Как «зачистить» МВД

«Пусть в милиции будут работать молодые, но патриотически настроенные и не совсем профессиональные в чем-то, чем профессиональные подлецы и негодяи». Что предлагают эксперты.

Правоохранители поделились с журналистами газеты  «Вести» идеями очищения своих рядов

В минувший вторник во время выступления в Раде глава МВД Виталий Захарченко заявил: «Мной дано задание срочно провести внеочередную аттестацию всего личного состава Врадиевского райотдела». Также он заявил, что уже дал задание разработать более жесткие меры по приему на работу в милицию, чтобы не допускать туда садистов, подобных тем, которые изнасиловали и избили девушку во Врадиевке.

Переаттестация в милиции, в принципе, обычное и формально весьма серьезное дело. По закону представители среднего, старшего и высшего начальственного состава МВД проходят на каждой из занимаемых должностей очередную аттестацию раз в четыре года. Начальники аттестационных комиссий обязаны под угрозой увольнения проанализировать прохождение службы, а также конкретные показатели его работы, провести беседу, ознакомиться с заключением военно-врачебной комиссии. И потом уже на основании всех данных заполнить аттестационный лист, в котором указать, соответствует ли он занимаемой должности или его нужно гнать из «органов» в шею.

Переаттестацию могут назначить и после скандалов (как во Врадиевке). Последний раз переаттестовали целый район в марте этого года после того, как в Борзне (Черниговская область) майор милиции ударил ножом в живот беременную женщину. Стало ли теперь спокойнее жителям Борзны — большой вопрос. По данным «Вестей», почти все сотрудники райотдела остались на своих должностях и после внеочередных экзаменов.

Как говорит бывший начальник милиции Киева Виталий Ярема, переаттестацию зачастую «проходят» за несколько сот долларов или просто за магарыч.

Что касается отбора начинающих милиционеров, то он и сейчас формально достаточно жесткий. При приеме на службу инспектора кадров изучают кандидата, его биографию, данные об образовании, собирают информацию от соседей, местных властей по месту жительства. Второй этап проверки — военно-врачебная комиссия, где он сдает психологические тесты с помощью компьютера.

Последние и должны выявить склонности к садизму. Но кандидат в милиционеры запросто может его обмануть, давая лживые ответы и скрывая свои фобии. Сейчас обсуждается вариант проверки будущих правоохранителей на полиграфе (детекторе лжи), но и этот прибор, как известно, не дает 100% гарантии при проверке на правдивость.

Корреспонденты «Вестей» узнали у экспертов, как все-таки не допустить садистов к милицейской службе.

НЕМЕДЛЕННО ПОВЫСИТЬ ЗАРПЛАТУ

Евгений Захаров, глава Харьковской правозащитной группы считает, что проблема не в несовершенности системы отбора кадров в МВД. Кандидат проверяется по всем параметрам, и если человек прошел все эти уровни изучения и отбора – скрытый садист и насильник должен проявиться и отсеяться. Но проблема в том, что на столь маленькие зарплаты, какие сейчас в МВД, трудно найти достойных кандидатов, а даже те достойные, которые попадаются, из-за невозможности прокормить свои семьи также вынуждены «крутиться как могут».

«Проблема заключается в том, что уже сформировавшаяся правоохранительная система попросту не дает работать по закону даже тому пополнению, которое хочет и способно это делать, – сказал «Вестям» Захаров. – Из-за плохого финансирования сотрудники МВД не вчера и не после событий во Врадиевке стали на путь преступлений. Коррупция укоренилась в правоохранительной системе: патрульные выколачивают деньги с задержанных, крышуют стихийную торговлю».

Бывший первый заместитель главы МВД Михаил Корниенко считает, что при существующей зарплате и материальном обеспечении милиция не может выполнять свои задачи. Он предлагает сократить количество милиции за счет тех, кто не занимается раскрытием преступлений (например, внутренних войск). За счет сокращения МВД сделать достойную зарплату. «Пусть в милиции будут работать молодые, но патриотически настроенные и не совсем профессиональные в чем-то, чем профессиональные подлецы и негодяи», – говорит Корниенко.

