Землетрясение в 8 баллов: украинские АЭС спасет контрабанда?

 Чтобы следить за сейсмоситуацией в Украине, ученым приходится привозить дорогое иностранное оборудование чуть ли не контрабандой. А в это время украинские АЭС, не проводящие самостоятельных исследований и не выполняющие требований МАГАТЭ, заявляют о своей надежности. Похоже, они решили следовать правилу «меньше знаешь – лучше спишь».

Нет денег – нет землетрясений?

Украинские чиновники среагировали на землетрясение в Японии и последовавшие за ним взрывы АЭС «Фукусима-1» достаточно оперативно. В том смысле, что сразу появился ряд сообщений о том, что у нас-то все спокойно. В частности, премьер-министр Николай Азаров заявил, что украинские АЭС расположены в сейсмически безопасной зоне. Поспешили успокоить украинцев и в МЧС и на АЭС.

В то же время в Минрегионстрое говорят о необходимости быть готовыми к землетрясениям. «Угроза существует, и потому у нас и сейсмичность 8-9 баллов в Карпатском регионе. Но напрямую связывать все то, что сегодня происходит в Японии или происходило на Гаити с тем, что может произойти в Карпатском регионе или в Крымском, на мой взгляд, не нужно», – говорит в. о. первого замминистра регионального развития и строительства Анатолий Беркута. В частности, по его словам, согласно расчетам, в Киеве интенсивность землетрясения может составить 6 баллов раз в 5 000 лет. «Другое дело, что никто не может сказать – это будет завтра или это будет через 5000 лет», – уточняет он.

Впрочем, как объясняет замдиректора по научной работе Института геофизики им. С. И. Субботина НАН Украины Александр Кендзера, ситуация выглядит не так оптимистично, как об этом говорят. По его словам, наши АЭС до сих пор не выполнили требования МАГАТЭ о создании систем сейсмонаблюдения на территории самих станций и вокруг них. Пока же проверка сейсмоактивности вокруг украинских АЭС проводилась полевыми сейсмостанциями, которые работали лишь краткосрочно, а на Запорожской АЭС исследования не проводились вовсе.

Месторасположение сейсмостанций в Украине

Источник: Институт геофизики им. С. И. Субботина НАН Украины

«Требуемые МАГАТЭ системы наблюдения за АЭС у нас пока созданы только на бумаге», – объясняет А. Кендзера. На это, по его словам, попросту не хватает денег, ведь создание полноценной сейсмостанции «под ключ» обходится примерно в 2,5 млн. грн. «Только один качественный датчик стоит $24 тыс., и то, если покупать его у завода-изготовителя, а не в Украине после доставки и прохождения его через таможню», – рассказывает он. И добавляет, что был случай, когда руководитель одной из сейсмостанций был вынужден купить такой датчик за рубежом и привести его в Украину в личных вещах – только «контрабандой» и удалось сэкономить.

Неспокойный атом

Поэтому А. Кендзеру озадачили сообщения о том, что сейсмоситуация на украинских АЭС контролируема. «Запорожская станция настолько мощная, что я не понимаю, как ей выдают лицензии на работу, если она не только не строит вокруг себя системы сейсмического мониторинга, но они даже не определили уровень своей сейсмической опасности», – возмущается он.

Действительно, в сообщении информцентра ЗАЭС ничего не сказано о том, насколько сильный катаклизм может выдержать объект – указывается лишь, что станция расположена в пределах Приднепровского блока сейсмически спокойного Украинского кристаллического щита в 5-балльной сейсмической зоне.

«В пределах региона ЗАЭС очаги землетрясения отсутствуют, а ближайшие – Крымская и Карпатская очаговые зоны – расположены на расстоянии соответственно 300 и 900 км от ЗАЭС», – заявляют на станции. Правда, сейсмологи всегда подчеркивают, что интенсивность и разрушительная сила землетрясения зависят не только от близости к эпицентру, но и от геологических особенностей конкретного участка земли.

В качестве примера А. Кендзера приводит ту же Запорожскую и Южно-Украинскую АЭС. По его словам, сейсмическую ситуацию на территории вокруг Южно-Украинской АЭС изучали достаточно детально несколько раз. И все исследования показывают, что хоть она и расположена ближе к зоне Вранча (сейсмоактивная территория в Румынских Карпатах), но опасности больше подвержена именно Запорожская АЭС, которая построена на песчаном левом берегу Днепра. А вот Южно-Украинская АЭС с точки зрения сейсмозащиты как раз является достаточно надежной.

Карта расположения украинских АЭС

Источник: Институт геофизики им. С. И. Субботина НАН Украины

Впрочем, этого нельзя сказать о Чернобыльской АЭС и построенном там хранилище ядерных отходов. Как объясняет технический директор ОАО «Укрстальконструкция» Виктор Снисаренко, построенный после взрыва на станции саркофаг не имеет фундамента, поэтому его стены и потолок пронизаны трещинами, а сам он со временем перекашивается от проседающего под ним грунта. А спроектированное французским концерном Novarka укрытие мало того, что конструктивно непродуманное, но и постоянно растет в цене – начинало все примерно с $500-600 млн., а сегодня цифры доходят до $1 млрд.

Кроме того, когда и как качественно будет реализован проект – тот еще вопрос. Вдобавок ко всему там же, в Чернобыле, построено хранилище ядерных отходов, которое пока не эксплуатируется. И хорошо, считает В. Снисаренко, в противном случае очень высока вероятность экологической катастрофы. По его словам, в станах конструкций еще при застывании бетона пошли микротрещины, которые затем попытались заполнить герметиком. «Как заполнились эти щели и насколько это надежное средство – неизвестно», – разводит руками эксперт.

В ГП НАЭК «Энергоатом», обобщая ситуацию, говорят, что с украинскими АЭС все в полном порядке – они работают в режиме усиленного контроля, руководство станций ведет круглосуточный контроль в телефонном режиме, но все под контролем. «На украинских АЭС будет проведена проверка готовности системы аварийного реагирования, системы оповещения и связи, обеспечена готовность персонала аварийных групп и бригад к реагированию в случае возникновения аварии», – сказано в официальном сообщении компании. Правда, в пресс-службе «Энергоатома» сказали, что пока проверка не проводится, и уточнить сроки ее проведения в будущем не смогли.

Хрущевки все выдержат

Лучше обстоят дела с гражданским строительством. Эксперты утверждают, что ДБН В.1.1-12:2006 «Строительство в сейсмических районах Украины» регулируют вопрос на достаточно качественном уровне. «Принятые ДБН в полном объеме реализуются. Здания, которые мы сегодня возводим в том или ином регионе, проектируются по принятой нормативной базе.

В т.ч. и такие объекты знаковые как наш НСК «Олимпийский» или те работы, которые выполняются у нас на Чернобыльской АЭС. Они учитывают все природные возможные катаклизмы и, конечно, предусмотрена в проектной документации соответствующая реакция на возможные смерчи или землетрясения», – объясняет А. Беркута. И добавляет, что указанный ДБН учитывает микросейсмологию (интенсивность разрушения на каждом конкретном участке) и запрещает строить многоэтажные дома сейсмоопасной зоне, чего не было в советское время.

Общее сейсмическое районирование Украины

Источник: ДБН В.1.1-12:2006

Правда, А. Кендзера уточняет, что все не так плохо со старым жилым фондом. «Дело в том, что когда проектировали хрущевки, не знали, где их разместят, а в СССР было много сейсмоактивных зон. Поэтому все типовые дома проектировали из расчета, чтобы с ними ничего не случилось даже при 8-балльной интенсивности землетрясения. А в Киеве больше 6 баллов не ожидается. Так что все старые дома должны устоять, если только они не находятся в аварийном состоянии – в таком случае неприятности может принести даже не землетрясение, а проехавший мимо тяжелый грузовик», – объясняет он.

Замдиректора ГНИИ строительных конструкций Юрий Немчинов уверен – построенные в последнее время высотки в Киеве не разрушатся при 5 баллах, а более сильного землетрясения в столице никогда не наблюдалось и не ожидается. Не сомневается он и в том, что устоят здесь и старые дома, включая хрущевки, а также плотина Кивеской ГЭС.

Зато, по его словам, не терпит отлагательств вопрос сейсмической паспортизации зданий (прежде всего – школ и общественных учреждений) в южных и западных регионах страны. Прежде денег на исследование стойкости зданий не выделяли вовсе, в 2011 г. Ю. Немчинов надеется получить от Минрегионстроя «немного средств» и начать обследовать Севастополь с Крымским побережьем, Одессу и Черновцы. «Больше мы не сумеем сделать», – намекает он на все то же скудное финансирование вопросов безопасности.

Автор: Наталья Тарасова, UGMK

You may also like...