Налоговый майдан-2 готовит сама власть. Почему

В 2014-м году фискалы будут совершенствовать прошлогоднюю практику изыскания дополнительных поступлений (внеплановые проверки, НУРы, неофициальные беседы, уголовное преследование и т. д.) в поисках новых способов пополнения госказны в рамках уже действующего законодательства. Впрочем, не исключено, что Миндоходов будет выстраивать и новые схемы давления на бизнес.

Автор: Вилен Веремко, КОНТРАКТЫ

В бюджете-2014 косвенно предусмотрено усиление налогового давления на бизнес. Ставки основных налогов, кроме акцизов, вроде бы не повышаются. В то же время доходная часть государственной сметы увеличена почти на 45 млрд грн по сравнению с прошлогодней — до 395,3 млрд грн против 351,2 млрд грн в 2013-м. Это потому, что правительство надеется на рост ВВП в 2014-м на целых 3%. В то время как, к примеру, МВФ в конце прошлого года ухудшил соответствующий прогноз с 1,5% до 1%.

Тем не менее фискалы собираются изъять в 2014 году 326 млрд грн налогов — на 43,8 млрд грн больше, чем в прошлом. Парламент отменил плановое снижение ставки НДС до 17%, а налог на прибыль предприятий снизил лишь на 1% — до 18% вместо 16% положенных. При этом существенно увеличил планы по сбору НДС. Планы по НПП наоборот снижены. Но это продиктовано скорее тем, что в конце прошлого года Миндоходов выдавило у бизнеса все возможное путем стимулирования добровольно-принудительной авансовой уплаты налога.

Все это говорит о том, что фискалы будут совершенствовать прошлогоднюю практику изыскания дополнительных поступлений (внеплановые проверки, НУРы, неофициальные беседы, уголовное преследование и т. д.) в поисках новых способов пополнения госказны в рамках уже действующего законодательства. Впрочем, не исключено, что Миндоходов будет выстраивать и новые схемы давления на бизнес, в частности с помощью норм Закона «О трансфертном ценообразовании». Очевидно, будут предприниматься попытки лоббирования новых законов, например, о всеобщем декларировании доходов и т. д.

Что могли — уже выжали

В условиях жесткого давления, когда фискалы выискивали прибыль предприятий там, где она есть и где ее давно нет, еще пару месяцев назад бизнес с нетерпением ожидал наступления нового года. Согласно НК, с 1 января 2014-го ставка налога на прибыль снижалась с 19% до 16%. Не тут-то было. В конце декабря парламент принял изменения в НК (закон № 713-VII от 19.12.2013), которым снизил ставку НПП с нового года лишь на 1% — до 18%.

В 2015-м ставка уменьшится до 17% и лишь в 2016-м составит 16%. Но это так прописано в кодексе сегодня и совершенно не означает, что к концу года ставку налога вновь не заморозят. А все предпосылки к этому есть. То, что, согласно законодательству, налоги можно менять лишь за шесть месяцев до нового года, сегодня уже никого не волнует. Примечательно, как прокомментировал принятие закона тогдашний премьер-министр Николай Азаров. «Тяжелое решение.

Однако это решение будет стимулировать вложение средств в модернизацию предприятий», — заявил он. В правительстве, конечно, сами понимают, что у бизнеса уже нет средств не то что для вложений в модернизацию, но и на уплату налогов. Поступления от НПП в текущем бюджете снижены почти на 9 млрд грн и составляют 49 млрд грн против 57,9 млрд грн — в прошлом.

Очевидно, при определении данной цифры было учтено снижение ставки налога на 1%, но это не главное. С 1 января 2013 года предприятия с прибылью более 10 млн грн ежемесячно уплачивают НПП авансом. Таким образом, по оценкам экспертов, авансовые переплаты суммарно составляют не менее 16 млрд грн.

По другим данным, поступления по НПП за январь–октябрь прошлого года на 32,5% состоят из авансовых платежей. При этом сумма авансовых платежей рассчитывается как 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий год. То есть в прошлом году авансовый налог платили исходя их прибыли 2012-го. Теперь же он будет рассчитываться по итогам прошлого года.

Миндоходов будет выстраивать новые схемы давления на бизнес с помощью Закона «О трансфертном ценообразовании»

По данным Госстата, прибыль предприятий за девять месяцев прошлого года снизилась в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012-го (до 22,844 млрд грн прибыли до налогообложения против 53,162 млрд грн соответственно). За указанный период убыток предприятий вырос на 31,3% — до 107,425 млрд грн. А количество убыточных предприятий по отношению к общему их количеству выросло до 40,2%. Невзирая на оптимизм правительства, в нынешнем году негативная тенденция, скорее всего, продолжится.

Виной тому как спад производства (объем промышленного производства в ноябре 2013 года по сравнению с ноябрем 2012-го снизился на 4,7%, в частности в химпроме — на 18,5%, машиностроении — 13,9%, производстве кокса и продуктов переработки -11,8%), так и неблагоприятные условия для бизнеса. Украина фигурирует на последних позициях во всевозможных рейтингах условий ведения бизнеса, инвестиционной привлекательности, экономической свободы и пр., но лидирует по уровню коррупции, отсутствию правосудия и т. д. Учитывая изложенное, цифра в 49 млрд грн налога на прибыль вполне может оказаться существенно завышенной. И чтобы исполнить бюджет, фискалы будут дожимать бизнес любыми способами.

Как будут добавлять стоимость

Законом № 713-VII от 19.12.2013 также в последний момент отменено очень ожидаемое бизнесом снижение ставки НДС с 20% до 17%. В правительстве говорят, что в условиях кризиса нельзя снижать налоги. К тому же, мол, на этом настаивает МВФ. Хотя отсылка к рекомендациям Фонда — формальная отговорка, учитывая то, как правительство в последнее время придерживается подобных рекомендаций. Просто очень нужны деньги. В бюджете-2014 предусмотрены поступления от налога в сумме 176,5 млрд грн, что на 40,8 млрд грн, или на 30,1% больше, чем в 2012 году (135,7 млрд грн).

Вместе с тем на 5,6 млрд грн уменьшен объем запланированного бюджетного возмещения НДС — с 59 млрд грн в 2013-м до 53,4 млрд грн в текущем году. Интересно, что на днях Миндоходов отчиталось, что по факту в прошлом году предпринимателям компенсировали 53,4 млрд грн НДС, это на 16,3% больше, чем в 2012-м. Кроме того, в соответствующем пресс-релизе министерства отмечается, что в 2013 году плательщикам было выплачено на 3,5 млрд грн больше заявленной (49,9 млрд грн) на возмещение суммы налога. В 2012-м субъектам хозяйствования было возвращено 46 млрд грн, что на 2,7 млрд грн больше заявленной суммы.

Учитывая заложенный в бюджете существенный рост поступлений НДС, даже если сумма возмещения останется на прошлогоднем уровне, можно говорить о том, что фискалы и дальше будут бороться с бестоварными сделками, фиктивным возмещением и т. д. всеми возможными и невозможными методами и средствами. А если и такие методы не помогут обуздать аппетиты бизнеса в возмещении НДС, эксперты допускают, что налог будут возвращать векселями, которые, как показывает практика, потом можно будет реализовать лишь с большим дисконтом. «Мы рассмотрим. Может, действительно будем возвращать НДС, который должен взиматься и выплачиваться, возможно, путем векселя, может, другой механизм», — заявил Николай Азаров в конце декабря.

Впрочем, учитывая экономическую ситуацию, даже с помощью выкручивания рук бизнесу, похоже, заявленного показателя достигнуть вряд ли удастся. Вполне возможно, что к концу года бюджет будет пересмотрен, и поступления от НДС будут снижены за счет увеличения дефицита и госдолга.

Где сели, там и слезли

Вероятно, в правительстве рассчитывают на рост налоговых поступлений в связи с созданными препятствиями для вывода средств в офшоры. Речь идет о Законе «О трансфертном ценообразовании» (№ 408-VII от 04.07.2013). Напомним, что этим документом Миндоходов уполномочен корректировать цены по сделкам связанных лиц на сумму более 50 млн грн в год, а также несвязанных лиц, если контрагентом отечественной фирмы является компания из страны, где налог на прибыль на 5% меньше, чем в Украине.

По специальной методике налоговики должны проверять, не занижены ли цены на товары (услуги) с целью вывода денег за границу и оптимизации налогообложения. Ведь сегодня украинские компании продают продукцию по заниженным ценам в офшоры родственным структурам, а те реализуют ее по рыночным. Отечественная компания получает одни убытки, а офшорные — прибыль, которая не облагается налогом.

В конце прошлого года министр доходов и сборов Александр Клименко сообщил, что с момента введения закона о трансфертном ценообразовании (1.09.2013) экспорт в офшорные зоны сократился в два раза. По его словам, за четыре месяца действия закона крупный бизнес начал перестраивать схемы, которые были рискованными с точки зрения Миндоходов. «Сегодня точка прибыли возвращается в Украину, и приведенные мною цифры об этом свидетельствуют», — сказал министр.

Но, похоже, он рано обрадовался. 19 декабря прошлого года парламент принял в первом чтении изменения в НК (законопроект № 2737 от 05.04.2013). Учитывая, что его лоббируют отечественные ФПГ, документ имеет все шансы на принятие в целом в ближайшее время. Предлагается ввести в НК такое понятие, как «консолидированная группа плательщиков налогов». Таковой признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль без создания юридического лица на основе договора.

И на внутренние операции между связанными лицами консолидированной группы предлагается не распространять действие норм относительно контроля за трансфертным ценообразованием. При этом в рамках консолидированной группы один из ее участников сможет передавать свои убытки другим прибыльным участникам, которые будут учитывать такие переданные убытки при определении базы налогообложения.

Также предусмотрено, что консолидированная группа может быть создана плательщиками налога, если один из ее участников непосредственно или косвенно (в том числе и через нерезидента) владеет не менее чем 70% от суммы уставного капитала других участников группы, а совокупная сумма НПП, уплаченная всеми участниками группы, за предыдущий отчетный период должна составляет не менее 4 млрд грн. Эксперты утверждают, что под последний критерий подпадает лишь ФПГ Рината Ахметова. Но планка может быть снижена вплоть до 500 млн грн во время переговоров для принятия закона в целом.

Принятие закона позволит олигархам оптимизировать налогообложение внутри группы. На одних предприятиях будут формироваться убытки, которые переложат на прибыльные предприятия, и таким образом, по мнению экспертов, участники группы будут платить НПП в сумме не более, чем это будет необходимо для соблюдения критерия, чтобы оставаться в консолидированной группе.

Что еще в рукаве у фискалов

В конце прошлого года Александр Клименко порадовал бизнес, что в 2014 году Миндоходов будет добиваться уменьшения числа налогов до 9–10 против 23 нынешних. «У меня нет сомнений, что мы сделаем это в 2014-м. Все для этого есть»,— уверял он. Но опыт подсказывает, что всякое уменьшение количества налогов все равно приводит к усилению фискального давления на бизнес.

Нужно отметить, что это далеко не единая инициатива, которая может возникнуть у Миндоходов, если сильно прижмет. В частности, стоит напомнить об идее всеобщего декларирования доходов. Фискалы якобы привязывали эту инициативу к снижению ставки ЕСВ с 36,76%–49,7% до 18%, чтобы задобрить бизнес. Вероятно, всеобщее декларирование все-таки введут, а о снижении ЕСВ останется только мечтать. Впрочем, правительство не надеется на существенную легализацию зарплат. В бюджете-2014 от подоходного налога ожидается 8,5 млрд грн против 8,2 млрд грн годом ранее при запланированном росте минимальной зарплаты.

Кроме того, из-за недоборов может возникнуть очередная попытка реформировать НДС. Последняя идея Миндоходов — снизить ставку налога с 20% до 9%, одновременно отменить льготы по его уплате и ввести налог с оборота в 1% или 2%. Летом прошлого года фискалы предлагали ввести такие изменения с 1 января 2014-го, но позже отказались от идеи вследствие ее непопулярности в бизнес-кругах.

You may also like...