Банды на дорогах России

Ежегодно сотни миллионов неучтённых наличных похищаются на дорогах.  Нападениям регулярно подвергаются даже инкассаторы, но в отличие от обычных граждан шансов выжить у них гораздо больше. Что заставляет жертв нападения возить огромные суммы без охраны и как преступники оказываются в нужное время и в нужном месте? 

 10 декабря под окнами нашей редакции стреляли. В 7 часов вечера на Звенигородском шоссе две иномарки перегодили дорогу микроавтобусу. Люди в масках открыли огонь по машине, водитель скончался на месте, пассажир – московский предприниматель – оказался в больнице.

Добычей налётчиков стали 20 млн рублей, которые, судя по сообщениям полиции, предприниматель незадолго до нападения получил в кредит. Между тем подобные гангстерские сюжеты разворачиваются в Москве с пугающей регулярностью. Что заставляет жертв нападения возить такие огромные суммы без охраны и как преступники оказываются в нужное время и в нужном месте, попробовал понять корреспондент «Нашей Версии».

На момент подписания номера в печать налётчиков задержать так и не удалось. Была лишь найдена сгоревшая «Ауди А8», на которой перемещались бандиты. Кроме того, в Интернете появилось видео, на котором налётчики по ошибке сначала напали на другую машину. Никаких подвижек нет и в расследовании до боли похожего нападения, которое было совершено буквально в 3 километрах от места последнего преступления.

21 сентября на Карамышевской набережной бандиты напали на «Ауди А8», в которой предприниматели перевозили 12 млн рублей. Так же без предупреждения открыли огонь на поражение, так же разбили молотком окна, забрали деньги и скрылись. Водитель «Ауди» погиб на месте, пассажир был ранен. Казалось бы, после таких ЧП граждане должны крепко призадуматься о том, стоит ли перемещаться по городу с такими суммами и без охраны. Однако даже такие преступления вряд ли поднимут градус их сознательности.

«Возили, возят и будут возить, – рассказывает «Нашей Версии» руководитель детективного агентства, специализирующегося на экономической безопасности, Максим С. – Это связано с тем, что предприниматели по-прежнему не готовы работать по-белому, стараются «оптимизировать» налогообложение. Эти деньги могут предназначаться и для зарплаты в конвертах, и для взяток, и для чего угодно».

Как же преступники узнают о том, что в определённое время и в определённом месте будет перевозиться крупная сумма денег, через какие каналы происходит утечка информации? По словам нашего собеседника, вариантов здесь масса. Наиболее распространённый – это когда утечка информации о перевозке происходит внутри компании, были случаи, когда такие ограбления организовывали компаньоны по бизнесу. И, конечно же, наводить налётчиков могут те люди, которые непосредственно выдают или участвуют в выдаче наличных денег. «Если брать ситуацию, когда наличные выдаёт большой банк, то здесь риски невысоки.

В банках есть службы безопасности, к информации о движении средств имеет доступ ограниченный круг проверенных лиц, – продолжает максим С. – А вот что касается средств, которые прошли «налоговую оптимизацию», то здесь ситуация противоположная – в таких конторах работает много случайных людей, в том числе и с криминальным прошлым, доступ к информации никем и ничем не ограничен, информация о получении денег беспрепятственно может выйти за пределы организации. Что мы сейчас и наблюдаем».

Впрочем, как заявляют в полиции, часто нападения на людей с большим «кэшем» производятся и без серьёзной подготовки и слива информации. Клиентов вычисляют возле пунктов обмена валют, в банках. Бригада стоит наготове и ждёт сигнала наблюдателя.

Конечно, предпринимателей, не желающих тянуть налоговое ярмо и вынужденных проводить деньги не по банковским счетам, а в чемоданах и мешках по московским улицам, в чём-то можно понять. Другое дело, что любой коммерсант, да и частное лицо, может доверить перевозку средств профессионалам, ведь частных инкассаторов мало интересует происхождение ваших средств – плати денежки и перевезём твои кровные хоть во Владивосток. Цена на инкассацию в Москве колеб­лется в районе 0,2–1,5% от перево­зимой суммы. Некоторые охранные предприятия берут почасовую оплату за перевозку. Почему же люди продолжают так упорно лезть под пули?

