Хранители воровских традиций

Государственная пенитенциарная служба имитирует тендеры по закупке продовольствия для заключенных. Закупая харч по розничным ценам столичных супермаркетов. Ирония судьбы: государство показательно «обносят» «погонники», отвечающие за перевоспитание уголовников. Очевидно: тюрьмы эти «правохранители» явно не боятся.

Пролог

Если кому-то от скуки захочется зайти на официальный сайт Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний, то на главной странице он сразу же натолкнется на развернутую рубрику «Новости». Можно их почитать. Там будет всякая малонужная информация о конкурсах зоновской самодеятельности, посещениях колоний очередной церковной делегацией, каких-то совещаниях-заседаниях-встречах и тому подобная ерунда.

(К слову, государственного органа с таким названием – «департамент исполнения наказаний» – уже как бы не существует. Указом Президента его переименовали в Государственную пенитенциарную службу.)

Но, вернемся к сайту. Слева на его главной странице размещено оглавление, и первым пунктом его – те же «Новости». Любой здравомыслящий человек «клацать» по этой строчке не станет, новости ведь и так уже открыты. А если все-таки переступить через здравый смысл и «клацнуть», то новостей окажется намного больше. Таким нехитрым, но вполне эффективным способом они спрятаны от чужих глаз.

И в этих новостях уже имеются сведения гораздо более материальные, нежели описание фантастических подвижек в процессе исправления и ресоциализации осужденных. Например, о результатах тендеров, на которых решается, сколько бюджетных (правильнее было бы говорить – народных) денег и кому будет заплачено, чтобы содержать в сытости 150-тысячную армию украинских заключенных. Отчеты о результатах этих процедур даже для человека, имеющего слабое представление о торговле, бухучете и логистике, содержат немало интересной информации.

Сладкая жизнь

Например, «Отчет о результатах проведения процедуры открытых торгов по закупке сахара (сахар-песок) № 2 от 10 февраля 2011 года». Заказчиком выступает Госдепартамент исполнения наказаний (тот, который пенитслужба), источник финансирования – средства Государственного бюджета Украины, количество участников процедуры закупки – 2. Пенитслужба намерена закупить 1800 тонн сахара.

Оба участника «загадывают» одинаковую сумму – 16 200 000, 00 (шестнадцать миллионов двести тысяч) гривен. По каким-то (непонятно каким) соображениям комитет по конкурсным торгам выбирает одну из фирм – донецкое ООО «Синтезпродсервис».

А теперь давайте подсчитаем. Тупо, «по-лоховски», открыв калькулятор на мобилке или взяв ручку и лист бумаги. 16 200 000 гривен делим на 1 800 000 кг сахара-песка. Получается ровно 9 гривен. То есть, пенитслужба покупает сахар оптом по цене 9 гривен за килограмм! Но ведь это розничная цена фасованного сахара в супермаркетах! В эту цену входит огромное количество затрат: транспорт, бензин, хранение, расфасовка, аренда помещений, заработок водителей, грузчиков, кассиров и т.д. и т.п. И в результате получается 9 гривен. А пенитслужба закупает сахар вагонами по такой же грабительской цене.

В то же время в Интернете полно предложений по продаже сахара-песка оптом по цене 6 гривен 30 копеек за килограмм. Безо всяких тендеров. Странно. Тендер, по идее, должен за счет конкуренции сбивать цену, которую хочет получить продавец, а на деле все выходит наоборот.

Давайте подсчитаем еще. Если бы пенитслужба закупила сахар по цене 6 гривен 30 копеек, то на приобретение 1 800 тонн затратила бы всего 11 340 000 гривен. Разница составляет 4 660 000 гривен. Почти 600 тысяч долларов! Интересно, кому эти «бабки» пойдут в подарок?

Ловись, рыбка

Аналогичная ситуация отражена и в других отчетах пенитслужбы о результатах торгов. Хотя правильнее было бы вместо слова «торги» употреблять слово «сговор». Или – «преступный сговор».

Читаем. «Отчет о результатах проведения процедуры открытых торгов по закупке соков фруктовых и овощных (сок томатный, яблочный, яблочно-виноградный)». Пенитслужба закупает соки в количестве аж 350 тонн! Из шести продавцов тендер выигрывает СП «Витмарк-Украина» из Одессы, предложившее минимальную цену: 1 701 000 гривен. Но и в случае этой «мизерной» цены получается, что килограмм, или, что удобней, литр сока стоит 4 гривны 86 копеек. Но ведь это чуть дешевле цены розничного товара!

Кроме этой якобы нелепицы, в глаза бросаются еще два обстоятельства. Первое: на что рассчитывали участвовавшие в тендере ООО «Синтезпродсервис» и ООО «Марионика», заломившие цену на соки в 2 450 000 гривен, что равняется 6 гривнам 45 копейкам за литр, то есть намного больше розничной цены? Ответ прост: да ни на что не рассчитывали, просто нужно было создать видимость конкурса, а чтобы наверняка не помешать продавцу, которого заранее «назначил» покупатель, «загнули» абсолютно идиотскую цену.

