Криминальные технологии: «капитан Немо» и кокаиновые подлодки

Хочешь отправиться в недельный океанский круиз на самодельной подлодке, затарившись кокаином по самый перископ? Увы, ты уже опоздал. Мы сделали это за тебя и даже написали об этом статью. 

Эта история произошла в далекой Колумбии, где у людей так много кокаина, что от него постоянно приходится избавляться, посылая излишки в США, где очень много долларов, а вот кокаина пока еще недостаточно. И случилась она с обычным рыбаком Диего, который сам того не подозревая, отправился в открытый океан на самодельной подводной лодке, груженной этим самым кокаином. Впрочем не будем забегать вперед…

Послезавтра не из порта

Обстоятельства у 52-летнего Диего Моралеса из портового колумбийского города Буэнавентура складывались не очень. Откровенно говоря, труба были его обстоятельства. Во всем виновата сестра – вот же послал бог сокровище! Пришла, рыдает. Говорит, должна денег, причем очень серьезным людям. Если не отдать, ее убьют, это точно. А потом доберутся и до самого Диего. Так что надо как-то выкручиваться. Занимать бесполезно – кто ему даст, обыкновенному рыбаку? Воровать? В его годы начинать уже поздно.

В общем, в Буэнавентуре, если кому-то нужны большие деньги, есть только один путь. Эх, не хотел он в это ввязываться, но что уж теперь. Диего Моралес массивный насупленный колумбиец со шрамом у правого глаза, вышел из своей лачуги в трущобном районе города и отправился в порт. Один его знакомый недавно обмолвился, что у него есть работа и платят хорошие деньги. Вроде как нужен был матрос на лодку, но наверняка дело связано с кокаином.

Других «хороших денег» в городе нет. В порту знакомый заулыбался, закурил и коротко резюмировал: «Тридцать тысяч баксов. Половину сейчас, половину – после возвращения». У Диего загорелись глаза: это больше, чем он ожидал! Это покроет весь долг, да еще и останется. Вообще-то ежедневный бюджет колумбийского рыбака – около пяти долларов. И большинство соседей живут так же. Он и не представлял, что могут быть такие заработки. «Послезавтра тебя заберут на машине. Корабль отходит не из порта», – объяснил новый работодатель.

Ржавые стены и кокаин

Ранним утром в августе 2007 года Диего стоял на условленной автобусной остановке на болотистой окраине города. Солнце еще не взошло, было сыро, по обочинам дороги поднимался туман. Вскоре за ним действительно подъехал открытый грузовик, он забрался в кузов и сел там, держась за металлическую раму. Грузовик очень быстро свернул в сторону с большой дороги и поехал по проселкам, между мангровыми болотами и маленькими протоками, соединяющими их в сложную, запутанную сеть. Когда прибыли на место, Диего увидел группу людей в камуфляже и с винтовками.

Охранники стояли вокруг металлического полузатопленного в болоте цилиндра с выпуклыми трубами наверху. В длину эта штука была метров восемнадцать, а в ширину – не больше двух с половиной. Внутри у рыбака похолодело. Он понял, на что подписался: его наняли матросом на «кокаиновую субмарину». В городе с недавних пор ходили страшные истории об этом новейшем изобретении наркокартелей. Все сводилось к тому, что , рыбаки, которые уплывали на этих кустарных, запаянных корытах, никогда не возвращались. Но отказываться теперь уже поздно. В обратную сторону живьем дороги нет. «Тех, кто слишком много болтает, уносит прилив», – говорят в Буэнавентуре. В его случае «прилив», кажется, готов был действовать профилактически.

Субмарина уже была нагружена и готова к отплытию. В ней помещалось около пяти тонн кокаина (в общей сложности на 100 миллионов долларов), который заполнял корму и нос. Когда Диего, подбадриваемый винтовками, протиснулся сквозь узкий люк внутрь, он увидел еще трех скорчившихся членов экипажа. Толстый капитан Артуро Гонзалес, механик Арлей Арайя, чья физиономия была украшена шрамами от ожогов, и 25-летний мексиканский «охранник груза» Луис Галиндо, которого послала встречающая сторона. Давно прошли те времена, когда из Колумбии товар напрямую шел во Флориду или Калифорнию. Теперь нужно было добраться только до Мексики, а там местные уже позаботятся о переправке кокаина ‘в США по своим каналам.

Впрочем, Диего не имел даже малейшего понятия о том, куда и сколько ему предстояло плыть в этом аду – иначе внутренности наркосубмарины назвать было никак нельзя. Внутри не было ничего, кроме огромного двигателя и деревянного «пиратского» штурвала. Ни кроватей, ни кухни, ни туалета.

Только сочащиеся конденсатом железные стены и кокаин. За 40-летнюю рыбацкую карьеру Диего случалось плавать на изрядных помойках, но такое он видел впервые. Работа матроса в этой дьявольской консервной банке заключалась в том, чтобы помогать механику и управлять субмариной по компасу, пока капитан спит или занят другими делами. Люк задраили, механик завел 350-сильный мотор, и подлодка, подгоняемая отливом, вышла из мангровой протоки прямо открытый океан.

Подводная охота

В конце 90-х, после заката Медельинского картеля, когда американцы полностью взяли под контроль кокаиновый трафик в Карибском море, некоторые эксперты ностальгически предрекали конец «белой эпохи» в США. Но не тут-то было. Колумбийцы немедленно принялись осваивать Тихий океан. Приблизительно в это время, около десяти лет назад, американская береговая охрана впервые наткнулась в пограничных водах на самодельную субмарину. Тогда это был своего рода курьез.

Никто не понимал, как эта кастрюля не затонула, одолевая 3000 километров от Колумбии до тихоокеанского побережья Мексики, и каким образом в ней выжили люди. По большому счету, это была, конечно, не настоящая подлодка, а «полупогружное судно», как окрестили находку полицейские. То есть она не способна была уйти на дно, а плыла примерно в полуметре под водой, высунув наружу выхлопную трубу. В полиции посмеялись и решили, что это был единичный продукт жизнедеятельности какого-то сумасшедшего колумбийского наркопрофессора.

Но через пару лет подлодки повалили одна за другой. В 2006-м их накрывали в среднем по три штуки в год, в 2008-м – уже по десять штук в месяц! В том же 2008 году примерно треть всего кокаина прибывало в Америку на таких вот разнокалиберных полупогружных судах. Как правило, они подходили к западному побережью Мексики, передавали товар на скоростные катера или рыбачьи лодки, после чего команда открывала специальный клапан – и подлодка тонула как ненужная улика.

Между прочим, таким образом на дно отправлялось около миллиона долларов, но успешно доставленный груз стоит минимум в сто раз больше. Америку масштаб подлодочного нашествия начал серьезно напрягать около года назад. Тогда представитель береговой охраны США Тимоти Эспиноза заявил на пресс-конференции: «Колумбийские подлодки рассматриваются в США как актуальная угроза. Они перевозят по 10-12 тонн кокаина, и в них теоретически можно засунуть что угодно: нелегальных мигрантов, оружие, наконец, террористов!»

Однако задавить врага в зародыше Штаты были не в силах: наркосубмарины строят в непроходимых колумбийских болотах. Сверху эти доки разглядеть невозможно из-за густой листвы и почти постоянной облачности. Так что американцам оставалось только отчаянно охотиться на подлодки в своих водах: Впрочем, колумбийцы давно придумали, как перехитрить охотника.

Мокрое пекло

Диего вспоминает, в первые дни плавания ему все время казалось, что это никогда не кончится. В лодке не хватало места даже для того, чтоб хотя бы один человек мог лечь, распрямив все тело. Капитан в персональной крошечной рубке тоже спал скорчившись. А команда дремала по очереди на ящике перед штурвалом, облокотившись о спину рулевого. Уже через несколько дней такого сна реальность как будто подергивается дымкой и все остальные неприятности почти перестаешь замечать.

Диего механически ел черствый хлеб и консервированного тунца – их неизменный паек. Когда у кого-нибудь возникала потребность облегчиться, капитан тормозил судно и виновник остановки выбирался наружу, чтобы удовлетворить свои потребности, ба лансируя на скользкой крыше подлодки. Их «кастрюля» постоянно где-то подтекала, так что раз в дня дня приходилось останавливаться и откачивать воду. Большую часть времени они ходили чуть не по щиколотку в воде. Но хуже всего – постоянная жара, духота и влажность.

В обязанности Диего входило регулярно окатывать двигатель холодной водой, что бы он не перегревался. От этого над мотором поднималось огромное облако горячего пара, которое превращало тесное помещение в на стоящую сауну. Они все ходили в одних трусах. Через вентиляционную отдушину, выходившую на поверхность, проникало ровно столько воз духа, чтобы не упасть в обморок, но даже его отравляли дизельные пары двигателя. Большую часть времени люди сидели молча и думали о том, как получат деньги и что с ними сделают. Диего пытался посчитать, сколько времени осталось до этого момента.

Он представлял, как сядет на нормальный корабль в Мексике и по плывет домой – это где-то неделя. Но вот сколько осталось до Мексики? Никто не подозревал, где они находятся. Когда Диего рулил, он, конечно, мог посмотреть в узкую смотровую прорезь, но оттуда видно было лишь океан, абсолютно одинаковый во все стороны. Только капитан имел право выходить на связь с заказчиками по радио. Он уверял, что их плавание продлится около восьми дней.

Приплыли

На седьмой день питьевая вода и продукты почти подошли к концу. Однако капитан упорно не говорил, как долго еще осталось. Его молчание очень нервировало механика и Диего. Мексиканец-охранник с само го начала был похож на безмолвный мешок и по-прежнему не подавал признаков жизни. После ужина он высунул голову в люк, чтобы немного продышаться, но вдруг с невероятным проворством засунул ее обратно и выдохнул: «Грингос!»

Оказалось, он увидел патрульный американский вертолет в небе, но не был уверен, заметили их или нет. Капитан тут же заглушил мотор. Стало непривычно тихо. Минут через десять голову высунул уже капитан. Ровным, спокойным голосом он сказал сверху: «Все, приплыли. Они кружат над нами. Арлей, открывай клапан. Уходим на дно». Диего с удивлением наблюдал, как капитан достал откуда-то спасательные жилеты и сигнальные фонари, быстро раздал все это экипажу, заставил их переодеться и подтолкнул к выходу. И тут Диего понял, что вода, которая все это время плескалась на полу, очень быстро начала прибывать.

Они еле успели выкарабкаться наружу, как лодка медленно начала уходить на глубину. Экстренное затопление – это и была фирменная колумбийская защита от полиции! К ним стреми тельно приближался патрульный крейсер береговой охраны, но капитан, беззаботно насвистывая, болтался на волнах в своем жилете. Теперь они были просто потерпевшими крушение моряками. Поди докажи, на каком судне они плыли и что с собой везли!

Когда их подняли на борт, Диего услышал, как американский лейтенант зло ругается. И вдруг кто-то на катере резко закричал.

Диего обернулся и увидел, как один из копов показывает за борт. Каким-то образом часть кокаинового груза выплыла через люк и теперь болталась прямо на месте их бывшего «крушения». Американцы начали с энтузиазмом вылавливать полиэтиленовые пакеты. Диего только моргал и уже не мог понять, что с ним теперь будет. Все произошло слишком быстро. Только полчаса назад он тупо сидел на ящике в полудреме… Наверное, один только капитан, который очень побледнел и больше не вы глядел веселым, догадывался, что их всех ждут внушительные сроки в федеральной тюрьме.

Ловля корабля

Эпизод со всплывшими пакетами и суд над экипажем подлодки попал в международные новости в 2007 году. Конечно, это была большая удача – захватить экипаж подлодки с поличным. Но главная тайна осталась нераскрытой: сама подлодка находилась в безопасности на океанском дне. С тех пор как наркосубмарины оборудовали «полицейским» клапаном, береговой охране не удалось взять ни одной. А между тем, охотники верили, что, если бы им удалось заполучить подлодку, они бы смогли понять, как их делают, и, может быть, даже вышли на изобретателя этого гигантского кустарного флота, который уже получил у полицейских подпольную кличку «капитан Немо».