«Во-первых, это жадность, хоть цена на инкассацию и невысока, – продолжает наш собеседник. – Во-вторых, так или иначе, а информация о том, что некий коммерсант решил перевезти крупную сумму денег, фиксируется, и эта информация может стать достоянием правоохранительных органов. В чём многие предприниматели по понятным причинам не заинтересованы».

Кто же занимается такими разбойными нападениями? Судя по последним налётам, банды работают серьёзные – в их арсенале мощные автомобили, огнестрельное оружие. Все нападения хорошо спланированы. Есть мнение, что охотой за «налом» занимаются этнические преступные группировки, однако представители столичной полиции опровергают эту информацию и заявляют, что в нападениях может участвовать кто угодно.

«Сегодня из мест лишения свободы выходят люди, которые были осуждены в 90-е за особо тяжкие преступления: разбой, убийства и так далее, – рассказывает наш собеседник, – и эти люди, образно говоря, выходят не в нынешнюю реальность, а думают, что вновь оказались в 90-х. Ради денег они готовы на всё. Поэтому редкое нападение вроде того, что произошло на Звенигородском шоссе, обходится без применения оружия. Причём для налётчиков стрельба – это не крайняя мера. Стрельба на поражение планируется заранее, и если у них есть оружие, то в 99% случаев оно будет применяться».

Понятно, что противопоставить таким преступникам практически нечего. Как правило, подпольные перевозчики денег не вооружены и не имеют никаких средств защиты. Отбиться и сохранить свои деньги и жизни удаётся лишь в очень редких случаях. Захватывающая история произошла в Москве 21 ноября на улице Нижние Поля. Столичный предприниматель вместе с водителем перевозил 16,8 млн рублей. Машина была обстреляна, преступники вытащили из салона сумку с деньгами и попытались скрыться на «Ауди А6» без номеров. Но жертвы нападения просто так расставаться с деньгами не собирались и бросились в погоню, благо у них был мощный внедорожник «Рендж Ровер».

Во время погони преступники попали в небольшое ДТП, которое заметили дежурившие неподалёку сотрудники вневедомственной охраны. Полиция подключилась к преследованию, в ходе которого водитель «Ауди» не справился с управлением и врезался в бордюр. Двоих из четверых участников нападения удалось задержать, у них же была изъята сумка с похищенными деньгами. Полицейские, участвовавшие в погоне, позже были поощрены начальством. Но, повторимся, такие сценарии со счастливым концом сегодня большая редкость.

Так есть ли какие рецепты, чтобы хоть как-то обезопасить себя от нападения? Советы специалистов, может, звучат и банально, но многие ведь пренебрегают и элементарными мерами безопасности. Если вы всё-таки решились на перевозку круглой суммы наличными, то о времени и маршруте перевозки должен знать очень ограниченный круг лиц. Кроме того, есть мнение, что деньги лучше перевозить не на машине, а общественным транспортом.

Во-первых, сидя в машине, вы практически не можете оказать никакого физического сопротивления и не можете сбежать от преступников. Во-вторых, в том же метро к вам могут прийти на помощь другие пассажиры. Хотя, конечно, перевозку денег лучше доверять профессионалам, а не «партизанить» с миллионами по московским улицам.

Хроника

7 декабря на юго-востоке Москвы неизвестные напали на мужчину и похитили у него сумку, в которой находились 7 млн рублей. Незадолго до нападения москвич обменял эти деньги в банке.

30 ноября в Москве недалеко от здания банка неизвестные набросились на финансового менеджера мебельной компании, ударили его по голове и отобрали портфель с деньгами. Добычей налётчиков стали 6 млн рублей.

29 ноября на Шарикоподшипниковской улице Москвы преступники на внедорожнике подъехали к автомобилю «Мерседес», за рулём которого находился предприниматель, выстрелили в боковое окно, после чего забрали из машины сумку с 10 млн рублей и скрылись.

28 ноября на Минской улице Москвы совершено нападение на грузинского бизнесмена. Мужчину расстреляли в упор, когда тот садился в свою машину. Добычей преступников стали 30 млн рублей.

25 ноября в Москве, во 2-м Южнопортовом проезде, у предпринимателя из Санкт-Петербурга злоумышленники похитили 21 млн рублей. Преступники в масках инсценировали ДТП с кроссовером «Инфинити» потерпевшего и прокололи колёса иномарке. После чего, угрожая пистолетом и автоматом, забрали деньги.