И еще вопрос, остающийся без ответа: а кто же на самом деле выпьет эти соки? Неужели зэки? Да их так, пожалуй, из тюрьмы и не выгонишь…

Читаем еще. «Отчет о результатах проведения процедуры открытых торгов по закупке продукции рыбной (рыба (путассу, Аргентина) замороженная)». Оставляя в стороне лишние подробности, подводим результат. 1 300 тонн далеко не самой ценной рыбы были куплены за 19 760 000 гривен, или по 15 гривен 20 копеек за килограмм. «Подфартило» севастопольскому ООО «Морской колокол».

Еще шедевр виртуозной пенитенциарной коммерции – «Отчет о результатах проведения процедуры открытых торгов по закупке крупы (крупа пшеничная, перловая, ячменная, кукурузная, пшенная, овсяная)». Всего крупы было закуплено 2 550 тонн. Из них, например, перловки – 500 тонн. За 1 765 000 гривен. То есть, по цене за килограмм 3 гривны 53 копейки. А в розничной торговле эта крупа продается по 3 гривны и даже дешевле. Сказка? Сказка, конечно, только очень страшная сказка. «Удачливый» продавец в этом случае – ООО «Аграрно-Топливная компания» из Запорожья.

Можно и дальше разглядывать результаты тендеров, проведенных Госпенитслужбой, но нового в них не будет ничего; такая же псевдоконкуренция и, в результате, приобретение продуктов по явно завышенным ценам. К сожалению, на официальном сайте не указывается процент «откатов», получаемых чиновниками после таких «удачных» сделок. Закон Украины «О госзакупках», принятый в июле прошлого года (это очередной умышленно импотентный закон, дружно проголосованный парламентским большинством) требует от госструктур публиковать лишь результаты торгов. Они и публикуют. По возможности незаметно.

Родина должна знать своих героев

Пенитенциарный комитет по конкурсным торгам состоит из двенадцати человек. Правильней было бы говорить: из двенадцати должностных лиц. Звание «человек» предполагает существование личности с присущими ей чертами: интеллектом, совестью, честью, стыдом… А должностное лицо – всего лишь субъект казенной инструкции, носитель великого знания о порядке служебного функционирования, чинопочитания, своевременного лакейства и лести, бюрократической дипломатии и подковерных интриг.

Было бы неправильно считать, что все члены комитета имеют долевое участие в формировании преступных цен и «раскраивании» откатов. Большая часть из них к кормушке не допущена, они скромно ставят свои подписи в том месте, где указывают старшие «товарищи», от которых полностью зависит их холуйское благополучие: непыльная и неплохо оплачиваемая работа, какой-никакой социальный статус, ранняя пенсия и т. п. Как говорил горьковский Сатин: «Кто независим и не жрет чужого, тому ложь ни к чему. Ложь – религия рабов и хозяев». Они – рабы тех, кто жрет чужое.

Но, думается, коль эти должностные лица фигурируют в отчетах о состоявшихся торгах, то было бы нелишним назвать их. Всех – и хозяев, и рабов.

Председатель комитета – Заместитель Председателя Госпенитслужбы Пудак Валерий Анатольевич (в оригинале именно так: и «заместитель», и «председателя» с большой буквы, этакая наивная компенсация комплекса неполноценности и холуйский гимн начальству – прим. автора).

Заместитель Председателя комитета – Заместитель Председателя Илларионов Виктор Александрович.

Члены комитета:

Заведующий сектором закупок и подготовки тендерных процедур управления материально-бытового обеспечения Баранов Валерий Викторович.

Начальник управления по организации производственной деятельности и экономике Галущенко Александр Павлович.

Начальник отдела – врач отдела организации лечебно-профилактической работы с персоналом управления охраны здоровья и медико-санитарного обеспечения Малазония Зураб Теймуразович.

Начальник управления (!) по вопросам предотвращения и противодействия коррупции и внутренней безопасности Коваль Анатолий Алексеевич.

Заместитель начальника отдела организации правового обеспечения и судебно-претензионной работы Мотлях Сергей Григорьевич.

Начальник отдела инженерно-технических средств охраны, вооружения и связи департамента охраны, надзора и безопасности Ткач Игорь Григорьевич.

Начальник отдела организации контрольно-ревизионной работы Новиков Александр Александрович.

Начальник управления материально-технического обеспечения Робак Вадим Александрович.

Временно исполняющий обязанности начальника управления бухгалтерского учета и финансовой отчетности Рубан Сергей Васильевич.

Секретарь комитета, старший инспектор сектора закупок и подготовки тендерных процедур управления материально-бытового обеспечения Калиновский Виталий Викторович.

Эпилог

В текстах, которые Госпенитслужба размещает в СМИ, часто присутствует такая (крайне отрицательная! А-я-яй!) характеристика иного заключенного: «поддерживает «воровские» традиции». Но после прочтения отчетов о тендерах создается устойчивое ощущение, что главный хранитель и ревнитель «воровских» традиций – сама пенитслужба. Куда уж до такой мощной преступной организации полуграмотным блатным!..

Остается лишь пожелать этой организации новых успехов в деле наставления на путь истинный осужденных уголовников. Им уже есть у кого и чему поучиться!

Продолжение следует

Владимир Ажиппо, ветеран МВД, специально для «УК»

You may also like...