Днепр превращается в голубую «Дорогу смерти»

Чем отличается живая вода от мертвой? Это не секрет, а точный ответ дает текст Обращения участников «Общественного движения «За право граждан на экологическую безопасность» к президенту Украины. Можно сказать, что это крик вопиющего в пустыне, ведь жители крупнейшего мегаполиса, раскинувшегося по берегам крупнейшей реки, денно и нощно просят дать пить, имея в виду, конечно, живую воду, а не мертвую. Действительно, жить у главной водной артерии страны и не иметь доступа к чистой воде есть самый настоящий парадокс.

 Откуда же взялась такая странная проблема?

«Безответственная хозяйственная деятельность человека из-за неконтролируемого сброса неочищенных производственных, хозяйственно-бытовых и ливневых стоков десятков тысяч предприятий вдоль Днепра и его притоков превратили реку в главную сточную канаву Украины. Днепр не в состоянии самоочищаться, а водоканалы Украины пытаются из разбавленных стоков приготовить питьевую воду. Только вот существующие технологии водоочистки не в состоянии подготовить пригодную для употребления питьевую воду, а потому восемь из десяти украинцев вынуждены пить и употреблять в домашнем хозяйстве жидкость, которая наносит непоправимый вред их жизни и здоровью».

Это не голословное заявление: представители экологического движения пришли к горьким выводам в результате исследований качества водопроводной воды в разных районах Днепропетровска за 2011 год (www.ecopravo.org.ua). Картина не просто удручающая, а шоковая, ведь сегодня 9 человек из 10, живущих в промышленной зоне, совпадающей с бассейном Днепра, ощущают себя больными. Не намного лучше обстоит дело с качеством питьевой воды, в целом, по Украине: 90 процентов рек, откуда происходит водозабор, экологи оценивают как водоемы с «очень плохим» и «катастрофическим» состоянием. В настоящее время, необходимой очистке подвергается не более 10% всех запасов воды, а загрязняют ее практически повсеместно, в связи с чем эксперты бьют все громче тревогу.

Главные виновники известны – владельцы промышленных предприятий, которые совершенно не заботятся о качестве очистных сооружений и фактически превратили заводы в гигантские туалеты вблизи источников питьевой воды. Возведенная еще в советские времена инфраструктура давно обвешала и вместо нормального технологического процесса идет его наглая симуляция – грязную, использованную воду разбавляют чистой и опять сливают мутную жижу в водоемы.

Особенно, ночью, когда спят доблестные органы контроля, тем более, что много заинтересованных лиц готовы сделать этот сон очень сладким. А утром санитарные врачи театрально вскидывают руки, мол откуда взялась в Украине холерная палочка? Сегодня на берегах реки Днепр располагаются 50 больших городов и промышленных центров, около 20 тысяч индустриальных объектов, более тысячи коммунальных хозяйств, которые превращают живую воду в мертвую, а затем ее пьют 35 млн. жителей страны!

Голубая артерия Украины фактически превращена индустриальными варварами в «дорогу смерти». Ужасают не только масштабы загрязнений, а и тотальное бездействие центральной и местной властей, которые обмениваются липовыми отчетами, лишь бы создать ради «галочки» видимость. Именно бездействие и попустительство власти приводит к тому, что нарушается Водный кодекс Украины — основной закон, призванный обеспечить сохранность, рациональное использование вод для нужд населения и отраслей экономики, а также охрану прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что в последние годы почти целиком остановилось строительство и введение в эксплуатацию новых мощностей очистительных сооружений канализации, тогда как мощности водопроводов продолжают увеличиваться.

Более того, возникла парадоксальная ситуация, когда вода стала загрязняться в самих водопроводных сетях, ведь износ коммунальных систем достиг 60–70%. Но даже такое катастрофическое состояние инфраструктуры не стало аргументом для власти, которая не взялась за реформу водного хозяйства, решив переложить ее на плечи следующего поколения, которого может просто не быть.