СДЕЛАТЬ АТТЕСТАЦИЮ КАК ТЕСТ ВНО

Источник «Вестей» в департаменте внутренней безопасности МВД говорит, что время от времени обсуждается идея ввести такие же нормы переаттестации, как на внешнем тестировании школьников – проводить его одновременно для всех милиционеров страны, а результаты сделать публичными.

КОНТРОЛЬ ЗА МИЛИЦИЕЙ ОТДАТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Захаров считает, что нужно в первую очередь изменить сам подход к оцениванию работы МВД. «Чтобы милиция не варилась в собственном соку, не фальсифицировала показатели своей работы и показывала обществу нереальные цифры борьбы с преступностью на бумаге, а чтобы качество работы милиционеров оценивалось по уровню доверия населения, – говорит правозащитник. – То есть сами люди могли бы оценить работу своего райотдела, своего участкового. Если, учитывая такую оценку, принимать кадровые решения на уровне МВД, тогда понемногу система сможет самоочиститься от подонков местного уровня».

РАЗОРВАТЬ СВЯЗЬ С АРМИЕЙ

По словам правозащитника Дмитрия Гройсмана, необходимо снять требование для нижних чинов о службе в армии. «Потому что сейчас в армию идут только те, кто не смог «откосить» – то есть, далеко не «лучшие из лучших». Нужно брать в милицию выпускников колледжей и университетов, людей с высшим образованием – сейчас пойти работать в МВД может человек со средним образованием», – говорит Гройсман.

НАНИМАТЬ СОТРУДНИКОВ ДОЛЖНЫ ОПЫТНЫЕ КАДРОВИКИ

Гройсман предлагает, чтобы прием на работу в органы проводили не милиционеры, а обычные кадровые агентства. «Чтобы это не происходило «за сало» и перестало быть бизнесом для членов аттестационных комиссий, – сказал «Вестям» правозащитник.

ОТБИРАТЬ ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ

Экс-первый заместитель министра внутренних дел, ныне народный депутат Украины Николай Джига предлагает вспомнить, как действовала система приема новых кадров на работу в милиции во времена СССР. «Тогда, в милицию приходили по рекомендации комсомольских или партийных ячеек, – говорит Джига. – Конечно, сейчас подобных организаций нет. Но никто не мешает руководству райотделов требовать от кандидатов рекомендацию от учебного заведения или бывшего руководителя. Это даст возможность изучить прошлое претендента и ответить на вопрос о том, позволяют ли его моральные и психологические качества работать в милиции. Ясно, что если в прошлом претендент был пьяницей или дебоширом, принимать его на работу нельзя».

КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧЕРЕЗ МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ

Николай Джига предлагает усилить контроль за милицией со стороны местной власти: «Чтобы на должности начальника райуправления находился ответственный гражданин, необходимо, чтобы его кандидатура была согласована с депутатами местных советов. Ведь именно в родном селе или городе этого человека знают лучше всего и понимают, на что он способен. А что бы руководитель райуправления чувствовал свою личную ответственность, стоит приглашать его на сессии советов для отчета. И делать это регулярно».

УВОЛЬНЯТЬ ЧЕРЕЗ ПСИХОЛОГОВ

«Отсеивать из милиции кадры, которые не выдержали испытание властью и решили, что им все можно (у нас это называется профессиональной деформацией), призваны психологи в поликлиниках УВД, где все милиционеры ежегодно проходят медобследование, – отмечает, бывший сотрудник ГУБОП. – Но на практике этого не происходит. За 25 лет работы я ни разу не слышал, чтобы из-за провального тестирования у психолога кого-то из коллег уволили или понизили в должности. Почему?

Ответ очень простой. Из-за низких зарплат милиция постоянно испытывает кадровый голод. И психологи вынуждены смотреть на психологические проблемы правоохранителей «сквозь пальцы». Но если психологам дать установку быть более принципиальными, многих потенциально проблемных работников можно будет отсеивать. Стоит учесть и еще один момент. За годы работы в милиции правоохранители успевают наладить с психологами хорошие отношения. И в случае необходимости могут их подкупить. Если бы психологическая служба подчинялась не УВД, а МВД, сделать это было бы тяжелее».

Авторы: Виктор Андреев , Инна Золотухина,  «Вести»

You may also like...