С почином: в Сомали осуждены белые пособники черных пиратов

История закончилась весьма трагично для ее фигурантов — участников передачи суммы выкупа сомалийским пиратам. Впервые под «пресс» закона попали пособники пиратов из числа белых.

 Ниже — рассказ о превратностях судеб людей, вовлеченных в решение вопросов, связанных с пиратством; тех из них, которые некоторым образом остаются в тени, и информация о деятельности которых очень редко попадает на страницы прессы в силу своей специфики.

Зачастую им приходится действовать на грани закона, поскольку иного практического выхода из ситуации попросту нет. В данном случае поговорим о тех, кто занят непосредственной доставкой выкупа пиратам, что само по себе достаточно рискованное мероприятие.

…Ранним утром 24 мая 2011 года в международном аеропорту Адэн Абдулл столицы Сомали Магадишо приземлился легкий самолет Cessna 550 Citation Bravo серийный номер 550-0932. Борт 5Y-BYDкомпании Phoenix Aviation (Кения, аэропорт приписки Уилсон) прибыл из столицы Кении Найроби с тремя лицами на борту — пилот, помощник и пассажир. Приблизительно в это же время рейсом из Сейшел на посадку зашел борт 5Y-MJA Cessna 208B Caravan I кенийского регистра, принадлежность которого не была установлена.

Самолеты были задержаны силами безопасности Сомали и военнослужащими Миссии Африканского Союза в Сомали, вероятно, на основании оперативной информации. После произведенного досмотра во втором самолете были обнаружены, как обычно говорится в протоколе, валютные ценности в виде банкнот общим номиналом 3,6 млн. долларов США, заранее упакованные и спрятанные от контроля.

Как было позже отмечено в официальном заявлении властей, указанная сумма была получена ранее от неустановленного лица в Гонконге, и предназначалась для выкупа захваченного пиратами судна. Обычная процедура доставки выкупа проста — тюки с деньгами сбрасываются с самолета на борт захваченного судна. В результате шесть лиц (пилоты и пассажиры самолетов) — два кенийца европейского происхождения (бывают и такие), три британца и один американец, были задержаны. Все три британца — сотрудники мавританской компании по управлению рисками Salama Fakira.

Фабула истории проста и обычна для этой части операции по выкупу судна. Если еще лет пять назад суммы выкупа переводились где-нибудь в северном Лондоне или в районе Уэмбли через бюро системы перевода денег сомалийской диаспоры Hawala (Xawaala), то с ростом сумм выкупа эта система просто перестала справляться с объемом сумм. В результате наличные просто сбрасываются с самолетов на борт захваченных суден.

Фабула проста, но в данном случае история закончилась весьма трагично для ее фигурантов — участников передачи суммы выкупа. Трагична, по крайней мере, на сегодняшний день.

18 июня 2011 года суд провинции Бенадир приговорил американца и одного из англичан к 15 годам лишения свободы и к 15 000 долларам США штрафа каждого. Остальные четверо, в том числе пилоты, были приговорены к 10 годам заключения и к 10 000 долларам США штрафа. Все перевозимые деньги и оба самолета были конфискованы в пользу правительства Сомали.

Справка

Единственным правительством Республики Сомали, признанным международным сообществом, является Временное Федеральное Правительство (Transitional Federal Government, TFG). После Битвы в Могадишо в ноябре 1993 г., экранизированной Ридли Скоттом в "Падении черного ястреба, страну покинули войска США и миротворцы ООН.

С тех пор упоминание о Сомали практически исчезло из новостей вплоть до второй половины прошлого десятилетия, когда ее наименование прочно не связалось с морским пиратством. Временное федеральное правительство Республики Сомали получает поддержку от ООН, Африканского Союза и США.

Правительство ведет бои с повстанцами из Аль Шабаб (Al Shabaab) за контроль над южной территорией страны. Под контролем правительства находится 60% столицы Магадишо, в том числе морской порт и аэропорт.TFG выступает категорически против выплаты сумм выкупа пиратам ввиду предполагаемого финансирования повстанческого движения из этих сумм. Впрочем, прямых доказательств нет.

На данный момент пираты удерживают у берегов Сомали, как минимум, 39 судов и 573 заложника. Среди заложников — 6 украинцев-членов экипажа (в том числе капитан судна) балкера m/v Blida, дедвейт 20 586 тонн, флаг — Алжир. Судно было захвачено пиратами 1 января 2010 года в 150 милях от Омана по пути в Дар-эс-Салама , Танзания из порта Салала, Оман с грузом клинкера.

Вполне возможно, что выкуп предназначался им….

Автор: Игорь Руденко, юрист, адвокат (морское международное право), ЛИГА-блоги

You may also like...