21 ноября в столичном аэропорту Внуково ограблен предприниматель из Дагестана, который перевозил с собой крупную сумму денег. Трое вооружённых злоумышленников напали на него, когда он выходил из здания аэровокзала. Один из нападавших выстрелил в воздух, после чего разбойники выхватили из рук предпринимателя кейс и скрылись на своей машине в неизвестном направлении. По сообщениям СМИ, сумма похищенного составила 30–75 млн рублей.

20 ноября на западе Москвы преступники похитили у гендиректора торговой организации 12 млн рублей. За несколько минут до нападения он обменял эту сумму в банке на Большой Дорогомиловской улице. Когда мужчина сел в машину, рядом остановилась иномарка, из которой был открыт огонь. Преступники открыли дверь машины и похитили портфель с деньгами.

Справка

Между тем рынок инкассаторских услуг в России сегодня переживает непростые времена. Основные его игроки – это инкассаторская служба Сбербанка, которая располагает самым большим штатом сотрудников и парком спецавтомобилей, и Российское объединение инкассации (Росинкас). На долю этих организаций приходится 70–80% рынка. Остальное приходится на инкассаторские службы крупных негосударственных банков. Между тем в России действуют сотни предприятий, которые занимаются так называемой серой инкассацией.

В этом сегменте рынка трудятся многочисленные частные охранные предприятия, правда, инкассацией в классическом понимании этого слова их деятельность не назовёшь. В отличие от профессионалов чоповцы обеспечивают лишь сопровождение груза и охрану инкассатора, а всей бумажной волокитой и приёмом денег занимается, например, банковский кассир, который входит в состав бригады.

По закону ЧОПы не могут заниматься перевозкой денежных средств, но ведь никто не докажет, что они знали, что в мешках лежат именно деньги, а не, скажем, редкие почтовые марки. Кроме того, ЧОПам вообще проще заключать договоры на охрану инкассатора. Но, как показывает практика, охрана и сопровождение дензнаков силами ЧОПов далеко не всегда эффективны и зачастую приводят к трагическим последствиям. Многие ЧОПы физически не могут потянуть нормальную экипировку для своих инкассаторов.

Так, например, даже подержанный импортный бронеавтомобиль сегодня стоит не менее 30 тыс. долларов. Новый – не дешевле 50 тысяч. К этой цифре необходимо прибавить стоимость оружия, бронежилетов, средств связи. В итоге на сколь-либо серьёзное техническое оснащение одной инкассаторской бригады требуется не менее 40 тыс. долларов. Другая негативная сторона серого бизнеса в том, что ЧОПы фактически не несут никакой ответственности за перевозимую наличность.

Если легальные инкассаторы согласно закону обязаны возместить клиенту ущерб в случае чрезвычайных происшествий, для чего они страхуют перевозки, то частные охранники фактически даже не знают, сколько денег они перевозят и куда. Никаких документов и никаких подписей. Несмотря на столь явные минусы серого инкассирования, этот вид деятельности процветает. Некоторые частные охранные предприятия даже закупают новые импортные броневики, а интернет-сайты подавляющего большинства ЧОПов в открытую предлагают инкассаторские услуги.

Серые инкассаторы популярны у многочисленных клиентов и по другой причине: далеко не все организации и коммерческие структуры хотят лишний раз светить перед третьими лицами свои финансовые операции, к которым у правоохранительных органов могут возникнуть серьёзные вопросы. ЧОПам ведь, как мы писали выше, нет никакого дела до того, что они перевозят. Однако даже такая незатейливая схема порой совершенно не устраивает воротил бизнеса.

Самой непрозрачной и самой опасной считается чёрная инкассация. Как правило, в этом случае перевозкой наличности занимаются обычные курьеры. Причём курьеры могут работать в различном обличье – от не вызывающего никаких подозрений студента-ботаника с рюкзачком за спиной до конкретных пацанов на «Порше Кайене». Иногда для тайной перевозки денег их владельцы привлекают сотрудников полиции. Такие курьеры – самый лакомый кусок для преступников. Ведь далеко не всегда, скажем, те же «обнальщики» побегут писать заявление в полицию об ограблении.

Автор: Артём Новосельцев, Наша Версия  (№ 49)

Читайте также: