ЕС – Украине: безвизового режима не ждите, нам ваши бандиты не нужны!
О том, что до конца текущего года Украина получит безвизовый режим с ЕС и статус ассоциированного члена заявляют отечественные политики и чиновники с 25 ноября прошлого года. Но такие же заявления делал и Ющенко еще в далеком 2005 году, а воз – и ныне там. И вот почему.
Конец апреля – начало мая 2011 года ознаменовались знаковыми заявлениями лидеров европейских стран и еврочиновников относительно перспектив дальнейшего существования Шенгенской зоны и условий использования ее преимуществ для различного рода неевропейских граждан.
Войны и революции в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а в особенности последствия продолжающейся военной интервенции НАТО против Ливии привели к резкому увеличению потока беженцев, которые заполонили уже все средиземноморское побережье Европы. Жители ЕС не хотят ни видеть, ни кормить такое количество эмигрантов, которые, в свою очередь, вообще не собираются работать и ожидают, что Европа прямо-таки обязана их обеспечивать кровом, едой, одеждой и развлечениями.
Наконец-то, столкнувшись с проблемой агрессивно настроенных иждивенцев, представляющих непосредственную угрозу не только национальной безопасности отдельных стран ЕС, но и всему Евросоюзу, руководство европейских стран начало постепенно уходить от риторики в стиле «толерантности» и избрало весьма прагматичный курс по отношению к нелегальным мигрантам.
До массовых столкновений с мигрантами и блокирования отдельных зон побережья Средиземного моря еще не дошло, но и эта перспектива очень скоро может стать реальностью. Однако заградительные меры, которые сейчас активно обсуждаются и внедряются (пока что в основном на уровне национальных правительств стран ЕС) касаются не только беженцев из Африки и Азии.
Под видом борьбы с проникновением на территорию ЕС террористов представителями Интерпола были сделаны абсолютно четкие заявления относительно позиции этой организации в отношении возможности введения безвизового режима со странами СНГ и Украиной в частности. Ну как тут не вспомнить о том, что буквально месяц назад Украина уже получила намек от Брюсселя о том, что ее «партнерский статус» – весьма зыбкое и странное состояние, не обозначенное ни в каких документах.
…а Интерпол – против!
О том, что до конца текущего года Украина получит безвизовый режим с ЕС и статус ассоциированного члена заявляют отечественные политики и чиновники с 25 ноября прошлого года. Но такие же заявления делал и Ющенко еще в далеком 2005 году, а воз – и ныне там. И вот почему.
После «помаранчевой» революции Киев в переговорах с Брюсселем настаивал на замене утратившего силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) новым Соглашением об ассоциации, в то время как Брюссель хотел заменить предыдущее СПС только Расширенным соглашением о партнерстве и сотрудничестве, чтобы избежать «интеграционного автоматизма». Однако ассоциация Украины сразу же была обесценена провозглашенным ЕС «Восточным партнерством» (ВП). ВП предусматривает ассоциацию также для других восточных соседей. Опять, как и в «Европейской политике соседства», Украине было определено место в группе стран, которые останутся соседями надолго.
С одной стороны, концепция «Восточного партнерства» была инициативой Польши, направленной на усиление позиции Украины, но в реальности она оказалась преградой на пути Украины в Европейский Союз, потому что «Восточное партнерство» стало, по сути, альтернативой членства в ЕС. Как пишет «Зеркало недели», в геополитическом отношении Украина является terra nullius, ничейной землей. На ее территории «европейское соседство», в смысле «Европейской политики соседства» (ЕПС), накладывается на российское «ближнее зарубежье», как Москва называет бывшие советские республики.
В военном отношении Украина не входит ни в Организацию Североатлантического договора (НАТО), руководимую США, ни в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой доминирует Москва. Эта «ничейность» привела к тому, что европейские структуры безопасности воспринимают Украину как угрозу и… стремятся сделать все возможное для ее изоляции и недопущению проникновения украинцев в зону своей юрисдикции.
26 апреля 2011 года, представляя в Брюсселе доклад, посвященный вопросам борьбы с организованной преступностью в ЕС, руководитель полицейского ведомства Европейского Союза Роб Уэйнрайт заявил, что отмена визового режима для Украины и других постсоветских стран таит в себе риски, связанные с распространением организованной преступности в Европе. «Если отменить контроль на границах, это шанс для организованной преступности», – заявил Уэйнрайт.
Украина – часть транзитного пути для азиатских наркотиков в Европу
Эксперты Европола называют украинские преступные группировки одним из ключевых звеньев контрабанды наркотиков в ЕС: если раньше главный маршрут наркоторговли в Европу пролегал из Афганистана через Турцию и Балканы, то сейчас все мощнее становится мафия в странах Черноморского бассейна, отмечают правоохранители.
Новый маршрут пролегает через Иран, Азербайджан, Грузию и Украину в Румынию и страны Балтии, а оттуда – в остальные страны ЕС. Центральная роль в транспортировке героина и кокаина, по данным Европола, отведена порту Одессы. Именно здесь пересекаются несколько маршрутов наркотрафика.
В частности, сюда поступают наркотики из Восточной Африки – через Суэцкий канал и страны Восточного Средиземноморья. «Запланированное введение безвизового режима с Украиной может способствовать трафику через черноморский маршрут», – говорится в отчете Европола.
Согласно ему, отмена виз для граждан названных стран может привести к масштабным злоупотреблениям. При этом специалисты указывают на опыт, полученный после отмены виз для сербов, македонцев и черногорцев. «Без сомнения, это откроет новые возможности для организованных преступных групп, специализирующихся на нелегальной миграции и торговли людьми», – говорится в отчете Европола.
