Убивают Днестр: энергетики гробят уникальную реку в угоду прибылям

Экологически опасный и чрезвычайно мощный гидротехнический объект – Днестровская ГЭС, от работы которой зависит существование всей реки, уже почти 30 лет работает без экологической экспертизы и без экологически сбалансированных правил эксплуатации. Почему до сих пор убытки от нанесенного экологического вреда этой станцией не заложены в стоимость «дармовых» киловатт?

Правила эксплуатации Днестровской ГЭС, которые действуют сейчас, написаны технократами практически для самих себя, без учета негативных влияний ГЭС на окружающую среду.

Уже не первый год продолжается если не война, то борьба за воду Днестра.

Впрочем, сначала это была не битва за воду, а битва с водой. Вожди еще советского государства долго искали способ спасения от наводнений, которые надолго портили настроение жителям Днестровской долины (правда, не всем, а только тем, кто с упрямством ишака, наперекор народной мудрости и советам синоптиков, селился внизу, в пойме, вместо того чтобы построиться на исконном берегу). И ничего лучшего государственные деятели не придумали, как построить плотину.

Да-да, плотину возле Новоднестровска строили именно как антипаводковую. А получить от этого строительства еще и пользу в виде «дармовой» (беру в кавычки, потому что на самом деле в себестоимость гидрокиловаттов ого-го сколько всего включать надо) энергии — это уже задача вспомогательная. Попробовали поискать в затее еще и третью пользу — разводить и ловить рыбу в водохранилище, которое образовалось над плотиной. А получился — пшик.

С функцией борьбы с паводками плотина справляется не очень хорошо. Взять хотя бы год 2008-й, когда энергетики из-за жадности (хотели больше воды, то есть «дармовой» энергии запасти) не снизили своевременно уровень водохранилища. А потом пришлось воду сбрасывать и сбрасывать — чтобы плотину вместе с турбинами не снесло. Вот и «поплыли» села, поселки и городки, расположенные ниже по течению. Лучше бы еще лет тридцать назад запретили новое строительство в низких местах, поставили бы возле уже сооруженных домов дамбы и т.п. — опыт в мире относительно этого есть, да и собственный имеем, но…

С производством электроэнергии немного лучше, но здесь такая беда: Украине и Молдове электричество теперь не очень нужно — производство же все стоит. А «за бугор» продавать — так это надо дополнительные линии прокладывать. Инвесторы же в Украину по известным причинам не торопятся. Так что и с первым, и со вторым вышло как в сказке о неумелом кузнеце: ковал-ковал немалый кусок железа, а вышел только пшик.

Рыба гниет с головы, а река — с верховьев

Не очень получается и с разведением рыбы. Ведь мало создать огромную колдобину. Чтобы рыба в ней водилась, надо еще чтобы этой рыбе было что есть и где нереститься. И места для жировки, и места для размножения — это мели. Но таких в Днестровском водохранилище практически нет, берега здесь довольно крутые. А сделать искусственные нерестилища некому.

Несмотря на мизерные, против ожидаемых, уловы и довольно скромную прибыль для казны, амбиции у рыбников, а именно у Госрыбагентства, ого-го! Судя по решениям так называемой межведомственной комиссии по попускам, именно «рыбные» чиновники мертвой хваткой держат рычаги отпуска воды «в низы». То есть именно их ведомственные интересы стали помехой нормальному водоснабжению нижнего Днестра, особенно — знаменитых и когда-то цветущих днестровских плавней. В чем эти амбиции заключаются — чуть позже, а сейчас несколько слов о том, к чему они привели.

«Деятельность Днестровской ГЭС по водорегулированию речного стока Днестра на протяжении 28 лет ее существования (1983—2011) привела к катастрофическому разрушению природы в устье реки, — говорит известный эколог, кандидат биологических наук Иван Русев. — Первый мощнейший, сокрушительный удар нанесло первичное заполнение большого гидроэнергетического водохранилища, которое вобрало в себя 3,3 кубокилометра, то есть — 33% годового стока реки.

Именно из-за безответственной регуляции речного стока в понизовье Днестра происходили техногенные экологические кризисы в 1983, 1986, 1987, 1990, 1994, 2004, 2007, 2011 годах. Тогда дельта реки в весенне-летний период на продолжительное время (70—150 дней) полностью высыхала на всей своей площади, а это — 220 квадратных километров! Болотистые низины, которые цвели и бурлили жизнью, каждый раз при этом превращались в безводную мертвую пустыню, которая гнила и воняла. И после каждого такого кризиса природа восстанавливалась все дольше и все в меньшей степени.

Да и весь Днестр ниже от плотины, в сущности, замер и практически прекратил свое динамическое течение в весенне-летний период. Его старицы, заливы, пойменные озера из-за долговременных застойных процессов «сгнили» и сейчас уже не пригодны для жизни основной массы водных животных и растений».

Показательно, что немало видов птиц практически вымерли в этом регионе (каравайка, желтая цапля, малая белая цапля, серый гусь и др.). И это еще не все. Исчезновение каждого вида птиц — это признак того, что из плавней перед этим исчезло по меньшей мере 25—30 видов животных, которыми эти птицы питались. Добавьте еще тот факт, что ощутимо (от 20 до 99%) снизилась численность тех видов животных, которые еще сохранились!

Впрочем, именно живые плавни со всем их многообразием являются фильтром, очищающим мутную днестровскую воду. Ту воду, которую пьет миллионная Одесса вместе с сотнями тысяч курортников, — городской водозабор фактически в плавнях. Ту воду, которая потом приплывает под черноморские курорты и в которой мы опять же ищем оздоровления. А что получаем взамен?

Задачка о бассейне с двумя трубами

Оно и не удивительно. Речные дельтовые экосистемы Днестра могут существовать только при условии регулярного обводнения в весенне-летний период свежей проточной водой.

Из-за построения плотины, перехватывающей всю «верхнюю» воду, естественным путем столько воды одновременно в дельту не попадает. Единственный выход — такое обводнение надо устраивать «вручную».

«Многолетние полевые гидроэкологические исследования, — добавляет Иван Русев, — показали, что для выживания экосистемы в дельте Днестра необходимо делать как минимум два так называемых экологических попуска из Днестровского водохранилища. Это сбросы воды, которые должны имитировать естественный гидрологический ритм реки.

Первый весенний экологический попуск (репродуктивно-экологический) с общим объемом как минимум 0,6—1 млрд. кубометров воды надо делать в период с

20 апреля до 20 мая. Сбрасывать нужно по меньшей мере 500—550 м3/сек. на протяжении 15—25 суток (в зависимости от естественного колебания уровня воды).

Важно отметить, что расходы ниже 500 м3/сек. не могут засчитываться в объемы экологических попусков. Потому что только при таких уровнях и более высоких вода не вся стекает в Черное море — ее остается достаточно, чтобы затопить все дельтовые протоки, ерики, старицы, заливы, озера и озерца, рукава и рукавчики.

Второй летний экологический попуск (санитарно-эпидемиологический) с минимальным общим объемом 0,717 млрд. кубометров воды на протяжении девяти суток следует делать в период с 20 июня до 30 июля (оптимально — с 23 июня по 5 июля) на протяжении 8—15 суток в зависимости от предыдущих объемов и июньских или июльских дождевых паводков. Добавим, что эти такие нужные для понизовья попуски (весенний и летний) общим объемом 1,3—1,6 млрд. кубометров воды обеспечены водой, которая гарантированно поступает в водохранилище благодаря рекам Карпат и другим притокам.

Все как в задачке о бассейне с двумя трубами, через одну из которых вода вливается, через другую — выливается. Только жизнь — это вам не математика.

Кто же правит бал?

Кнопка, которой управляются заслонки на плотине Днестровской ГЭС и которой наконец регулируется количество сброшенной за сутки воды, — в руках персонала гидроэлектростанции.

Но нажимает дежурный станции на эту кнопку не как ему захочется, а согласно потребностям потребителей в электроэнергии, которые меняются на протяжении суток (решение тактического, так сказать, уровня) и согласно решениям уже упомянутой межведомственной комиссии (МВК). То есть согласно определенной стратегии перераспределения водных ресурсов Днестра. Здесь и о предотвращении паводков речь идет, и о запасах воды для стабильной работы турбин гидроэлектростанции, и о возможности нормального размножения рыбы, и… Но для следующего «и» — снабжения в достаточном количестве водой среднего и нижнего Днестра — почему-то комиссии мудрости не хватает.

Когда на общественном совете при Госводагентстве представители неправительственных организаций попросили объяснить, почему в прошлом году плавни остались без воды, то руководство Госводагентства заявило, что все происходило согласно решениям МВК. И что дирекция Днестровской ГЭС, которая входила в оперативную группу по попускам в 2011 году, все сделала как следует.

«Энергетики заявили, что следили ежедневно и ежечасно за уровнем воды в Днестровском водохранилище, — говорит член общественного совета при Госводагентстве, представитель Национального экологического центра Украины Виктор Мельничук. — А то, что не был выполнен регламент, что дали воды втрое меньше, так это как будто потому, что была слишком низкая водность Днестра в этот период (65% от нормы)».

Дальше представители государственных учреждений заявили, что по правилам эксплуатации уровень Днестровского водохранилища не может снижаться в период попусков больше чем на 10 см за сутки. Поскольку это повлияет на работу гидроузла и на рыбугодия (вот оно — помните об амбициях рыбников? — О.Л.). А Днестровское водохранилище, дескать, в марте 2011-гохорошо наполнить не удалось.

Однако позже в кулуарах чиновники все-таки проговорились, что эти 10 см за сутки придумали именно рыбники — это было требование Государственного агентства рыбных ресурсов. Это должно было бы, по их мнению, спасти икру и обеспечить нерест в Днестровском водохранилище. А как будет нереститься рыба в понизовье? Получается, что чиновники об этом не думают. И еще одно: даже если приток воды в водохранилище весной ниже, чем необходимо на затраты для экологического попуска (как было в этом году, например), то чиновники все равно могли бы без проблем сделать необходимый экопопуск для дельты. Ведь в водохранилище накоплен огромный запас воды — около 3 млрд. кубометров.

На 2012 год МВК утвердила норму срабатывания уровня Днестровского водохранилища не 10, а 17 см/сутки. А также регламент попуска утвержден в больших объемах, чем в 2011 году. На апрель-май 2012-го (начиная с 11 апреля) это должно было выглядеть так: 1 сутки — 350 м3/сек; 2 — 400; 3—14 — 450; 15—19 — 400; 20—31 — 350 м3/сек.

Как видим, эти планы (а сбрасывали еще меньше, чем планировали) все равно не дотянули до минимально необходимого — 500—550 м3/сек — уровня, необходимого для полного обводнения Днестровских плавней.

И снова это случилось прежде всего из-за требований рыбников, это они высказались против более резкого срабатывания уровня водохранилища. Госводагентство считает, что можно срабатывать и 25 см/сутки.

«Под колпаком» у общественности

Удивляет позиция государственных учреждений, которые должны по своим обязанностями беречь природу. Почему государственные стражи экологической безопасности не выполняют своих прямых обязанностей относительно сохранения природы? Почему государственные стражи здоровья не обеспечивают нормальное качество воды в Днестре, возле водозабора Одессы в том числе? А что себе думает дирекция национального природного парка «Днестровские плавни»?

Они же должны во все колокола бить, потому что скоро там уже нечего будет охранять! И куда смотрит Одесская облгосадминистрация и Одесский городской и областной советы? Ведь по украинским законам именно местная власть должна обеспечить население качественной питьевой водой. А для Одессы, это, в частности, означает добиться высокого качества воды в Днестре, из которого пьет город. То есть, как мы уже видели, добиться правильных экологических попусков, нормального функционирования природного очистителя воды — плавней.

Но пока что только общественность требует от госучреждений строжайшего контроля за использованием воды Днестра и других рек Украины в сфере энергетики.

Государственное управление по принципу «как-то будет»

Удивляет, как такой экологически опасный и чрезвычайно мощный гидротехнический объект, как Днестровская ГЭС, объект, от работы которого зависит существование всей реки, может уже почти 30 лет работать без экологической экспертизы и без экологически сбалансированных правил эксплуатации (их тоже надо подвергнуть экологической экспертизе). И почему до сих пор убытки от нанесенного экологического вреда этой станцией не заложены в стоимость «дармовых» киловатт?

Правила эксплуатации Днестровской ГЭС, которые действуют сейчас, написаны технократами практически для самих себя, без учета негативных влияний ГЭС на окружающую среду. И такими же являются новые правила, проект которых с большим трудом (вот вам и декларированная властью «публичность») раздобыла общественность. Чиновники, руководящие работой Днестровского гидроузла, полностью игнорируют экологические рекомендации независимых ученых и экспертов из Украины и Молдовы относительно оптимальных экологических попусков, которые значительно снизили бы негативное влияние ГЭС на природную среду региона.

«В реальной жизни действия власти в лице руководства Укргидроэнерго и Днестровской ГЭС полностью игнорируют решение межведомственных комиссий по экологическим попускам с ГЭС — говорит Иван Русев.

— Полностью негативное влияние от ГЭС нивелировать невозможно, однако, мы считаем, что Днестровский гидроузел при условии выполнения его персоналом экологических, а не технических правил эксплуатации, которые учитывают законы природы и общества, может минимизировать разрушение природной среды устьевого участка Днестра. Но для этого нужна твердая государственная позиция органов экологического и санитарного контроля»

Автор: Олег Листопад «Зеркало недели. Украина» №27 

You may also like...