Киев погружается в дерьмо. Делайте что-нибудь!

Без построения альтернативной системы водоотвода и очистки стоков Киев не сможет справиться с экологической бедой на Бортнической станции аэрации. Вонь нечистот удушает киевлян и приветствует гостей столицы.

Украинская столица встречает приезжих «ароматами» очистных сооружений Бортнической станции аэрации (БСА). Запах сильнее всего ощущается по дороге из аэропорта «Борисполь» — главных ворот Украины, как пафосно называют его отечественные чиновники.

В июне, к началу Евро-2012, столичная власть обещает ликвидировать лишь зловоние, установив экраны над очистными сооружениями. На эти цели в августе прошлого года Кабинет министров Украины выделил 15 млн гривен. Однако такой шаг, по мнению депутата Киевского городского совета, председателя постоянной комиссии по вопросам экологической политики Дениса Москаля, — пустая трата денег. «Это банальная попытка избавиться от последствий, без желания вникнуть в причину проблемы», — уверяет он.

Станция находится в плачевном техническом состоянии, как и 90% городских канализационных сетей. Они полностью изношены, многие пребывают в аварийном состоянии. Постоянно упоминаемая в экологических сводках Бортническая станция аэрации — самая молодая часть канализационного хозяйства украинской столицы. Между тем в Киеве (например, в районе улицы Артема) эксплуатируются коллекторы, возраст которых сто и более лет. Первый блок БСА был запущен в 1965 году, последний — в 1985-м. Главный городской коллектор за всю его почти полувековую историю ни разу комплексно не реконструировали.

Что же остается обычному гражданину после оглашения таких устрашающих цифр? Платить! Фильтр для воды и бутилированная вода (из магазина или с доставкой на дом) обеспечат вам железное здоровье и безопасность. По крайней мере, именно так утверждают рекламные трактаты на сайтах тех, кто готов продать вам питьевую воду.

Яд у вас в водопроводе. Пил неочищенную воду — умер от бактериального микротоксикоза

Новый путь нечистот

Все опрошенные   специалисты признают: станцию аэрации надо модернизировать, а не заниматься мелкими прожектами по улучшению качества воздуха. Главная опасность — прорыв защитной дамбы, после чего нечистоты хлынут в Днепр. Тогда использовать днепровскую воду ниже по течению станет попросту невозможно, причем в первую очередь это коснется элитных поселков в Конча-Заспе.

Но БСА вместе с главным канализационным коллектором столицы нельзя закрыть на реконструкцию, словно бойлерную на лето. Фекалии и загрязненная бытовыми отходами вода сюда поступают постоянно, вне зависимости от погоды на улице, а погода Киев не всегда балует. Ведь люди живут в Киеве постоянно, а значит, всё время пополняют канализационную сеть отходами своей жизнедеятельности.

То есть нужно сооружать вторую коллекторную нитку и строить новую станцию аэрации, чтобы получить возможность закрыть БСА на ремонт. Прокладка столь необходимой городу альтернативной коллекторной нитки (помимо разгрузки БСА она также позволит канализировать населенные пункты Обуховского и Васильковского районов Киевщины) началась еще в 1993-м. В прошлом году предполагали закончить ее центральную часть, но еще в апреле строительство приостановили до окончания Евро-2012: нитка проходит возле стадиона «Олимпийский». В этом году Кабмин уже выделил на достройку второй ветки главного городского коллектора 35 млн гривен.

Правда, остается вопрос, куда по этой ветке будут поступать нечистоты. Согласно Генеральному плану развития Киева до 2025 года, вторая нитка должна закончиться в Конча-Заспе новой станцией аэрации. Однако VIP-дачники не в восторге от грозящего им соседства. Поэтому, по словам начальника управления Киевской городской государственной администрации (КГГА) по вопросам коммунального хозяйства Дмитрия Новицкого, столичные власти прорабатывают вариант переноса станции аэрации еще на несколько десятков километров вниз по Днепру.

Восставшие из ила

Первый этап очистки сточных вод — задержание нерастворимых примесей

На Бортническую станцию аэрации все нечистоты столицы и 13 ее городов-спутников поступают по главному городскому коллектору. Вопреки широко распространенному мнению о перегруженности станции, на самом деле ее мощности недогружены, поскольку рассчитаны на очистку вдвое бóльшего количества стоков. Ведь в середине 1960-х Киев был крупным промышленным городом, в котором открывались новые предприятия, поэтому очистные сооружения строились с учетом стоков растущей промышленности. А сегодня работает программа по выводу промышленных объектов за городскую черту.

Нагрузки не выдерживают иловые поля Бортнической станции, где складируют отходы. На 272 гектарах расположен многометровый слой ила, и его количество уже вдвое-втрое превышает проектные мощности. Илосжигательный завод, о строительстве которого в КГГА говорили еще в 2008 году, пока никто возводить не собирается. Зато ил прекрасно горит прямо на полях, «обогащая» воздух близлежащих микрорайонов диоксином.

В сельском хозяйстве ил давно не востребован, поскольку им перестали удобрять землю еще в 1970-х годах. Аграрии отказались от такого удобрения в связи с изменением химического содержания нечистот — уже тогда синтетические моющие средства входили в моду.

«Технология очистки сточных вод на станции внедрена в 1965 году. Стоки очищают бактериями, поедающими вредные микроорганизмы. В последнее время появилось много стиральных порошков, средств для мытья посуды, мыла, шампуней с содержанием фосфатов. Когда такой букет сложных химических соединений попадает в активный ил, уровень очистки стоков снижается», — пояснила «Эксперту» советник председателя правления «Киевводоканала» по вопросам информационной политики Виктория Яковлева. Хуже всего фильтрованию поддаются нефтепродукты, фосфаты и жиры. Ныне в столичных стоках, к примеру, только концентрация аммонийного азота почти вдвое превышает норму.

Первый этап очистки сточных вод — задержание нерастворимых примесей

Первый этап очистки сточных вод — задержание нерастворимых примесей

Недозагрузка труб, по которым стоки поступают на БСА, тоже создает проблему. Слабый «напор» нечистот приводит к засорению коллекторов. По данным «Киевводоканала», только за первый месяц нынешнего года водоотвод уже трижды ломался и 800 раз засорялся.

Высококонцентрированные стоки в полупустых трубах выделяют едкие испарения, которые разъедают металл. Следствием такой коррозии и стала авария, произошедшая 17 января. Она оказалась крупнейшей за последние годы — на территории БСА провалилась часть самотечного Левобережного коллектора. Мэрия оперативно направила на ликвидацию последствий аварии 16,9 млн гривен, но работы продлятся еще пару месяцев: мешают холода.

«Киеву эта авария никакой экологической и техногенной катастрофой не грозит», — пытается успокоить жителей столицы председатель ПАО «АК »Киевводоканал»» Валерий Ченчевой. С ним не согласен директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко, который утверждает, что с наступлением тепла тяжелые металлы, нефтепродукты, сульфиты, сульфаты и просто бактерии попадут в грунтовые воды, а оттуда — в Днепровский бассейн.

Бумажные мечты

Руководство «Киевводоканала» ещё в 2008 году просило выделить 36 млн грн на ремонт Бортнической станции аэрации. Тогда здесь произошла утечка ила. В результате содержание органических и минеральных веществ в семь раз превысило норму

Изучая эту тему, «Эксперт» пришел к выводу, что столичная канализация — terra incognita. Городские власти знают о ее реальном состоянии меньше, чем ученые о лунных кратерах. Денис Москаль рассказал, что ревизией городских коллекторов и исследованием состояния объектов БСА никто никогда толком не занимался. Поэтому даже с определением перечня необходимых работ по их модернизации возникают сложности. И уж тем более с расчетом средств, необходимых на комплексную реконструкцию.

В ближайшие 13 лет Киев намерен потратить на модернизацию водопроводного и водоотводного хозяйства 810 млн евро. Такая цифра заложена в Стратегии развития города до 2025 года. На эти деньги, в частности, предполагается осуществить ремонт двух водопроводных станций, провести реконструкцию очистных сооружений, а также обновить сети водоотвода и водоснабжения. Точного перечня работ документ не содержит.

В 2005 году институт «Киевинжпроект» разработал проект реконструкции первой очереди БСА, однако средств на его реализацию власти так и не нашли. В 2008-м столичный бюджет заказал немецкой компании Berlinwasser International разработку технико-экономического обоснования реконструкции БСА.

Немецкие специалисты предложили осуществить полную модернизацию объекта: построить насосную станцию на первой и реконструировать насосные станции на второй и третьей очередях, демонтировать старое и установить новое оборудование. Но 420 млн евро на реализацию проекта вновь не выделили. Хотя такая реконструкция, по словам Дмитрия Новицкого, позволила бы обеспечить очищение стоков согласно европейским стандартам, устранить неприятные запахи, а также на 60 процентов снизить энергопотребление станции.

Прожектов по модернизации БСА за годы независимости было множество. Взять хотя бы Программу ремонта, реконструкции и развития канализационного хозяйства Киева на 2006–2010 годы, принятую Киевсоветом. Тогда, как свидетельствует начальник отдела водоснабжения и канализации института «Киевинжпроект»Анатолий Иванько, выполнили лишь 30% запланированных мероприятий. Причина традиционная — нехватка финансирования.

Планы реконструкции канализационного хозяйства Киева

Ныне на доработке в КГГА находится программа развития канализационного хозяйства столицы на 2012–2020 годы. Согласно ей, в ближайшие девять лет только реконструкция уже существующих мощностей обойдется Киеву в 40,8 млрд гривен. По словам Дмитрия Новицкого, предусмотренные в программе мероприятия столичные власти намереваются выполнять и финансировать в рамках ежегодных программ социально-экономического развития города. То есть для полной модернизации канализационной инфраструктуры потребуется 13 лет при ежегодном выполнении программ соцэкономразвития (во что мало кто верит).

Планируемое выделение средств из городского бюджета Киева на модернизацию БСА и канализационных станций в 2012 году

Денег.net

Основными спонсорами всех разработанных программ модернизации канализационного хозяйства значатся городской и государственный бюджеты, из которых в нынешнем году на эти цели будет направлено 239,2 млн гривен. В том числе на реконструкцию БСА — всего лишь 19 млн гривен.

«Выделяемых двухсот миллионов не хватит даже на то, чтобы погасить задолженность за ранее выполненные работы. Государство должно выделить Киеву пять миллиардов гривен, необходимых на реконструкцию БСА», — считает член комиссии Киевсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Александр Клюс. Без помощи центрального правительства столица не решит этот вопрос, убежден он.

Впрочем, можно и кредит оформить. В 2002-м Верховная Рада разрешила Львову занять у Всемирного банка 24,25 млн долларов на улучшение систем водоснабжения и водоотвода. За эти средства в городе до 2008 года заменили21,7 кмводопроводных сетей и реконструировали девять насосных станций.

В 2010-м Александр Попов, занимавший в то время должность первого зампредседателя КГГА, предложил вступить в дискуссию с международными финансовыми организациями — Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком, у которых на модернизацию канализации можно взять заемные ресурсы на 20–25 лет с обслуживанием в четыре процента годовых. Однако столичное руководство так и не начало предметные переговоры с кредиторами.

Ведь одолженные пять миллиардов гривен увеличат размер городского долга до 90% столичного бюджета. «У Киева и без того большая долговая нагрузка — около девяти миллиардов гривен, что превышает 50 процентов горбюджета», — отмечает Клюс. Вместо кредита он предлагает выстроить бюджетную систему таким образом, чтобы столица прекратила отдавать в госбюджет 50% подоходного налога, собранного на территории Киева. Это около восьми миллиардов гривен. За четыре-пять лет на них можно будет полностью модернизировать канализацию.

Теоретически на эти цели можно было бы привлечь деньги частных инвесторов. Ранее в КГГА рассматривалась идея о передаче «Киевводоканала» в концессию. Но первое, что сделает потенциальный инвестор, это резко повысит тарифы на водоотвод. По словам Юрия Бондаря, главы комиссии Киевсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, киевляне сегодня платят лишь 58% от себестоимости.

Но не стоит ожидать, что городское руководство решится на такой непопулярный шаг. «В Киеве вопрос тарифообразования давно стал политическим, поэтому власти накануне выборов мэра будут всеми силами сдерживать рост тарифов», — прогнозирует Бондарь. Так что концессия — гипотетический вариант модернизации БСА и всей системы канализации в украинской столице. А наиболее реальный сценарий — это локальный ремонт системы водоочистки за счет небольших подачек из государственного и местного бюджетов. Так что запах никуда не денется, равно как и угроза того, что в один совсем не прекрасный день мимо роскошных дворцов в Конча-Заспе не поплывет насыщенная фекалиями вода.

Никто ничего не знает

Денис Москаль, депутат Киевского городского совета (руководитель фракции «Республика Киев»), председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам экологической политики:

— Латать дыры на станции аэрации в Бортничах более невозможно. Нужно построить абсолютно новое сооружение и подвести к нему коллектор.

Однако точную стоимость новой станции не знает никто. Чтобы ее просчитать, необходим проект, на разработку которого может уйти года полтора. А чтобы соответствующий институт начал работу, ему нужно дать техзадание: какие технологии очистки должны применяться, как далеко от существующих труб коллектора будет расположена новая станция и тому подобное. Но даже это техзадание никто до сих пор не начал составлять.

Никто до конца не понимает и масштаб работ. Ведь технология строительства нового объекта должна быть специальной (непрерывное литье гидробетона) с самого начала работ и до полного их окончания. А откуда брать такое количество бетона? Строить рядом завод? На эти вопросы пока нет ответов.

Предположить, сколько проработает нынешняя станция, также никто не может. Кто знает, в каком состоянии коллектор и насосы? Во всём мире состояние таких коллекторов исследуется с помощью специальных видеокамер, которые запускаются внутрь и демонстрируют состояние стен. Когда водолазы в последний раз осматривали коллектор, проложенный по дну Днепра, неизвестно. А ведь со временем газовая коррозия превращает бетон в песок, что и привело к аварии 17 января — к счастью, не под водой, а на поверхности.

Произойди это под водой, непонятно было бы, что делать. Ведь другого коллектора у Киева просто нет.

Записала Галина Калачова

Нелинейная зависимость

Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра:

— Такой крупный мегаполис, как Киев, не может ограничиться одной станцией очистки. В случае чрезвычайного происшествия на одной станции город может спасти вторая. Бортническая станция — одна из старейших в стране, ей необходим капитальный ремонт.

Кроме нее, в Украине есть также несколько очистных сооружений, которые были построены полвека назад. Все они — в зоне риска. Проблема в том, что власти никак не реагируют на это. К примеру, «Киевводоканал» весь прошлый год предупреждал, что в Бортничах может случиться авария. А власти спохватились только тогда, когда произошел провал коллектора.

И если в Киеве и других крупных городах существует проблема старых станций, то в Крыму очистных сооружений вообще нет! В частности, всё побережье Крыма, кроме Фороса, сбрасывает нечистоты в море.

Случившаяся авария в Бортничах еще не означает, что завтра погибнет вся рыба или умрут все люди, живущие внизу по течению Днепра. Нельзя рассматривать последствия экологических катастроф в линейной плоскости. Загрязнение будет действовать в течение длительного времени. Все подобные инциденты оказывают кумулятивное действие. То есть это может отразиться на нашем здоровье через несколько лет, когда об аварии уже многие забудут.

Записала Алина Еремеева

Пока гром не грянул

Николай Гоцкий, депутат Киевского городского совета (член фракции Народной партии) заместитель председателя комиссии Киевского городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетическому комплексу:

— Сегодня существенно уменьшилась сумма на финансирование жилищно-коммунального хозяйства: если в прошлом году было выделено 1,196 миллиарда гривен, то в этом — лишь около 640 миллионов.

Авария на Бортнической станции аэрации пробудила интерес властей к проблеме износа городской канализации. Я возлагаю большие надежды на программу развития канализационного хозяйства, которую сейчас разрабатывает КГГА. Думаю, есть шансы на ее реализацию. Глава госадминистрации Александр Попов взял ее выполнение под личный контроль.

Самостоятельно Киеву не справиться с этой задачей, и без помощи государства вряд ли ее удастся решить в принципе. По моему убеждению, шансы на то, что государство выделит средства на предусмотренные программой меры, высоки.

До сих пор частных инвестиций в канализационное хозяйство не было. И, честно говоря, я не верю в то, что негосударственный инвестор возьмет на себя такую тяжелую ношу и примет участие в модернизации городской канализационной инфраструктуры.

Автор: Галина Калачова, ЭКСПЕРТ

Читайте также: