Операция «Антирадар»: о том, как автомобилисты обходят радары ГАИ

Сотрудники ГАИ чаще всего останавливают водителей из-за превышения скорости. Как правильно превышать скорость и чем чреваты гонки по городу, должен знать каждый водитель. В помощь автомобилистам вся правда о радарах и о том, как с ними бороться.

Сотрудники ГАИ чаще всего останавливают водителей из-за превышения скорости. Это вполне справедливо, и спорить с тем, что несоблюдение скоростного режима опасно как для самого лихача, так и для окружающих, абсурдно и бесперспективно. Но порой ситуации оказываются достаточно спорными.

Причем виновниками такой неоднозначности являются и представители ГАИ, и техника, с которой они работают, и сами водители. Разоберемся в этом вопросе, а также выясним, как можно сэкономить на штрафах за превышение скорости

Слепой и зрячий

Сегодня на вооружении ГАИ находятся восемь официально утвержденных измерителей скорости: «Беркут», «Сокол», «Искра-1», «Радис», «Рапира», «Визир», «Арена» и TruCam. То есть если вам показывают вашу скорость, к примеру, на микроволновке или мобильном телефоне, подключенном к ноутбуку, – знайте, действия сотрудника ГАИ нелегитимны и стоит насторожиться. Все вышеперечисленные радары можно условно разделить на два вида: с видео- и фотофиксацией и без таковой. Начнем с последних.

Радиолокационные измерители скорости российского производства «Сокол» и «Искра-1» близки по техническим характеристикам, но работают в разных частотах. «Искра-1» способна также фиксировать скорость не только встречной «мишени», но и удаляющегося автомобиля. Правда, оба радара морально устарели и имеют целый ряд недостатков.

На помощь им пришли «Беркут» и «Радис», которые на порядок более компактны и имеют целый арсенал новых функций. «Беркут» весит 600 г, а «Радис» вообще оказался рекордсменом с весом 230 г и размерами, сравнимыми с мобильным телефоном. Кстати, в «Радисе» даже есть встроенный фонарик с ультрафиолетовым светом – может, для проверки подлинности купюр? Нет! Исключительно для подсветки документов!

Вторая группа радаров, в которую входят «Рапира», «Визир», «Арена» и TruCam, хоть и разные по спецификациям и цене (к примеру, «Визир» стоит порядка 25 тыс. грн., а стоимость «Арены» для ГАИ, то есть для налогоплательщиков, переваливает за 150 тыс. грн.), но обладают одним «неприятным» свойством: с помощью встроенной фото- и видеокамеры могут зафиксировать госномер автомобиля нарушителя и засвидетельствовать, что превысил скорость именно он. Самое интересное, что наши умельцы и здесь смогли адаптироваться и наловчились обманывать даже «всевидящее око».

Но об этом немного позже. Вне зависимости от того, на какой «фен» или «камеру» вас поймали, вы имеете полное право потребовать у сотрудника ГАИ действительный сертификат, подтверждающий соответствие радара требованиям точности измерения. Это ваше законное право, так как если остановивший вас сотрудник все же выписывает протокол об административном нарушении, в него необходимо занести данные прибора, указанные в сертификате. Если же таких данных не окажется – это будет одним из оснований для отмены постановления о штрафе в суде.

Кстати, о наказании «рублем».

Два по «100», один по «50» и общественные работы

Парадоксально, как и все в нашей стране, но факт: скоростной режим хотя бы раз в жизни нарушали абсолютно все водители, но какой за это нынче предусмотрен штраф – многие не знают. Итак, если стрелка вашего спидометра поднялась не выше чем на 50 км/час от разрешенной на данном участке дороги скорости – вы отделаетесь 255–340 гривнями. В случае если превышения в 50 км/час вам мало и вы думаете, что ваше генеалогическое древо уходит корнями в Германию в древний род Шумахеров, – готовьтесь выложить 510–680 грн. или посвятить 30–40 часов общественным работам.

Кстати, еще меньше граждан знают, что такое «общественные работы». Как выяснилось, под этим понятием у нас в стране подразумевается уборка улиц, покраска заборов, расчистка снежных сугробов и т.д.

А уверенность наших водителей в «неприкасаемых 20 км/час» – правда чистой воды. Такое превышение не считается административным правонарушением.

Водители не сдаются

О том, как автомобилисты обходят радары ГАИ, сегодня можно писать книги. Такое противодействие напоминает старый диснеевский мультик «Том и Джерри», где кот – это ГАИ, а мышка – безобидные водители. Правда, в реальном противостоянии в борьбе используются не мультяшная домашняя утварь, садовые инструменты и продукты питания, а всевозможные приспособления, уловки и даже современные технологии.

Самый распространенный способ ухода от ответственности – внимательно наблюдать за встречным движением и вовремя улавливать сигнал дальним светом соседа по потоку. Этот жест водительской солидарности уже давно прижился на наших дорогах и является, пожалуй, самым надежным из незапрещенных средств избежания административной ответственности.

Есть, правда, целый ряд нелегальных уловок. В самый разгар злополучной эпопеи с «письмами счастья» что только ни придумывали наши водители, чтобы их номер не засветился перед радаром: и наносили специальные светоотражающие спреи, и устанавливали затемняющие рамки, и даже монтировали сменные номера, а то и вовсе снимали их со штатных мест.

С отменой автоматической фиксации правонарушений и обязательности составления протокола сотрудниками ГАИ необходимость в утаивании номера отпала сама собой. Хотя даже сегодня есть уникальные индивидуумы, которые на свой страх и риск, дабы скрыть свой номер от объектива «Визира», заклеивают его часть куском мокрой газеты – мол, «случайно по дороге прилепилось». Но основная борьба переместилась в более цивилизованную плоскость.

Называть своими именами

На рынке Украины есть множество видов «антирадаров». Здесь, правда, следует сделать одно, но очень важное замечание. Дело в том, что словом «антирадар» называют определенное активное устройство, которое отражает излучаемые гаишным радаром волны и передает их обратно на измеритель скорости, искажая показатели.

Такие устройства запрещены на территории нашей страны, а за их использование предусмотрена очень серьезная ответственность, вплоть до уголовной. Мы все же исправимся и вернемся к рассматриваемым нами радар-детекторам. Их основная функция – раннее определение установленного на пути следования радара и предупреждение водителя специальным звуковым и световым сигналом. Действие таких приспособлений никак не регламентировано, а значит их использование разрешено.

Представленные в Украине радар-детекторы отличаются ценой (от 400 грн. до 10 тыс. грн.), чувствительностью и точностью настроек. Они работают на X, K и Ka частотах – на них же трудятся радиочастотные «Визир», «Беркут» и «Радис». Кстати говоря, недавно установленный в тестовом режиме (скажем по секрету) на Столичном шоссе, 100 ультрасовременный радар «Арена» не обнаруживается радар-детекторами, так как стационарно снимает с верхней точки в попутном направлении.

А если все же «тормознули»

Если вас все же остановили сотрудники ГАИ и инкриминируют вам превышение скорости, не стоит сразу отдаваться «в лапы правосудия». Для начала следует разобраться в ситуации. Во-первых, говорите спокойно, уверенно и внятно. Не нужно сразу соглашаться с вердиктом инспектора. Во-вторых, если вы действительно превысили и на радаре именно ваша скорость, затребуйте, как мы советовали выше, сертификат на данный радар, а также проверьте, опломбирован ли сам прибор.

Проследите, чтобы в протоколе был отражен его номер. В случае если радар не снабжен функцией фото- или видеосъемки, в протоколе должна присутствовать дополнительная доказательная база, к примеру показания двух независимых свидетелей. Кстати, если их подписей нет, вы тоже можете оспорить данное решение в суде. Каждый человек сам вправе решать, как вести себя на дороге. Одни носятся сломя голову, другие – максимально строго соблюдают ПДД. Главное – всегда оставаться людьми, в том числе и за рулем, и помнить: превышение скорости является нарушением ПДД и карается по закону.

Где чаще всего в Киеве сотрудники ГАИ замеряют скорость с радаром

Краснозвездный пр-т, пр-т Дружбы Народов, Столичное шоссе, ул. Саперно-Слабодская (на съезде с Южного моста), пересечение ул. Заболотного и Метрологической, пр-т Глушкова (выезд и въезд в город по Одесской трассе), пр-т Бажана (на съезде с Южного моста), Днепровская набережная, ул. Бориспольская, пр-т Броварской, пр-т Генерала Ватутина (район Московского моста), пр-т Воссоединения (район моста Патона), бульвар Перова, ул. Богатырская, Московский пр-т, бульвар Леси Украинки, Набережное шоссе, Кольцевая дорога, ул. Елены Телиги, ул. Электриков, проспект Победы, Надднепрянское шоссе

Комментарий Ростислава Шапошникова, руководителя общественного проекта «Дорожный контроль»:

Далеко не каждый водитель знает, что согласно ст. 251 КУпАП доказательством нарушения могут быть лишь данные того прибора, который обладает функцией фото- и видеозаписи. Инспекторы ГАИ не имеют права обвинять автомобилистов в превышении скорости, ссылаясь на показания измерителей «Беркут», «Сокол», «Радис» и т.д. В случае штрафа такие постановления, как правило, отменяются в судах. Если инспектор собрался выписывать протокол, предупредите его, что его решение будет обжаловано и в случае победы в суде он будет привлечен к дисциплинарной ответственности согласно приказу МВД №77. Часто это приносит эффект и водителя отпускают.

Автор: Сергей Громов, Weekly.ua

You may also like...