Ведь годы независимости в Украине власть бездарно превратила в годы деградации, когда численность населения сократилась более чем на 6 млн. человек, а средняя продолжительность жизни – на три года. Более 90 процентов людей заболевают в трудоспособном возрасте, а к моменту достижения пенсионного рубежа обретают целый букет недугов.

Смертность граждан в активном возрасте от 20 до 50 лет, т.е. расцвете сил, увеличилась в 2,2 раза, что выше в три-четыре раза, чем в странах Западной Европы. Упадочная динамика развития событий приводит к тому, что сегодняшние внуки проживут на 8–11 лет меньше, чем их бабушки и дедушки. В настоящее время 85 процентов школьников имеют существенные отклонения в показателях здоровья, а от 60 до 80 – еще и различные ограничения по годности к армейской службе.

Ждать лучших времен, которые позволят заняться проблемой, уже некогда, ведь при таком катастрофическом развитии событий «светлое завтра» может не наступить. Весной нынешнего года было проведено масштабное исследование качества питьевой воды в водопроводных кранах больших и малых городов, которое показало, что действовать необходимо безотлагательно.

Активисты движения «За право граждан на экологическую безопасность» взяли на исследование более 200 проб воды и провели анализы по 27 показателям, которые характеризуют ее качество, в специализированной аттестованной лаборатории, а результаты обнародовали в специальном выпуске газеты «Экобезопасность». О том, какую воду пьют сегодня украинцы, и почему им угрожает национальная катастрофа, сообщил лидер общественного движения, академик Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) Владимир Гончаренко.

– Скажу откровенно, результаты нас просто ошеломили. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что в большинстве городов и населенных пунктов Украины, источником питьевой воды в которых служат поверхностные воды, из водопроводных труб течет не питьевая вода, а разбавленные хозяйственно-бытовые, производственные и ливневые стоки…

Нынешнее состояние бассейна реки Днепр и, соответственно, качество питьевой воды грозит возможной биолого-генетической деградацией народа, невозможностью устойчивого развития страны… В Украине практически не осталось питьевых подземных источников воды, полностью загрязнены поверхностные воды, из них нельзя приготовить питьевую воду и доочистить ее фильтрами, доступными для населения (бытовые фильтры не способны полностью очистить питьевую воду от органических загрязнений, хлорсодержащих веществ, пестицидов, нефтепродуктовых следов, фосфатов и т. д.).

Что же делать? Необходимо, прежде всего, посмотреть себе честно в глаза и признать, что мы оказались на рубеже, когда решается принципиальный вопрос «Быть или не быть!» Лишь в этом случае власть поймет, что «жареный петух» уже клюнул и пора начинать срочную реанимацию экосистемы Украины. Это, в свою очередь, означает принципиальную необходимость выполнения экологического законодательства, где во главу нужно поставить требования Водного кодекса. Есть позитивный пример Запада, который смог пройти успешно по этому пути, вплоть до реанимации главных водных артерий, например, Рейна, где уже перестала однажды водиться рыба.

Украинцам легче пройти по уже известному пути, на котором опробовано немало эффективных технологий. Еще один рычаг – ужесточение наказания преступления в сфере экологии. Если, например, предприятие отказалось выполнять экологические требования и продолжает отравлять воду, то пусть заплатит многомиллионный штраф, как на Западе, где такие санкции отрезвили нарушителей, подрывавших здоровье нации. В дальнейшем наши соседи перешли от успешной очистки рек к более мягким проблемам – очистке дождевых вод, которые сбрасывают ныне в водоемы лишь после фильтрации, что, кстати, предусматривает и украинское законодательство.

…Вода даже камень точит, а потому как не верить в ее могущество, которое может смести любые препятствия на спасительном пути? Украинская власть, наконец, должна определиться, кем ей быть — камнем или водой.

Если водой, то какой именно — мертвой или живой?

Автор: Анатолий Коротченко, Днепровский юридический вестник 

You may also like...