Кроме того, Европол указывает на ключевую роль постсоветских стран в контрабанде сигарет и табака в Западную Европу. При этом указывается на сотрудничество между украинскими, литовскими и польскими преступными группировками: «компании из Украины поставляют табак, остальные компоненты поставляются через порт Клайпеды, сигареты нелегально производят в Польше». «Преступные группировки из Украины, Молдовы, Грузии, России и стран Западных Балкан ждут вступления Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону, чтобы расширить свое влияние в ЕС», – заключают эксперты Европола. И это заключение звучит как приговор самой возможности получения Украиной безвизового режима с ЕС.
Украинский МИД – работа с широко закрытыми глазами
Несмотря на то, что нет никаких перспектив ни в ближайшем будущем, ни в течение даже 5–10 лет на какие-либо подвижки в отношении «евроинтеграционных» устремлений Украины, отечественные чиновники продолжают с упорством, достойным лучшего применения, утверждать, что уже в скором времени Украина получит и безвизовый режим с ЕС. А заодно и статус ассоциированного члена Евросоюза.
На волоске висит и существование Шенгенской зоны. Европа вплотную подошла к рассмотрению вопроса об ужесточении визового режима и пересмотру визовой политики ЕС. С таким призывом к руководству ЕС 26 апреля выступили лидеры Италии и Франции Сильвио Берлускони и Николя Саркози. Данный поворот событий весьма некстати для Киева, добивающегося безвизового режима с ЕС и начавшего выполнение соответствующего плана действий.
Покуда ситуация вокруг африканских беженцев будет развиваться по худшему сценарию, украинские власти могут распрощаться с надеждами на прорыв в переговорах с ЕС по безвизовому режиму как минимум до конца года. Возможно, к этому времени в Европе появятся новые, еще более жесткие правила для въезда и передвижения внутри Евросоюза лиц из третьих стран, а европейские переговорщики смогут попытаться навязать их украинской стороне, несмотря на все предыдущие договоренности и наличие сегодня у Киева вполне четкого Плана действий по либерализации визового режима.
Причем украинцы могут пострадать лишь потому, что они такие же «соседи» ЕС, как и африканцы. Евросоюз, как известно, – содружество с принципами. Один из них гласит о недискриминационном отношении к гражданам третьих стран. И если меры по ужесточению контроля над выходцами из африканских стран будут утверждены, что весьма вероятно, это автоматически отразится на всех остальных.
Если в повестке дня ЕС возврат к паспортному контролю на границах, то о каком «безвизовом режиме» да еще и не для члена ЕС может идти речь? Но эти объективные факторы упорно игнорируются украинским МИДом.
Интеграция в ЕС Украине «не светит»
Сейчас в СМИ активно комментируется разработка законопроекта от Партии регионов, устанавливающего контроль над финансированием украинских общественных организаций иностранными донорами. Часто высказывается мнение, что его принятие может препятствовать процессам евроинтеграции в Украине. Уверен, что ничего подобного не произойдет и произойти не может. По простой причине: Украина никуда интегрироваться не будет, так как в ЕС этого не хотят!
В Евросоюзе несколько раз четко и недвусмысленно заявляли, что расширяться не планируют. Поэтому будут здесь финансироваться общественные организации из иностранных источников или не будут, будет ли здесь диктатура эпохи Пол Пота или просвещенная Афинская демократия, ЕС абсолютно неважно. В ближайшие 20 лет Украине членство в ЕС «не светит».
Сейчас в Европе идут активные дезинтеграционные процессы. Намечается достаточно четкий раскол не только между «старыми» и «новыми» членами ЕС, но и среди самих «старых» членов. Вопрос о том, куда девать нелегальных мигрантов, уже серьезно осложнил отношения между Италией и Францией, возможные дефолты Греции и Португалии вновь активизируют анти-ЕСовские настроения в Германии, которая является фактически страной-донором для общеевропейского Стабфонда.
Укрепление евро по отношению к доллару и иным мировым валютам рискует ввергнуть ЕС в новый финансовый кризис уже к осени 2011 года. Тогда раскольнические настроения внутри ЕС вполне могут активизировать полемику относительно возможного разделения Евросюза по формуле «10»+«17». К какой из частей будет присоединяться Украина, а главное – зачем ей это нужно, на данный момент не даст ответа никто.
Ускорение процесса по созданию Зоны свободной торговли с ЕС также не принесет Украине никаких положительных изменений. Наоборот, согласившись «гармонизировать» отечественное законодательство с вроде как «европейским», Украина утратит остатки внутреннего производства. Особенно сильно такая «гармонизация» ударит по остаткам мелкого и среднего бизнеса.
После создания ЗСТ рынки и базары страны опустеют – там будет невозможно торговать ничем, кроме как товарами, соответствующими европейским нормам и стандартам. А проводить такую сертификацию должен будет продавец или производитель. В итоге цены на продукты в Украине вырастут как минимум в 1,5–2 раза. И таких проблем – множество. При этом украинцы не получат ни малейших преимуществ – ни на рынках ЕС, ни в отношении свободного передвижения по странам ЕС, ведь о включении Украины в Шенгенскую зону речь не идет вообще.
Итог неутешителен: попытки хоть чучелом, хоть тушкой войти в Евросоюз для Украины в очередной раз закончились ничем. Интерпол очень четко определил Украину в страны четвертого мира, так как тезисы, озвученные в Брюсселе, до сих пор не применялись даже по отношению к сомалийским пиратам или боевикам «Аль-Каиды».
Добро пожаловать в реальность.
Источник: ХВИЛЯ
Tweet