоровье Гарри Гудини пошатнулось, он продолжал волновать публику, переключившись на модный в 1920-е спиритизм. Но нет, 40-летний Гудини не проводил сеансов. Наоборот, он выступал с разоблачительными шоу. А так как артист искренне считал, что вызывание духов и разговоры с ними — это чистейшей воды шарлатанство, то он развернул бурную деятельность. И тут Гудини задействовал свои любимые методы — широкое оповещение прессы и пари.
Он объявлял всем и каждому, что сможет повторить любой трюк, который совершают так называемые медиумы, и рассказать, как это делается. Затем приходил на сеансы в сопровождении полицейского и репортера и действительно разоблачал.
Особенно громким было такое разоблачительное дело жительницы Бостона Мины Крэндон, проводившей сеансы под именем Марджори. Гудини созвал комиссию, положил в банк $10 тыс. — свою ставку, повторил и объяснил все ее действия. Один из членов комиссии, профессор психологии Уильям Макдугалл, обвинил артиста в предвзятости. На это Гудини ответил, что он готов заплатить профессору $5 тыс., если он сможет выбраться из заколоченного ящика, брошенного в реку. В итоге Гудини выиграл это дело.
Но своей посмертной славой Гудини обязан, как ни странно, как раз медиумам, причем он сам постарался, чтобы его не забывали. Перед своей смертью он договорился с женой Бесс, что если сможет найти путь из «страны мертвых», то обязательно придет к ней. Весьма романтичная легенда о прощании и надежде на воссоединение верных супругов привела к тому, что с 1927 г. каждый год проводится публичный сеанс вызова духа Гарри Гудини, и поначалу успех был такой, что даже устраивали прямые радиотрансляции для жаждущей публики.
Сначала в сеансах участвовала и сама Бесс Гудини, но за десять лет она отчаялась дождаться весточки от мужа и перестала приходить. Сами сеансы проводятся до сих пор — ими занимается профильная ассоциация под названием «Академия магического искусства», которая организует их в стилизованной псевдовикторианской обстановке и даже с ужином и напитками для гостей.
Но в прославлении Гарри Гудини гораздо больше постарался Голливуд — той самой звездой на Алее славы и постановками (в том числе окончательно закрепившем легенду фильмом с красавцем Тони Кертисом в главной роли). И не из-за тех шести немых фильмов, в которых он снялся, а в перенесении «магических» фокусов в кинематограф, как блестяще доказывает Мэтью Соломон в своей монографии «Трюки с исчезновением».
Гудини, который, кстати, был крестным отцом и учителем Бастера Китона, великого комика с серьезным лицом, показал, что и в фильмах могут быть трюки и спецэффекты — и в итоге современный Голливуд «живет» практически только ими.
Автор: Галина Ковальчук, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ
Tweet