Для поимки подлодок вдоль всего тихоокеанского побережья была развернута операция «Панама-экспресс», которая объединила береговую охрану. Заполучить субмарину мечтали все офицеры поголовно, а по везло бравому лейтенанту Делгадо.

Он находился на дежурстве в районе Гватемалы, когда в его квадрате патрульный самолет заметил объект, за которым следили с момента выхода из Колумбии. Случилось это спустя год после того, как попался Диего, в сентябре 2008-го. Получив сигнал, Делгадо мгновенно проснулся (было около 12 часов ночи, и бравый лейтенант слегка задремал), потянул руки, хрустнув пальцами, и взялся за дело. За 20-летнюю карьеру на его счету было около 16 тонн кокаина, рассованного по траулерам, кораблям, катерам и даже прогулочным лодкам

Теперь ему предстояла охота на особую рыбу, которая по-хорошему называлась «повышение с особой наградой». План был прост, Делгадо, как тать в ночи, появляется в квадрате, где видели субмарину, и немедленно высаживается на крышу подлодки. Все это удалось проделать достаточно элегантно. Но вот после того, как Делгадо постучался в люк оборонной фразой «Полисия американо!», события приняли неожиданный оборот. Субмарина начала переваливаться с боку на бок, как бешеная касатка.

К счастью, капитану удалось ухватиться за систему выхлопных вентиляционных труб, так что коварный маневр не лишил его господствующей позиции, хотя и весьма огорошил. То, что самодельные подлодки умеют еще и вертеться, «полисия американо» узнала впервые. Убедившись, что копа сбросить не удается, из люка показалась голова с испуганными глазами. Она собиралась уже предъявить на милость лейтенанту и все остальное туловище, но Делгадо был не так прост. Он прекрасно понимал, что, пока обитатели подлодки уныло и медленно выходят по одному, последний из них открывает потопляющий клапан. Так что голове было указано пистолетом засунуться обратно, и лейтенант лично спустился в недра, где и застал механика за открыванием клапана.

Пистолет решил и эту проблему, и Делгадо вышел полным победителем. В его руках оказался не только экипаж и около семи тонн кокаина, но и настоящая подлодка! Кстати, то, что обнаружилось внутри, разительно отличалось от обстановки, в которой путешествовал наш несчастный Диего. Теперь в распоряжении экипажа были кровати, кондиционер и даже спутниковый телефон! «Капитан Немо» не терял времени зря в этот год.

Кокаиновый Немо

Однако любовь к прогрессу сослужила «капитану» плохую службу. Американские спецслужбы проанализировали, из каких материалов была сделана лодка, и в итоге им удалось напасть на след колумбийских субмариновых верфей, которые заказывали эти материалы и дорогие навигационные приборы в промышленных количествах. А заправлял всем процессом маленький плотный человечек с лицом бульдога и именем Энрике Портокарреро. Он и был таинственным «капитаном Немо».

В молодости Энрике некоторое время проработал в сухом доке, где освоил азы судостроения. Этого оказалась достаточно, чтобы он смог сконструировать неуклюжую, но вполне действующую подлодку. Конечно, живи он на Украине, плавать бы этой субмарине в деревенском пруду… Но Энрике был колумбиец, и его изобретение появилось как раз в нужном месте и в нужное время. Надо отдать должное «капитану»: несмотря на внутренние изменения, внешний дизайн в течение десяти лет выполнялся в лучших традициях Жюля Верна – с невероятными трубами и выступами.

Каждая лодка делалась по индивидуальному чертежу под определенную партию кокаина. На ее изготовление уходило около трех месяцев – в основном потому, что на верфях очень дозировано и аккуратно заказывали материалы. Однако на главной верфи «капитана Немо» были гораздо менее щепетильные последователи и подражатели, которые и «попалили» всю систему.

Когда колумбийские спецслужбы пришли брать «капитана», тот не оказал сопротивления. Он шел в наручниках медленно и с достоинством, как настоящий король большой эпохи в великом андийском кокаиновом трафике. Однако конец эпохи – это еще не конец истории.

Фрэнк Оуэн, журнал МАКСИМ 

You may also like...